Проект
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в области социального обслуживания населения в Российской Федерации, и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания населения;
2) права человека и гражданина, отдельных групп населения на социальное обслуживание, гарантии их реализации;
3) полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения;
4) права и обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев при осуществлении деятельности в области социального обслуживания населения;
5) права и обязанности социальных работников.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих деятельность по социальному обслуживанию населения в качестве основного (уставного) вида деятельности, и приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона индивидуальных предпринимателей, благотворителей и добровольцев, предоставляющих социальные услуги населению, а также на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) социальное обслуживание населения - деятельность, осуществляемая органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, приравненными к ним в целях настоящего Федерального закона индивидуальными предпринимателями, благотворителями и добровольцами по предоставлению социальных услуг гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, для преодоления трудной жизненной ситуации;
2) социальная услуга - действие по оказанию неденежной поддержки гражданам и (или) семьям в целях содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией;
3) государственное задание на предоставление социальных услуг - документ, устанавливающий для бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию) государственного задания на предоставление социальных услуг гражданам и (или) семьям, порядок контроля за исполнением государственного задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения, требования к отчетности об исполнении государственного задания;
4) государственный заказ на предоставление социальных услуг - правовой акт, предусматривающий предоставление социальных услуг гражданам и (или) семьям для преодоления трудной жизненной ситуации сверх государственного задания юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими деятельность по социальному обслуживанию населения в качестве основного (уставного) вида деятельности, и приравненными к ним в целях настоящего Федерального закона индивидуальными предпринимателями, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд;
5) государственный заказчик социальной услуги - орган государственной власти, уполномоченный на установление государственного задания на предоставление социальных услуг, на размещение государственного заказа на предоставление социальных услуг, на представление субсидий социально-ориентированным некоммерческим организациями, осуществляющим деятельность по социальному обслуживанию населения; на привлечение благотворителей и добровольцев к деятельности по социальному обслуживанию населения;
6) поставщик социальной услуги - юридическое лицо независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющее деятельность по социальному обслуживанию населения в качестве основного (уставного) вида деятельности, физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, благотворители и добровольцы, осуществляющие деятельность по социальному обслуживанию населения;
7) получатель социальной услуги - гражданин и (или) семья (далее - гражданин (семья)), которым для преодоления трудной жизненной ситуации предоставляются социальные услуги;
8) семья - совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство лица, связанные отношениями брака, родства, свойства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание, имеющие взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
9) трудная жизненная ситуация - обстоятельство (совокупность обстоятельств), объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (семьи), последствия которого он не может преодолеть самостоятельно;
10) индивидуальная нуждаемость в социальных услугах - потребность гражданина (семьи) в действиях по оказанию неденежной поддержки, необходимых для преодоления трудной жизненной ситуации и/или предупреждения причин возникновения трудной жизненной ситуации;
11) социальный работник - специалист, имеющий профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, работающий в организации, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющей деятельность по социальному обслуживанию населения в качестве основного (уставного) вида деятельности, в трудовые обязанности которого входит выполнение работ, связанных с предоставлением социальных услуг населению, и/или индивидуальный предприниматель, предоставляющий социальные услуги, имеющий необходимую квалификацию, и осуществляющий профессиональную деятельность по предоставлению социальных услуг.
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 3. Основные принципы социального обслуживания населения
Основными принципами социального обслуживания населения являются:
1) соблюдение прав человека и гражданина, уважение достоинства личности;
2) доступность социального обслуживания населения;
3) профилактическая направленность социального обслуживания населения;
4) учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении социальных услуг;
5) добровольность выбора социальной услуги или отказа от ее предоставления;
6) конфиденциальность информации о получателях социальных услуг.
Статья 4. Соблюдение прав человека и гражданина, уважение достоинства личности
1. Социальные услуги предоставляются на основе признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Предоставление социальных услуг основывается на уважении достоинства личности, носит гуманный характер, не допускает унижения чести и достоинства граждан, а также учитывает этнокультурные традиции, сложившиеся в субъекте Российской Федерации.
3. Государство обеспечивает гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, равные возможности в получении социальных услуг независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 5. Доступность социального обслуживания населения
1. Граждане (семьи) имеют свободный доступ к социальным услугам вне зависимости от географических, экономических, социальных, организационных или языковых барьеров.
2. Доступность социального обслуживания населения обеспечивается:
1) наличием поставщиков социальных услуг;
2) наличием социальных работников;
3) достаточностью финансовых ресурсов;
4) транспортной доступностью поставщиков социальных услуг и социальных работников;
5) стандартизацией социальных услуг.
3. Доступность социального обслуживания населения реализуется путем применения единого на территории субъекта Российской Федерации порядка и регламента предоставления социальных услуг.
Статья 6. Профилактическая направленность социального обслуживания населения
1. Профилактическая направленность социального обслуживания населения означает, что социальные услуги оказываются гражданам (семьям) для преодоления трудной жизненной ситуации и/или предупреждения причин возникновения трудной жизненной ситуации.
2. Профилактическая направленность социального обслуживания населения реализуется путем:
1) раннего выявления причин возникновения трудной жизненной ситуации, а также граждан (семей) находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) разработки мероприятий, направленных на предотвращение причин трудной жизненной ситуации и ее последствий.
Статья 7. Учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении социальных услуг
1. При предоставлении социальных услуг учитываются индивидуальные потребности граждан (семей), выявленные по результатам комплексной объективной оценки условий их жизнедеятельности.
2. Оценка индивидуальной нуждаемости гражданина (семьи) в социальных услугах является основанием для определения формы, вида, состава, объема, условий и порядка предоставляемых социальных услуг.
Статья 8. Добровольность выбора социальной услуги или отказа от ее предоставления
1. Социальные услуги предоставляются на основании добровольного согласия гражданина (семьи), либо его законного представителя.
2. Граждане (семьи), либо их законные представители, имеют право отказаться от предоставления социальных услуг. В случае отказа от социального обслуживания гражданам (семьям), либо их законным представителям, разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
3. Добровольное согласие (отказ) на предоставление социальных услуг в системе социального обслуживания оформляется в письменном виде.
Статья 9. Конфиденциальность информации о получателях социальных услуг
1. Не допускается разглашение сведений о получателях социальных услуг лицами, которым они стали известны при исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.
2. С письменного согласия получателя социальных услуг (либо его законного представителя) допускается передача сведений другим лицам, в том числе должностным лицам, в интересах гражданина (семьи).
3. Предоставление сведений о получателях социальных услуг без согласия гражданина (семьи), либо его законного представителя, допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
2) в случае предоставления социальных услуг несовершеннолетнему, для информирования родителей или опекуна, попечителя, другого законного представителя.
ГЛАВА III. ПОЛНОМОЧИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области социального обслуживания населения
К полномочиям федеральных органов исполнительной власти в области социального обслуживания населения относятся:
1) разработка и принятие нормативных правовых актов в области социального обслуживания населения, и контроль за их соблюдением и исполнением;
2) защита прав и свобод человека и гражданина в области социального обслуживания населения;
3) проведение единой государственной политики в области социального обслуживания населения;
4) методическое обеспечение деятельности по предоставлению социальных услуг гражданам (семьям);
5) установление критериев оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг;
6) установление требований к формированию и ведению реестров учреждений социального обслуживания населения;
7) утверждение перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг;
8) установление требований к совместному заключению органов социальной защиты населения и здравоохранения об отказе в предоставлении социальных услуг по причине наличия у получателя социальных услуг заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;
9) утверждение типовой формы заключения об отказе в предоставлении социальных услуг по причине наличия у получателя социальных услуг заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения;
10) установление требований к условиям получения социальных услуг;
11) установление требований к регламентам предоставления социальных услуг и порядку их утверждения;
12) установление профессионально-квалификационных требований к социальным работникам;
13) установление единой федеральной системы статистического учета и отчетности в области социального обслуживания населения;
14) организация и координация научных исследований в области социального обслуживания населения;
15) установление требований к региональным программам социального обслуживания населения;
16) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в области социального обслуживания населения;
17) организация поддержки общероссийских социально ориентированных некоммерческих организаций - поставщиков социальных услуг;
18) осуществление функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области социального обслуживания населения
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения относятся:
1) правовое регулирование социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
2) формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области социального обслуживания населения;
3) координация деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области социального обслуживания населения;
4) утверждение регламентов межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг;
5) утверждение региональных схем развития и размещения бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
6) формирование номенклатуры бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
7) ведение паспортов бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) ведение реестров бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
9) материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
10) обеспечение безопасных условий проживания при получении стационарных социальных услуг;
11) разработка (утверждение), финансовое обеспечение и реализация региональных программ социального обслуживания населения;
12) установление порядка и условий размещения, финансовое обеспечение государственного задания на предоставление социальных услуг в бюджетных, автономных и казенных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
13) формирование и ведение регистров получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации;
14) утверждение регламентов предоставления социальных услуг;
15) утверждение государственных стандартов социальных услуг;
16) утверждение порядка и условий предоставления социальных услуг, включая форму заявления на получение социальных услуг и форму договора на получение социальных услуг;
17) установление перечня факторов, обуславливающих индивидуальную нуждаемость граждан (семей) в социальных услугах с учетом географических, социально-экономических, этнографических и организационных особенностей региона и утверждение порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг;
18) утверждение размера предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату и порядка расчета среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг;
19) утверждение порядка и условий взимания платы за предоставление социальных услуг, порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания с граждан платы за проживание при получении социальных услуг в стационарных условиях, а также порядка регулирования тарифов оплаты социальных услуг;
20) утверждение формы и порядка заключения договора о плате за проживание при получении социальных услуг в стационарных условиях;
21) утверждение норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях;
22) установление порядка направления граждан (семей) в специальные стационарные учреждения социального обслуживания;
23) утверждение перечня, порядка и условий предоставления дополнительных социальных услуг сверх установленного государственного задания на платной основе;
24) обеспечение открытого доступа населения к информации о бюджетных, автономных и казенных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих социальные услуги;
25) информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, условиях и порядке их предоставления, в том числе путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
26) установление мер социальной поддержки социальных работников бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
27) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации социальных работников бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
28) ведение статистического учета и отчетности в области социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации;
29) организация поддержки региональных социально-ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев - поставщиков социальных услуг;
30) осуществление контроля в области социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации.
2. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА IV. УСЛОВИЯ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 12. Основания для признания граждан (семей) нуждающимися в социальном обслуживании
1. Социальное обслуживание осуществляется в отношении граждан (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Гражданин (семья) может быть признан находящимся в трудной жизненной ситуации по следующим основаниям:
1) частичная или полная утрата способности к самообслуживанию и/или передвижению в связи с преклонным возрастом (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), болезнью и/или инвалидностью;
2) сиротство, безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних;
3) семейное неблагополучие (конфликты, жестокое обращение в семье, асоциальное поведение детей и/или родителей);
4) наличие ВИЧ-инфицированных членов семьи, членов семьи с устойчивой наркотической или алкогольной зависимостью;
5) наличие в семье инвалидов и/или детей-инвалидов;
6) признание гражданина (семьи) малоимущим (малоимущей) в установленном порядке;
7) отсутствие определенного места жительства и определенных занятий, в том числе в связи с освобождением из мест лишения свободы;
8) ущерб в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц.
3. Гражданину (семье), признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, государство гарантирует социальное обслуживание и получение социальных услуг в порядке и на условиях, устанавливаемых настоящим Федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 13. Условия социального обслуживания населения
1. Социальное обслуживание населения осуществляется на основании письменного либо электронного обращения гражданина (его законного представителя). Форма заявления на получение социальных услуг утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Социальное обслуживание населения осуществляется в стационарных, полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (либо его законным представителем). Форма и порядок заключения договора на получение социальных услуг утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Социальное обслуживание в стационарных условиях предоставляется на условиях постоянного или временного (более суток) проживания:
1) гражданам пожилого возраста (женщинам старше 55 лет, мужчинам старше 60 лет) и инвалидам (в т.ч. детям-инвалидам), нуждающимся в постоянном уходе или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;
2) гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, нуждающимся в обеспечении временным жилым помещением (детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, гражданам, пострадавшим от жестокого обращения в семье, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц);
4. Социальное обслуживание в полустационарных (нестационарных) условиях предоставляется в течение определенного времени суток в условиях дневного или ночного пребывания гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, сохранившим способность к самообслуживанию и передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
5. Социальное обслуживание по месту проживания (на дому) предоставляется гражданам с выраженными ограничениями способностей к самообслуживанию и передвижению, нуждающимся в постоянном или временном предоставлении социальных услуг, а также семьям, имеющим детей-инвалидов.
6. Требования к условиям получения социальных услуг в стационарных, полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 14. Виды социальных услуг
1. В стационарных условиях предоставляются:
1) социально-бытовые услуги - обеспечение питанием (приготовление и подача пищи), включая диетическое питание и питание для детей-инвалидов, обеспечение одеждой (в том числе, специальной), обувью (в том числе, ортопедической), постельными принадлежностями и средствами личной гигиены, средствами реабилитации, транспортными услугами, приобретение и доставка медицинских препаратов, содержание и ремонт жилого помещения, предоставление в пользование мебели, помещений для бытового обслуживания, реабилитационной, культурно-досуговой и лечебно-трудовой деятельности, создание условий для отправления религиозных обрядов, организация досуга и отдыха;
2) социально-медицинские услуги - обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий направленных на сохранение, поддержку и охрану здоровья, содействие в профилактике обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний, содействие в прохождении диспансеризации;
3) социально-реабилитационные услуги - проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации инвалида (социально-средовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социо-культурная реабилитация, социально-бытовая адаптация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт), содействие в получении/приобретении технических средств реабилитации (с разъяснением порядка и правил их использования и оказанием помощи при пользовании ими);
4) социально-психологические услуги - предоставление консультаций по вопросам психического здоровья, экстренная психологическая помощь, проведение психодиагностики, направленной на психологическую коррекцию личности, преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении, проведение мероприятий по психологической разгрузке;
5) социально-педагогические услуги - проведение психолого-педагогических обследований и социально-педагогической диагностики, проведение мероприятий по использованию остаточных трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам, профессиональной реабилитации, содействие детям-инвалидам в получении общего (профессионального) образования в соответствии с рекомендациями, содержащимися в индивидуальной программе реабилитации инвалида, содействие инвалидам в реализации мероприятий по профессиональной реабилитации, предусмотренных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах;
6) социально-правовые услуги - организация консультирования по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание, пенсионное обеспечение и предоставление социальных выплат, содействие в получении мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, содействие в оформлении документов при направлении на медико-социальную экспертизу, в получении бесплатной либо на льготных условиях зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи, оказание помощи в оформлении и восстановлении документов, содействие в сохранении занимаемых ранее жилых помещений, содействие в предоставлении бесплатной помощи адвоката, сопровождение (представление интересов) в судах различных инстанций, исполнение функций опекунов и попечителей в отношении недееспособных пожилых людей, инвалидов и детей-инвалидов, нуждающихся в опеке или попечительстве.
2. В полустационарных (нестационарных) условиях предоставляются:
1) социально-бытовые услуги - предоставление на время дневного (ночного) пребывания постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечение горячим питанием, предоставление возможностей для соблюдения личной гигиены;
2) социально-медицинские услуги, социально-реабилитационные услуги, социально-психологические услуги, социально-педагогические услуги, социально-правовые услуги в соответствии с перечнем услуг, указанных в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона. Дополнительно в полустационарных (нестационарных) условиях предоставляются социально-психологические услуги по социально-педагогическому консультированию по вопросам внутрисемейных отношений, основам реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях;
3) срочные социальные услуги - в виде разовых услуг, включающих обеспечение предметами первой необходимости, средствами санитарии и гигиены, средствами ухода, обеспечение горячей пищей или продуктовым набором, содействие в предоставлении стационарных социальных услуг, организацию юридических и иных консультаций, содействие в возвращении к месту постоянного проживания.
3. По месту проживания (на дому) предоставляются:
1) социально-бытовые услуги - организация питания, включая доставку продуктов на дом, помощь в приобретении лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, промышленных товаров первой необходимости, содействие в обеспечении топливом и водой (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения), поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями, содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений, в организации ритуальных услуг;
2) социально-медицинские услуги - обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения, содействие (помощь) в оформлении документов при направлении на медико-социальную экспертизу, в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ребенка-инвалида);
3) социально-психологические услуги - оказание психологической (экстренной психологической) помощи, в том числе гражданам, осуществляющим уход на дому за тяжелобольными пожилыми родственниками и инвалидами;
4) социально-правовые услуги - организация содействия в оказании юридической помощи и иных правовых услуг, помощи в оформлении и восстановлении документов, в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления социальных выплат, социально-правового консультирования.
Статья 15. Типы учреждений социального обслуживания населения
1. Социальные услуги в стационарных условиях предоставляются:
1) стационарными учреждениями социального обслуживания общего профиля для пожилых людей и инвалидов (в том числе геронтологическими центрами);
2) психоневрологическими стационарными учреждениями социального обслуживания для пожилых людей и инвалидов, имеющих соответствующие медицинские показания;
3) специальными стационарными учреждениями социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимавшихся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемых из учреждений органов внутренних дел;
4) стационарные учреждения для умственно отсталых детей;
5) стационарные учреждения для детей с физическими недостатками.
2. В учреждениях, предоставляющих социальные услуги в стационарных условиях, могут создаваться отделения для предоставления социальных услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому).
3. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
4. Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел в специальные стационарные учреждения социального обслуживания, принимаются на социальное обслуживание при отсутствии медицинских противопоказаний в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Социальные услуги в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) предоставляются:
1) центрами социального обслуживания населения (в том числе комплексными центрами социального обслуживания);
2) центрами социальной помощи семье и детям (в том числе социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних, центрами помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальными приютами для детей и подростков);
3) кризисными центрами для пострадавших от семейного насилия, пострадавших от чрезвычайных ситуаций, вооруженных и межэтнических конфликтов, противоправных действий других лиц (в том числе домами ночного пребывания);
4) центрами социальной помощи на дому;
5) центрами психолого-педагогической помощи населению;
6) центрами экстренной психологической помощи по телефону;
7) центрами социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и/или лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
6. Номенклатура бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основании региональной схемы развития и размещения бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
7. Деятельность бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, регулируется уставом учреждения и паспортом учреждения. Уставы учреждений социального обслуживания населения и требования к паспорту учреждения социального обслуживания населения утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
8. Субъекты Российской Федерации ведут реестры бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Требования к формированию и ведению реестров учреждений социального обслуживания населения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития.
9. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают открытый доступ населения к информации о бюджетных, автономных и казенных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих социальные услуги, а также информирование населения субъекта Российской Федерации, в том числе через средства массовой информации, о социальных услугах, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации, условиях и порядке их предоставления, в том числе путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
ГЛАВА V. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 16. Оценка индивидуальной нуждаемости при предоставлении социальных услуг
1. Социальные услуги предоставляются гражданам (семьям) на основании оценки индивидуальной нуждаемости в социальном обслуживании.
2. При проведении оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в социальном обслуживании учитываются следующие факторы:
1) состояние здоровья, нуждаемость в постоянной или временной посторонней помощи вследствие частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;
2) семейное положение, наличие или отсутствие родственников, осуществляющих помощь и уход, попечение несовершеннолетних;
3) жилищные условия;
4) материальная обеспеченность;
5) психологическое состояние, угроза попадания в социально опасное положение, представляющее опасность для жизни или здоровья.
3. Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать перечень иных факторов, обуславливающих индивидуальную нуждаемость граждан (семей) в социальных услугах с учетом географических, социально-экономических, этнографических и организационных особенностей субъекта Российской Федерации.
4. Критерии оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития.
5. Порядок оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 17. Государственное задание на предоставление социальных услуг
1. Государственное задание на предоставление социальных услуг устанавливается:
1) в стационарных условиях - для предоставления социальных услуг получателям социальных услуг, поименованным в пункте 3 статьи 13 настоящего Федерального закона;
2) в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) - для предоставления социальных услуг гражданам (семьям), признанным в соответствии с пунктом 2 статьи 12 настоящего Федерального закона находящимися в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на дату обращения не превышает более чем в полтора раза величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
3) в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) - для предоставления социальных услуг гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с чрезвычайными ситуациями, вооруженными и межэтническими конфликтами, противоправными действиями других лиц, несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам.
2. Социальные услуги в рамках государственного задания предоставляются бесплатно.
3. Порядок и условия размещения государственного задания на предоставление социальных услуг в бюджетных, автономных и казенных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Финансовое обеспечение государственного задания на предоставление социальных услуг осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке, установленном органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
5. Поставщики социальных услуг вправе оказывать гражданам (семьям) по их желанию (письменному заявлению) дополнительные социальные услуги сверх установленного государственного задания на платной основе. Перечень дополнительных социальных услуг, порядок и условия их предоставления утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 18. Плата за предоставление социальных услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому)
1) Социальные услуги в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) за плату предоставляются гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на дату обращения за получением социальных услуг не менее чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
2) Размер платы за предоставление услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода потребителя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
3) Учет доходов и расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг производятся на основании сведений о составе семьи, доходах гражданина (членов семьи) и принадлежащем имуществе на праве собственности. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок расчета среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг устанавливается нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
4) Порядок и условия взимания платы за предоставление социальных услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому), а также порядок регулирования тарифов оплаты социальных услуг устанавливаются нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статья 19. Плата за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях
1. При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях устанавливается плата за проживание, включающая затраты на приобретение продуктов питания, мягкого инвентаря и плату за пользование жилым помещением (плату за наем).
2. Плата за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях производится на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и получателем социальных услуг (либо его законным представителем). Форма и порядок заключения договора о плате за проживание при получении социальных услуг в стационарных условиях утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Размер ежемесячной платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях определяется с учетом норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, утвержденных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, а также с учетом сложившегося в субъекте Российской Федерации уровня потребительских цен, тарифов за пользование жилым помещением (платы за наем), в пределах фактического объема затрат на указанные цели.
4. Размер ежемесячной платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях не может превышать 75 процентов величины среднедушевого дохода гражданина (семьи). Расчет величины среднедушевого дохода граждан (семей), получающих социальные услуги в стационарных условиях, производится в порядке, установленном подпунктами 2-3 статьи 18 настоящего Федерального закона.
5. Порядок расходования средств, образовавшихся в результате взимания с получателей социальных услуг платы за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях в бюджетных и автономных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
6. При предоставлении социальных услуг в стационарных условиях плата за проживание с детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных попечительства родителей, не взимается.
7. Плата за проживание при предоставлении социальных услуг в стационарных условиях не является источником финансового обеспечения государственного задания.
Статья 20. Регламенты предоставления социальных услуг
Социальные услуги предоставляются в соответствии с регламентами предоставления социальных услуг. Требования к регламентам предоставления социальных услуг и порядку их утверждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Регламенты предоставления социальных услуг в субъектах Российской Федерации утверждаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 21. Государственные стандарты социальных услуг
1. Социальные услуги предоставляются в соответствии с государственными стандартами, устанавливающими основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления.
2. Состав государственного стандарта социальной услуги:
1) наименование социальной услуги;
2) содержание социальной услуги;
3) периодичность предоставления социальной услуги;
4) качественные и количественные показатели предоставления социальной услуги;
5) требования к поставщику социальной услуги;
6) условия предоставления социальной услуги;
7) документальное сопровождение процесса предоставления социальной услуги.
3. Государственные стандарты социальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и являются составной частью регламента предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации.
ГЛАВА VI. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 22. Права получателей социальных услуг
1. При получении социальных услуг граждане (семьи), либо их законные представители, имеют право на:
1) получение информации о своих правах, обязанностях, видах предоставляемых социальных услуг и условиях их предоставления;
2) своевременную и объективную оценку индивидуальной нуждаемости в социальных услугах;
3) выбор видов социальных услуг, условий получения социальных услуг, поставщиков социальных услуг, а также на отказ от предоставления социальных услуг;
4) получение социальной услуги в полном объеме в соответствии с условиями договора;
5) обеспечение конфиденциальности информации, предоставляемой в целях получения социальной услуги;
6) защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
7) получение социальных услуг сверх предоставляемых в рамках государственного задания на платной основе.
2. Дети-инвалиды, получающие социальные услуги в стационарных условиях, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.
Статья 23. Обязанности получателей социальных услуг
Граждане (семьи), получающие социальные услуги (либо их законные представители), обязаны:
1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении социальных услуг;
2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении жизненной ситуации, влияющей на получение социальных услуг;
3) при получении социальных услуг в стационарных условиях соблюдать правила общежития и общественного порядка;
4) воздерживаться от угроз, грубости, оскорбительных выражений, нецензурной речи, предъявления неправомерных и незаслуженных обвинений в адрес социальных работников.
ГЛАВА VII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Статья 24. Права поставщиков социальных услуг
Поставщик социальных услуг имеет право:
1) предоставлять дополнительные социальные услуги гражданам (семьям) по их желанию (письменному заявлению) сверх установленного государственного задания на платной основе.
2) отказать в предоставлении социальных услуг при наличии у получателя социальных услуг заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ подтверждается совместным заключением органов социальной защиты населения и здравоохранения. Требования к совместному заключению, типовая форма заключения об отказе в предоставлении социальных услуг утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития.
Статья 25. Обязанности поставщиков социальных услуг
1. Поставщик социальных услуг обязан:
1) осуществлять свою деятельность на профессиональной основе;
2) предоставлять получателю социальных услуг (либо его законному представителю) информацию о его правах и обязанностях, информацию о видах предоставляемых социальных услуг и условиях их предоставления;
3) информировать в письменной форме получателя социальных услуг (либо его законного представителя) о причинах отказа в осуществлении социального обслуживания;
4) не разглашать информацию о получателях социальных услуг без их письменного согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Поставщик социальных услуг не имеет права использовать лекарственные препараты в целях физического сдерживания, а также ограничивать свободу получателей социальных услуг и/или применять насилие (физическую силу) в отношении получателей социальных услуг. Лица, виновные в нарушении законных прав получателей социальных услуг, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА VIII. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Статья 26. Права социальных работников
Социальные работники, осуществляющие профессиональную деятельность по предоставлению социальных услуг, имеют право на:
1) защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
2) соблюдение норм труда и отдыха;
3) оплату труда в соответствии с квалификацией, сложность, количеством и качеством выполненной работы;
4) профессиональную переподготовку и повышение квалификации;
5) создание профессиональных общественных объединений.
Статья 27. Обязанности социальных работников
1. Социальные работники обязаны руководствоваться в своей деятельности положениями настоящего Федерального закона, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Социальные работники, виновные в разглашении информации о получателях социальных услуг без их письменного согласия, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
3. За недобросовестное исполнение своих обязанностей, требований внутреннего распорядка, невыполнение требований об охране труда, несоблюдение трудовой дисциплины социальные работники несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 28. Меры социальной поддержки социальных работников
1. Меры социальной поддержки социальных работников бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе необходимые для осуществления профессиональной деятельности, устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Медицинским работникам бюджетных, автономных и казенных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, предусматриваются меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
3. Работникам бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, предусматриваются меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации для педагогических кадров образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
4. Меры социальной поддержки социальных работников федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания населения, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития.
5. Медицинским работникам федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания населения, непосредственно занятым социально-медицинским обслуживанием, предусматриваются меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для медицинских работников государственных учреждений здравоохранения.
6. Работникам федерального бюджетного учреждения социального обслуживания населения, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, предусматриваются меры социальной поддержки в порядке и на условиях, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Меры социальной поддержки социальных работников негосударственных организаций социального обслуживания устанавливаются их учредителями самостоятельно.
ГЛАВА IX. ОРГАНИЗАЦИЯ, ФИНАСИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 29. Региональные программы социального обслуживания населения
Основой организации социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации являются региональные программы социального обслуживания населения, утверждаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Требования к региональным программам социального обслуживания населения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития.
Статья 30. Межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг
1. Межведомственное взаимодействие при предоставлении социальных услуг осуществляется на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Регламенты межведомственного взаимодействия определяют содержание и порядок действий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи с реализацией полномочий субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения.
3. Регламенты межведомственного взаимодействия определяют:
1) перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующих в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
2) функции и виды деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
3) процедуры и формы осуществления межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
4) требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, в том числе в электронной форме;
5) порядок разрешения споров, возникающих между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения;
6) порядок осуществления контроля за результатами межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения.
Статья 31. Регистры получателей социальных услуг
1. В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг в субъекте Российской Федерации формируется и ведется регистр получателей социальных услуг.
2. В регистре получателей социальных услуг содержится следующая информация:
1) регистрационный номер учетной записи;
2) фамилия, имя, отчество;
3) дата рождения;
4) пол;
5) гражданство;
6) адрес места жительства (пребывания), телефон;
7) серия и номер паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), дата выдачи указанных документов и наименование выдавшего их органа;
8) образование;
9) дата обращения за получением социальных услуг;
10) основание для получения гражданином социальной услуги;
11) сведения о документах, подтверждающих основания для получения гражданином социальных услуг;
12) сведения о составе семьи;
13) сведения о доходах получателя социальных услуг, членов семьи и принадлежащем на праве собственности имуществе;
14) сведения о мерах социальной поддержки (помощи), установленных получателю гражданину (семье) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации в денежном выражении;
15) перечень предоставленных гражданину (семье) социальных услуг с указанием периода и результата предоставления.
3. Ведение регистров получателей социальных услуг обеспечивается в автоматизированном режиме с учетом положений статьи 9 настоящего Федерального закона.
4. Сведения о получателе социальных услуг либо изменения сведений о гражданах (семьях), получателях социальных услуг, вносятся в регистр получателей социальных услуг не позднее чем через 5 рабочих дней после обращения гражданина (семьи) за предоставлением социальных услуг либо получением информации об изменениях сведений о гражданах (семьях), получателях социальных услуг.
5. В случае отказа граждан (семей) от получения социальных услуг либо отказа в предоставлении гражданам (семьям) социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, соответствующая запись заносится в регистр получателей социальных услуг в течение 3 рабочих дней.
6. Требования к порядку ведения регистров и форме представления в них сведений устанавливаются органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
7. Сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, подлежат включению в "Универсальную электронную карту гражданина".
Статья 32. Финансовое обеспечение социального обслуживания населения
1. Финансовое обеспечение социального обслуживания населения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
2. Финансовое обеспечение федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания является расходным обязательством Российской Федерации.
Статья 33. Контроль в области социального обслуживания населения
1. Государственный контроль в области социального обслуживания населения осуществляется федеральными органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального развития и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Порядок осуществления государственного контроля в области социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации определяется в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
3. Общественный контроль в области социального обслуживания населения осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях реализации прав граждан (семей) на получение социальных услуг и предотвращения нарушения законодательства в области социального обслуживания населения. Результаты общественного контроля в области социального обслуживания населения, представленные в органы государственной власти Российской Федерации и/или органы государственной власти субъектов Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
ГЛАВА X. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 34. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации
Признать утратившими силу:
1) Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 11.12.1995 № 50, ст.4872; 28.07.2008, № 30 (ч.2), ст.3616);
2) Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (Собрание законодательства РФ, 07.08.1995, № 32, ст.3198; 30.08.2004 № 35, ст.3607)
Статья 35. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.
В настоящее время отношения в области социального обслуживания населения регулируются Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Действующие законы)
С момента принятия в Действующие законы вносились многочисленные изменения, связанные с развитием законодательства Российской Федерации по вопросам общих принципов организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации местного самоуправления в Российской Федерации, лицензирования, стандартизации, совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации, правового положения иностранных граждан в Российской Федерации.
Действующие законы сыграли важную роль в развитии системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. На их основе в субъектах Российской Федерации сформирована законодательная, материально-техническая база и кадровый потенциал, система управления и сеть учреждений различных типов и форм, осуществляющих социальное обслуживание населения. Социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охвачено около 19 млн. человек - пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Вместе с тем, действующая в настоящее время модель организации социального обслуживания населения, базирующаяся на положениях Действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества.
Об этом свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, уровнях их реализации, в доступности и качестве предоставления социальных услуг, сохраняющиеся на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях в субъектах Российской Федерации и пр.
В Действующих законах отсутствует исчерпывающий перечень конкретных оснований для признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Права граждан на социальное обслуживание определяются через описания основных видов социального обслуживания, при этом содержание социальных услуг не конкретизировано. Как следствие, в субъектах Российской Федерации социальное облуживание осуществляется по различным основаниям, что, в свою очередь, приводит к неравенству прав граждан на получение социальных услуг.
Положения ряда норм Действующих законов не соответствует нормам современного российского законодательства по вопросам совершенствования правового положения государственных (муниципальных), социально ориентированных некоммерческих организаций, общественных объединений, организации предоставления государственных и муниципальных услуг, размещение государственного (муниципального) заказа и др.
Внесение отдельных поправок, дополнений и изменений в Действующие законы нецелесообразно, поскольку потребует корректировки практически каждой статьи и текстов в целом.
Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Законопроект) направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности. Законопроект предполагает признание утратившими силу Действующих законов и формирование единого интегрированного законодательного акта, регулирующего отношения в области социального обслуживания населения.
Законопроект разработан с учетом норм действующего законодательства и международных обязательств Российской Федерации, результатов обобщения и анализа практики реализации Действующих законов в субъектах Российской Федерации, опыта нормативного правового регулирования отношений в области социального обслуживания населения в странах СНГ (Республики Беларусь, Казахстан, Украина, Молдова), странах Балтии (Эстония, Латвия).
Законопроект конкретизирует содержание ряда понятий, применяемых в Действующих законах, таких как "социальное обслуживание", "социальная услуга", "трудная жизненная ситуация", с целью их точного и единообразного толкования и практического использования.
Законопроект предусматривает введение ряда новых базовых понятий, необходимых для унификации подходов к организации социального обслуживания населения в субъектах Российской Федерации. К числу таких понятий относятся: "государственное задание на предоставление социальных услуг", "государственный заказчик социальной услуги", "поставщик социальной услуги", "получатель социальной услуги", "семья", "социальный работник", "индивидуальная нуждаемость". Введение указанных терминов направлено на фиксацию сторон, участвующих в социальном обслуживании населения, их прав и обязанностей, встраивание социального обслуживания населения в систему отношений, вытекающих из новых законодательных решений относительно правового положения бюджетных, автономных и казенных учреждений, размещения государственного (муниципального) заказа, государственной поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций, благотворительной деятельности, добровольчества и т.д.
В Законопроекте уточнен перечень принципов социального обслуживания. Конкретизировано содержание таких принципов, как "доступность социального обслуживания населения", "профилактическая направленность социального обслуживания населения", "учет индивидуальной нуждаемости (адресность) при предоставлении социальных услуг", "конфиденциальность информации о получателях социальных услуг". Закрепление в Законопроекте норм, определяющих условия реализации принципов социального обслуживания населения, направлено на обеспечение единства требований к предоставлению социальных услуг в субъектах Российской Федерации, равенства прав граждан на их получение.
В Законопроекте расширен и конкретизирован перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения.
Определены полномочия федеральных органов исполнительной власти, в том числе проведение единой государственной политики в области социального обслуживания населения, установление требований к условиям получения социальных услуг, установление порядка и общих требований к разработке и утверждению регламентов предоставления социальных услуг, утверждение критериев оценки индивидуальной нуждаемости в предоставлении социальных услуг, определение квалификационных требований к социальным работникам, организация поддержки общероссийских социально ориентированных некоммерческих организаций - поставщиков социальных услуг, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных бюджетных учреждений социального обслуживания населения.
Уточнен, с учетом правоприменительной практики, перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания населения. В число этих полномочий входит: установление порядка и условий размещения, финансовое обеспечение государственного задания на предоставление социальных услуг в бюджетных, автономных и казенных учреждениях социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждение регламентов предоставления социальных услуг, государственных стандартов социальных услуг, обеспечение безопасных условий проживания при получении стационарных социальных услуг, установление перечня факторов, обуславливающих индивидуальную нуждаемость в социальных услугах, порядка оценки индивидуальной нуждаемости граждан (семей) в предоставлении социальных услуг; утверждение порядка предоставления бесплатных социальных услуг в стационарных условиях, утверждение порядка и условий взимания платы за предоставление социальных услуг, порядка расходования средств, образовавшихся в результате взимания с граждан платы за проживание при получении социальных услуг в стационарных условиях, а также порядка регулирования тарифов оплаты социальных услуг, установление мер социальной поддержки социальных работников бюджетных, автономных и казенных учреждений социального обслуживания населения, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организация поддержки региональных социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев - поставщиков социальных услуг.
Определенные Законопроектом полномочия отражают новые подходы, технологии и управленческие решения в области социального обслуживания населения, отработанные на практике в субъектах Российской Федерации.
Законопроект содержит развернутый перечень оснований признания гражданина (семьи) находящимся в трудной жизненной ситуации. Перечень построен с учетом современной практики и норм, зафиксированных в законодательных и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Применение унифицированного перечня позволит повысить объективность и прозрачность признания граждан (семей) нуждающимися в предоставлении социальных услуг, обеспечит государственные гарантии гражданам, признанным находящимися в трудной жизненной ситуации, социальное обслуживание и получение социальных услуг.
В Законопроекте с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), содержание этих услуг и условия их предоставления - стационарные, полустационарные (нестационарные), по месту проживания (на дому).
Таким образом, облегчается понимание населением своих прав в области социального обслуживания, повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг, сокращается маршрут движения граждан (семей) за социальными услугами и трудоемкость их получения.
Законопроект детализирует порядок предоставления социальных услуг, организацию и принципы регулирования социального обслуживания.
Законопроектом устанавливается, что социальные услуги предоставляются в соответствии с регламентами предоставления социальных услуг, требования к разработке и порядку утверждения которых являются общими для всех субъектов Российской Федерации и устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом предполагается использование таких механизмов, как государственные стандарты социальных услуг, устанавливающие основные требования к объему и качеству социальных услуг, срокам и условиям их предоставления. Законопроектом определен состав государственного стандарта социальной услуги, включающий наименование социальной услуги, ее содержание, периодичность, качественные и количественные показатели предоставления социальной услуги, требования к поставщику социальной услуги, документальное сопровождение процесса предоставления социальной услуги.
Применение вышеупомянутых механизмов организации предоставления социальных услуг обеспечит единые подходы в социальном обслуживании населения, как в субъекте Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что основой организации социального обслуживания населения в субъекте Российской Федерации являются региональные программы социального обслуживания населения, утверждаемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Применение программного подхода создает нормативную правовую базу, направленную на повышение качества, доступности и безопасности социального обслуживания населения, обеспечение мониторинга и оценки его результативности, повышение эффективности бюджетирования социального обслуживания населения по результатам, создание предпосылок для привлечения к предоставлению социальных услуг различных юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, в том числе бизнес-сообщества, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев.
В Законопроекте прописаны принципы и условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, определены категории граждан (семей), которым социальные услуги предоставляются бесплатно в рамках государственного задания. Законопроектом предусмотрено, что бесплатно социальные услуги предоставляются всем гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, в стационарных условиях, несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-инвалидам.
Платность социальных услуг, предоставляемых в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту жительства (на дому) базируется на адресном подходе к получателям социальных услуг в зависимости от уровня их среднедушевого дохода. Законопроектом устанавливается, что платные социальные услуги оказываются гражданам (семьям), находящимся в трудной жизненной ситуации, среднедушевой доход которых на дату обращения не менее чем в полтора раза превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При этом перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
Повышение верхней границы минимальной величины среднедушевого дохода по сравнению с величиной, определенной в Действующих законах (величина ниже прожиточного минимума) обусловлено тем, что в связи с проведенными мероприятиями по повышению уровня жизни пенсионеров, размеров минимальной оплаты труда и др., в настоящее время доходы потенциальных получателей социальных услуг превышают величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
Законопроектом устанавливается возможность субъектам Российской Федерации самостоятельно определять размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату. При этом размер платы за предоставление услуг в полустационарных (нестационарных) условиях и по месту проживания (на дому) не может превышать 25 процентов разницы между величиной среднедушевого дохода потребителя социальной услуги и установленной в субъекте Российской Федерации предельной величиной среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг за плату.
Законопроект содержит описание конкретных прав и обязанностей получателей, поставщиков социальных услуг и социальных работников. Субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать собственными нормативными правыми актами меры социальной поддержки социальных работников.
Законопроектом устанавливаются типы организаций и учреждений социального обслуживания населения. При этом в отличие от Действующих законов, типология учреждений основывается на видах предоставляемых социальных услуг, что расширяет для субъектов Российской Федерации возможности принятия самостоятельных решений относительно структуры и номенклатуры указанных учреждений.
В Законопроекте определен порядок межведомственного взаимодействия при предоставлении социальных услуг, осуществляемый на основе регламентов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Регламенты межведомственного взаимодействия определяют перечень органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующих в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, функции и виды деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, процедуры и формы осуществления межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения. Регламенты также устанавливают требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, взаимодействующими в связи с реализацией субъектом Российской Федерации полномочий в области социального обслуживания населения, в том числе в электронной форме.
В целях обеспечения персонифицированного учета получателей социальных услуг Законопроектом вводится регистр получателей социальных услуг, установлен перечень сведений, который должен в нем содержаться. Сведения, содержащиеся в регистре получателей социальных услуг, подлежат впоследствии включению в "Универсальную электронную карту гражданина".
В Законопроекте учтены ранее данные поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о внесении изменений в действующее законодательство о социальном обслуживании населения в части регламентации предоставления социальных услуг, и предоставлении социально-реабилитационных услуг лицам, освобожденным из мест лишения свободы, наркозависимым гражданам и членам их семей.
Законопроект разработан в соответствии с пунктом 1 перечня поручений Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № АЖ-П12-8307 во исполнение подпункта "а" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А.Медведева от 27 ноября 2010 г. № Пр-3464ГС по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации 25 октября 2010 года.
Учитывая, что нормы Законопроекта систематизируют и регламентируют фактически сложившуюся в субъектах Российской Федерации практику организации социального обслуживания населения и предоставления социальных услуг, не закрепляют дополнительных полномочий за субъектами Российской Федерации, принятие Законопроекта "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" дополнительных финансовых расходов не потребует.
Законопроект опубликован на сайте Минздравсоцразвития