Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 октября 2012 г.
Регистрационный N 25723
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908) и пунктом 5.1.1.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст. 1431; 2010, N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; 2011, N 3, ст. 542; N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 21, ст. 2965; N 40, ст. 5548; N 44, ст. 6272; 2012, N 20, ст. 2540) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.
Министр Н. Никифоров
Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
I. Общие положения
Наименование государственной функции
1. Настоящий Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - надзорный орган) и ее территориальных органов (далее - территориальный орган), при осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации учредителями, редакциями, издателями и распространителями средств массовой информации, государственными органами, организациями, учреждениями, предприятиями и общественными объединениями, должностными лицами, журналистами, авторами распространенных сообщений и материалов, вещателями (далее - Объект контроля), при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами.
Исполнение надзорным органом или его территориальными органами государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется путем проведения мероприятий по контролю в форме систематического наблюдения на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее - мероприятие по контролю).
2. При проведении мероприятия по контролю не требуется взаимодействие надзорного органа и объекта контроля.
Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию
3. Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами, перечень которых приведен в Приложении N 1 к Административному регламенту.
4. К должностным лицам надзорного органа или его территориального органа, которые могут быть уполномочены на проведение мероприятий по контролю, относятся руководитель надзорного органа, заместители руководителя надзорного органа, руководители и заместители руководителей структурных подразделений надзорных органов, а также иные государственные гражданские служащие надзорных органов, должностными регламентами которых предусмотрено проведение мероприятий по контролю.*
5. В надзорном органе ответственным структурным подразделением за организацию проведения мероприятий по контролю является Управление контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций.
В территориальном органе ответственным структурным подразделением за проведение мероприятий по контролю является соответствующий отдел или должностное лицо (лица), назначенные руководителем территориального органа.
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции
6. Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
6.1. Главой 13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; 2009, N 7, ст. 777; N 26, ст. 3122; 2010, N 1, ст. 1; N 23, ст. 2790; N 31, ст. 4208; 2011, N 30, ст. 4585; N 50, ст. 7366) (далее - КоАП РФ);
6.2. Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; N 24, ст. 2256; N 30, ст. 2870; 1996, N 1, ст. 4; 1998, N 10, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст. 3333; 2001, N 32, ст. 3315; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; 2007, N 31, ст. 4008; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 7, ст. 778; 2011, N 25, ст. 3535; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4600) (далее - Закон N 2124-I);
6.3. Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 15, cт. 1768; 1997, N 41, ст. 4673; 2002, N 52, ст. 5288; 2003, N 6, ст. 549; N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4449; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2007, N 49, cт. 6055, ст. 6079; 2009, N 29, ст. 3617; 2010, N 47, ст. 6033; 2011, N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 46, ст. 6407);
6.4. Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 1, ст. 1; 2001, N 1, ст. 2; 2002, N 7, ст. 630; N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 23, ст. 2203; 2006, N 52, ст. 5497; 2008, N 13, ст. 1184; N 30, ст. 3616; 2011, N 29, ст. 4291);
6.5. Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2004, N 49, ст. 4845; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 43, ст. 4412; N 44, ст. 4535; 2007, N 30, ст. 3748; N 31, ст. 4011; 2008, N 30, ст. 3592; N 48, ст. 5515; N 52, ст. 6233; 2009, N 29, ст. 3588, ст. 3614; 2010, N 21, ст. 2525; N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 16, ст. 29; N 15, ст. 2039; N 25, ст. 3532; N 49, ст. 7019, ст. 7061; 2012, N 10, ст. 1166);
6.6. Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3031; 2006, N 31, ст. 3447, ст. 3452; 2007, N 21, ст. 2457; N 31, ст. 4008; 2008, N 18, ст. 1939) (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ);
6.7. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196);
6.8. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038);
6.9. Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988) (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ);
6.10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 4, ст. 305; N 47, ст. 4933; 2007, N 43, ст. 5202; 2008, N 9, ст. 852; N 14, ст. 1413; 2009, N 12, ст. 1429; N 25, ст. 3060; N 41, ст. 4790; N 49, ст. 5970; 2010, N 22, ст. 2776; N 40, ст. 5072; 2011, N 34, ст. 4986; N 35, ст. 5092);
6.11. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228 "О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 12, ст. 1431; 2010, N 13, ст. 1502; N 26, ст. 3350; 2011, N 3, ст. 542; N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 21, ст. 2965; N 40, ст. 5548; N 44, ст. 6272; 2012, N 20, ст. 2540);
6.12. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 75 "Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 7, ст. 860);
6.13. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 N 51 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный N 13919) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 23.04.2010 N 61 "О внесении изменений в Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2010 г., регистрационный N 17288) и от 03.09.2010 N 113 "О внесении изменений в Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 октября 2010 г., регистрационный N 18656);
6.14. Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 июня 2010 г., регистрационный N 17505) с изменениями, внесенными приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 16.12.2010 N 184 "О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.05.2010 N 70 "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 января 2011 г., регистрационный N 19572).
Предмет государственного контроля (надзора)
7. Предметом государственного контроля является анализ содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации (далее - обязательные требования).
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
8. Должностные лица надзорного органа и его территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации обязаны:
8.1. Своевременно и в полной мере исполнять возложенные законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
8.2. Соблюдать законодательство Российской Федерации;
8.3. Доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
9. Должностные лица надзорного органа и его территориальных органов при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации имеют право:
9.1. Направлять запросы в уполномоченные государственные органы и организации для подтверждения соблюдения или нарушения объектом контроля обязательных требований;
9.2. Составлять протоколы об административных правонарушениях или направлять в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, а также (при наличии соответствующих оснований) для возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства о средствах массовой информации, в соответствии с подведомственностью.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется мероприятие по контролю
10. Объект контроля, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, вправе:
10.1. Знакомиться с результатами мероприятия по контролю;
10.2. Направлять в органы государственного контроля (надзора) информацию о своем согласии или несогласии с результатами мероприятия по контролю, а также с отдельными действиями (бездействием) должностных лиц надзорного органа и его территориальных органов;
10.3. Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа и его территориальных органов в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Объект контроля, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, обязан:
11.1. Соблюдать действующее законодательство о средствах массовой информации;
11.2. Принимать меры, направленные на устранение выявленных по результатам мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Ограничения при проведении мероприятия по контролю
12. При проведении мероприятия по контролю должностные лица надзорного органа и (или) его территориальных органов не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере средств массовой информации, если такие требования не относятся к полномочиям надзорного органа;
требовать от объекта контроля представления документов, информации;
распространять информацию, полученную в результате проведения мероприятия по контролю и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
превышать установленные сроки проведения мероприятия по контролю;
осуществлять выдачу объектам контроля предписаний или предложений о проведении мероприятий по контролю за их счет.
Описание результатов исполнения государственной функции
13. Исполнение государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации завершается:
13.1. Составлением докладной записки по результатам мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
13.2. Направлением обращения о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации средству массовой информации, распространение которого осуществляется в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", выявленного в результате мероприятия по контролю, и осуществлением контроля за выполнением содержащихся в нем требований;
13.3. Вынесением письменного предупреждения на основании статьи 16 Закона N 2124-I и статьи 8 Федерального закона N 114-ФЗ;
13.4. Составлением протокола об административном правонарушении в случае обнаружения при проведении мероприятий по контролю данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
13.5. Подготовкой и направлением материалов, при выявлении в ходе проведения мероприятий по контролю признаков административных правонарушений или преступлений, относящихся к компетенции иных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), в соответствующие органы;
13.6. Вынесением решения об организации и проведении проверки.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
14. Информация о правилах исполнения государственной функции предоставляется:
посредством размещения на официальном сайте надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанном в пункте 17 Административного регламента, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций);
непосредственно в надзорном органе и его территориальных органах.
15. Место нахождения надзорного органа: Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, Москва.
16. Места нахождения территориальных органов надзорного органа указаны в приложении N 1 к Административному регламенту.
Почтовый адрес для направления обращений: Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, Москва, 109074.
Справочный телефон надзорного органа: (495) 987-68-00.
График работы надзорного органа:
понедельник-четверг: с 9.00 до 18.00;
пятница: с 9.00 до 16.45.
17. Официальный сайт надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": www.rsoc.ru (далее - официальный сайт).
17.1. На официальном сайте надзорного органа размещается следующая информация:
нормативные правовые акты и методические документы, регулирующие исполнение государственной функции;
текст Административного регламента с приложениями;
местонахождение, график (режим) работы, номера телефонов, адрес надзорного органа, информация о его территориальных органах и режиме их работы;
план проведения надзорным органом и его территориальными органами плановых мероприятий по контролю.
18. Информация об условиях и порядке исполнения государственной функции может предоставляться по письменным обращениям заявителей, а также размещается на официальном сайте надзорного органа и его территориальных органов.
19. При информировании об условиях и порядке исполнения государственной функции по письменным обращениям ответ на обращение направляется по почте в адрес заявителя в течение тридцати дней со дня регистрации письменного обращения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, руководитель надзорного органа (заместитель руководителя надзорного органа) либо иное должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на тридцать дней, уведомив о продлении срока заявителя.
20. При предоставлении по справочному номеру телефона справок по входящей корреспонденции, связанной с исполнением государственной функции, предоставляется информация о входящих номерах, под которыми в системе делопроизводства надзорного органа зарегистрированы заявления по вопросам исполнения государственной функции.
21. При ответе на телефонные звонки, устные и письменные обращения специалисты надзорного органа (территориального органа) соблюдают правила деловой этики.
22. На стендах ответственного структурного подразделения надзорного органа размещается следующая информация:
режим работы;
порядок исполнения государственной функции.
Сведения о размере платы за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции, взимаемой с лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю (надзору)
23. Исполнение государственной функции осуществляется на безвозмездной основе. Плата за услуги организации (организаций), участвующей (участвующих) в исполнении государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, не взимается.
Сроки исполнения государственной функции
24. Срок проведения как планового, так и внепланового мероприятия по контролю не может превышать три рабочих дня.
25. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения экспертиз, на основании мотивированного обоснования должностного лица надзорного органа или его территориального органа, проводящих мероприятие по контролю, срок его проведения может быть продлен руководителем надзорного органа или руководителем территориального органа, на срок проведения экспертизы.
26. В случае возникновения необходимости продления срока проведения мероприятия по контролю, проводящие его должностные лица надзорного органа и (или) территориального органа, не позднее чем за один день до даты окончания мероприятия по контролю готовят докладную записку с изложением причин продления срока и направляют ее руководителю надзорного органа или руководителю территориального органа, принявшему решение о проведении мероприятия по контролю.
26.1. Руководитель надзорного органа или руководитель территориального органа в течение одного рабочего дня принимает решение о продлении срока проведения мероприятия по контролю или об отказе в продлении срока проведения мероприятия по контролю.
26.2. Решение руководителя надзорного органа или руководителя территориального органа доводится до сведения должностных лиц, проводящих мероприятие по контролю.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
Административные процедуры в рамках исполнения государственной функции
27. Административный регламент предусматривает выполнение следующих административных процедур:
27.1. Планирование проведения мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
27.2. Принятие решений о проведении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
27.3. Проведение мероприятий по контролю:
проведение плановых мероприятий по контролю;
проведение внеплановых мероприятий по контролю;
27.4. Оформление результатов мероприятий по контролю;
27.5. Направление обращений о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, выявленного в результате проведения мероприятия по контролю, и осуществление контроля за выполнением содержащихся в нем требований;
27.6. Вынесение письменных предупреждений на основании статьи 16 Закона N 2124-I и статьи 8 Федерального закона N 114-ФЗ.
28. Составление протоколов об административных правонарушениях.
29. Подготовка и направление материалов мероприятия по контролю в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, федеральные органы исполнительной власти, для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, в соответствии с подведомственностью.
30. Принятие решения о проведении проверки юридического лица.
Планирование проведения мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
31. Должностными лицами надзорного органа и (или) его территориальных органов проводятся плановые мероприятия по контролю без взаимодействия с объектом контроля.
32. Основанием для проведения планового мероприятия по контролю является план.
33. План размещается на официальном сайте надзорного органа.
34. Планирование проверок в территориальном органе предусматривается на год и уточняется на месяц.
35. Проект годового плана деятельности территориального органа, подписанный руководителем территориального органа, утверждается руководителем надзорного органа.
Принятие решений о проведении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации
36. Мероприятия по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации проводятся уполномоченными должностными лицами надзорного органа и (или) его территориальных органов в соответствии с их служебными обязанностями на основании плана надзорного органа, утвержденного руководителем надзорного органа (далее - план), а в случаях, предусмотренных пунктом 46 Административного регламента, на основании распоряжения надзорного органа или территориального органа.
37. Решение о проведении внепланового мероприятия по контролю принимает руководитель надзорного органа или руководитель территориального органа.
38. В случае отсутствия руководителя надзорного органа или руководителя территориального органа распоряжение о проведении мероприятия по контролю подписывается уполномоченным лицом, исполняющим его обязанности.
39. В распоряжении о проведении мероприятия по контролю указываются:
наименование надзорного органа или территориального органа;
фамилии, имена, отчества, должности уполномоченных на проведение мероприятия по контролю должностных лиц;
наименование объекта контроля, в отношении которого проводится мероприятие по контролю;
цели, задачи, предмет мероприятия по контролю и срок его проведения;
правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе подлежащие проверке обязательные требования законодательства Российской Федерации;
перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия;
даты начала и окончания проведения мероприятия по контролю.
Проведение планового мероприятия по контролю
40. Ответственность за подготовку и проведение планового мероприятия по контролю возлагается на начальника структурного подразделения, осуществляющего в надзорном органе (территориальном органе) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
41. О проведении планового мероприятия по контролю объект контроля не уведомляется.
42. При проведении мероприятия по контролю лица, уполномоченные на проведение мероприятий по контролю, с целью проведения мероприятий по контролю и формирования доказательной базы осуществляют:
выполнение аудио- и видеозаписи вышедших в свет (эфир) теле-, радиоканалов, теле- и радиопрограмм;
запрос на время проведения мероприятий экземпляров продукции средств массовой информации у получателей обязательных экземпляров документов;
распечатку на бумажном носителе и заверение подписями должностных лиц, проводящих мероприятие, копии страницы (страниц) сетевого издания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащей информацию, не соответствующую обязательным требованиям, а также сведения о сетевом издании (наименование, адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и другие);
взаимодействие по результатам проведения мероприятий с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контроля и надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, осуществляющими функции в сфере противодействия экстремистской деятельности, органами федеральной службы безопасности, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации.
43. Объем планового мероприятия по контролю устанавливается надзорным органом и (или) его территориальным органом в зависимости от целей, задач и предмета мероприятия по контролю.
44. По результатам планового мероприятия по контролю может быть сделан один из следующих выводов:
объектом контроля не нарушается законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации;
объектом контроля нарушается законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации.
Проведение внепланового мероприятия по контролю
45. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся уполномоченными должностными лицами надзорного органа или его территориальных органов.
46. Основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю является:
непосредственное обнаружение должностными лицами надзорного органа или его территориальных органов нарушений объектами контроля обязательных требований, в том числе признаков злоупотребления свободой массовой информации и экстремистской деятельности;
поступление в надзорный орган или его территориальные органы обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, из средств массовой информации о фактах нарушений средствами массовой информации обязательных требований, в том числе о признаках злоупотребления свободой массовой информации и экстремистской деятельности;
истечение срока исполнения редакцией средства массовой информации требования об устранении выявленных нарушений, содержащегося в вынесенном надзорным органом или его территориальными органами предупреждении или обращении.
47. О проведении внепланового мероприятия по контролю объект контроля не уведомляется.
48. Объем внепланового мероприятия по контролю устанавливается надзорным органом и (или) его территориальным органом в зависимости от целей, задач и предмета мероприятия по контролю.
49. По результатам внепланового мероприятия по контролю, проведенного на основании первого и второго абзацев пункта 46 Административного регламента, может быть сделан один из следующих выводов:
объектом контроля не нарушается законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации;
объектом контроля нарушается законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации.
50. По результатам внепланового мероприятия по контролю, проведенного с целью проверки устранения ранее выявленного нарушения, может быть сделан один из следующих выводов:
объектом контроля устранено ранее выявленное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации;
объектом контроля не устранено ранее выявленное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации.
Оформление результатов проведенных мероприятий по контролю
51. По результатам проведенного мероприятия по контролю уполномоченными должностными лицами надзорного органа или его территориального органа, проводившими мероприятие по контролю, составляется докладная записка, которая оформляется непосредственно после его завершения.
52. В докладной записке указываются:
дата и время проведения мероприятия;
фамилии, имена, отчества и должности уполномоченного лица или уполномоченных лиц, проводивших мероприятие;
наименование средства массовой информации, в отношении которого проводилось мероприятие, номер свидетельства о его регистрации, иные сведения о средстве массовой информации (номер выпуска, дата выхода в свет (эфир) и другие);
сведения о выявленном несоответствии содержания средства массовой информации обязательным требованиям, а также сведения о выявленных фактах использования сетевого издания для распространения информации и материалов, не соответствующих обязательным требованиям;
данные, свидетельствующие о наличии признаков административного правонарушения или преступления;
сведения о результатах проведения мероприятия в отношении телеканала (радиоканала), свидетельствующие о наличии признаков нарушения лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании.
Докладная записка оформляется непосредственно после завершения мероприятия по контролю и хранится в деле надзорного органа или его территориального органа.
53. Докладную записку подписывают все должностные лица надзорного органа или его территориального органа, проводившие мероприятие по контролю, визируется руководителем надзорного или территориального органа, после чего в нее запрещается вносить изменения и дополнения.
54. К докладной записке прилагаются продукция средства массовой информации, справки, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
55. В случае выявления в ходе или по результатам мероприятия по контролю административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, должностные лица надзорного органа или его территориального органа, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, составляют такой протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае выявления в ходе или по результатам мероприятия по контролю административного правонарушения или иного нарушения законодательства, принятие мер ответственности за которые не входит в полномочия надзорного органа или территориального органа, материалы, подтверждающие нарушение, направляются в федеральные органы исполнительной власти для разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, а при наличии оснований о возбуждении уголовных дел по признакам правонарушений (преступлений), связанных с нарушением законодательства о средствах массовой информации, в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы, в соответствии с подследственностью.
Рассмотрение дела об административном правонарушении, а также вынесение постановления о привлечении объекта контроля, в отношении которого проводилось мероприятие по контролю, к административной ответственности осуществляется по правилам, установленным КоАП РФ.
56. В случае выявления при осуществлении мероприятия по контролю в отношении сетевого издания нарушений обязательных требований в комментариях и (или) сообщениях читателей, самостоятельно размещаемых ими на сайте такого издания в порядке, установленном его редакцией (далее - комментарии и (или) сообщения читателей), лица, уполномоченные на проведение мероприятия по контролю, делают распечатанную на бумажном носителе и заверенную подписями должностных лиц, проводящих мероприятие по контролю, копию web-страницы (страниц) сетевого издания, содержащей информацию, несоответствующую обязательным требованиям, и сведения о сетевом издании и адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
57. Учредителю и (или) редакции (главному редактору) сетевого издания направляется обращение.
В обращении указываются:
дата, время и место составления обращения;
наименование надзорного органа или его территориального органа;
фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших мероприятие по контролю;
наименование сетевого издания, в отношении которого проводится мероприятие по контролю, номер свидетельства о его регистрации;
сведения о выявленных в комментариях и (или) сообщениях читателей сетевого издания нарушениях обязательных требований;
адрес страницы (адреса страниц) сетевого издания в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащей информацию, несоответствующую обязательным требованиям;
требование о необходимости удаления или редактирования комментариев и (или) сообщений читателей в течение суток с момента получения обращения;
подпись руководителя или заместителя руководителя структурного подразделения надзорного органа либо руководителя или заместителя руководителя территориального органа.
58. Обращение составляется в двух экземплярах. Экземпляры обращения регистрируются в соответствии с порядком делопроизводства, действующим в надзорном органе (территориальном органе).
Обращение в течение суток с момента выявления нарушения направляется учредителю и (или) редакции (главному редактору) сетевого издания по их адресу электронной почты либо по иным адресам электронной почты, указанным на сайте сетевого издания, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ или любым иным доступным способом.
По электронной почте отправляется прикрепленный файл отсканированного подписанного обращения. При отправке обращения по электронной почте устанавливается маркер уведомления о доставке сообщения. Второй экземпляр обращения направляется факсимильной связью на номер факса, указанный в регистрационных документах сетевого издания и (или) на его сайте. Копия обращения хранится в соответствии с номенклатурой дел надзорного органа (территориального органа), составившего обращение.
59. Факт и время отправки обращения электронной почтой и факсимильной связью фиксируется в установленном порядке.
60. Выполнение требований, указанных в обращении, проверяется должностными лицами надзорного органа (территориального органа), составившего обращение, спустя рабочие сутки с момента получения обращения редакцией сетевого издания.
61. В случае неисполнения редакцией сетевого издания в указанный в обращении срок требования надзорного органа или его территориального органа об удалении или редактировании комментариев и (или) сообщений читателей, содержащих информацию, не соответствующую обязательным требованиям, либо если после редактирования комментариев и (или) сообщений читателей в них осталась информация, не соответствующая обязательным требованиям, лица, уполномоченные на проведение мероприятия по контролю, повторно делают распечатанную на бумажном носителе и заверенную подписями должностных лиц, проводящих мероприятие по контролю, копию web-страницы (страниц) сетевого издания, содержащей информацию, несоответствующую обязательным требованиям, и сведения о сетевом издании и адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также готовят письменное предупреждение о недопустимости нарушения законодательства о средствах массовой информации с требованием об устранении выявленных нарушений и указанием сроков их устранения.
Оформление и направление письменного предупреждения осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством о средствах массовой информации и Административным регламентом.
Вынесение предупреждения о нарушении законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, выявленного в результате проведения мероприятия по контролю, и осуществление контроля за его выполнением
62. В случае выявления в результате проведения мероприятия по контролю в продукции средства массовой информации признаков злоупотребления свободой массовой информации и (или) использования средств массовой информации для экстремистской деятельности надзорный орган или его территориальный орган выносит учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации предупреждение о недопустимости нарушения законодательства о средствах массовой информации.
Если выявленное нарушение подлежит устранению, то предупреждение должно содержать требование об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения.
63. Предупреждение оформляется на бланке надзорного органа или его территориального органа и подписывается руководителем надзорного органа (заместителем руководителя надзорного органа) либо руководителем территориального органа в течение 3 рабочих дней со дня окончания проведения мероприятия по контролю и составления докладной записки.
Предупреждение вручается учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации или их уполномоченному представителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, либо любым иным доступным способом.
Предупреждение может быть направлено учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации по адресам их электронной почты либо по адресу электронной почты, указанному на сайте сетевого издания, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ, либо любым иным доступным способом.
64. В случае если в течение двенадцати месяцев в адрес средства массовой информации дважды делались письменные предупреждения за нарушения Закона N 2124-I и (или) Федерального закона N 114-ФЗ, надзорный орган или территориальный орган, зарегистрировавший средство массовой информации, готовит исковое заявление в суд о прекращении деятельности средства массовой информации.
В случае если предупреждение о нарушении положений Федерального закона N 114-ФЗ не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение двенадцати месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном Федеральным законом N 114-ФЗ порядке.
Информация о вынесенных предупреждениях размещается в электронном виде на официальных сайтах территориальных органов надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Принятие решения об организации и проведении проверки юридического лица
65. В случае выявления в результате проведенного мероприятия по контролю в отношении телеканала (радиоканала), телепрограммы, радиопрограммы признаков, свидетельствующих о нарушениях лицензионных требований, установленных законодательством Российской Федерации о лицензировании телевизионного вещания, радиовещания, руководителем надзорного органа или его территориального органа на основании докладной записки, составленной по результатам мероприятия по контролю, принимается решение об организации и проведении внеплановой проверки юридического лица, имеющего лицензию на вещание такого телеканала (радиоканала), в порядке, установленном статьей 31.6 Закона N 2124-I.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами федерального органа исполнительной власти положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции,
а также за принятием ими решений
66. Предметом контроля является соблюдение должностными лицами надзорного органа положений Административного регламента, выявление и устранение нарушений порядка рассмотрения обращений заявителей, оценка полноты рассмотрения обращений, объективность и тщательность проверки сведений, обоснованность и законность предлагаемых для принятия решений по таким обращениям.
67. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, осуществляется руководителями структурных подразделений, ответственных за организацию работы по исполнению государственной функции.
68. Текущий контроль осуществляется путем проведения руководителями структурных подразделений, ответственных за организацию работы по исполнению государственной функции:
68.1. Проверок соблюдения и исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
68.2. Визирования документов, подлежащих направлению вышестоящему должностному лицу, руководителю структурного подразделения, руководителю надзорного органа (или руководителю территориального органа).
При осуществлении текущего контроля может быть использована Единая информационная система надзорного органа (ЕИС).
69. При выявлении в ходе текущего контроля нарушений Административного регламента или требований законодательства Российской Федерации руководители структурных подразделений, ответственных за организацию работы по исполнению государственной функции, принимают меры по устранению таких нарушений и направляют уполномоченному должностному лицу надзорного органа (или территориального органа) предложения о применении или неприменении мер дисциплинарной ответственности лиц, допустивших соответствующие нарушения.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
70. Контроль за полнотой и качеством исполнения государственной функции осуществляется в формах:
проведения проверок соблюдения и исполнения специалистами положений Административного регламента;
визирования документов руководителями структурных подразделений;
направления запросов в уполномоченные органы о предоставлении сведений о рассмотрении соответствующих обращений;
рассмотрения жалоб на действия (бездействие) должностных лиц структурных подразделений, ответственных за организацию работы по исполнению государственной функции.
Проверки полноты и качества исполнения государственной функции могут быть плановыми и внеплановыми.
71. Плановые проверки проводятся в соответствии с установленными планами работы.
72. Внеплановые проверки организуются и проводятся в случаях:
получения информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти или местного самоуправления о соответствующих нарушениях;
обращений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) должностных лиц надзорного органа.
73. Проверки проводятся руководителями и должностными лицами структурных подразделений, ответственных за организацию работы по исполнению такой государственной функции, а также руководителем надзорного органа.
74. Руководитель надзорного органа (руководители территориальных органов) организует и осуществляет общий контроль за исполнением государственной функции ответственными подразделениями.
Ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) в ходе исполнения государственной функции
75. Ответственность за исполнение государственной функции по Административному регламенту возлагается на руководителей структурных подразделений надзорного органа, его территориальных органов и непосредственно руководителя надзорного органа (и руководителей территориальных органов).
76. Персональная ответственность за исполнение государственной функции закрепляется в должностных регламентах специалистов надзорного органа, его территориальных органов, ответственных за осуществление государственной функции.
77. В случае выявления нарушений требований Административного регламента, требований законодательства Российской Федерации или прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.
При привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательства Российской Федерации должностных лиц надзорного органа (или его территориальных органов) по результатам внеплановой проверки лицам, по обращениям которых проводилась проверка, сообщается в письменной форме о принятых мерах в течение 10 дней со дня принятия таких мер.
Требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
78. Для осуществления контроля за исполнением государственной функции объекты контроля, а также граждане, их объединения и организации имеют право направлять в надзорный орган (территориальный орган) индивидуальные и коллективные обращения с предложениями, рекомендациями по совершенствованию порядка исполнения государственной функции, а также жалобы и заявления на действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа или его территориального органа и принятие (осуществление) ими решений, связанных с исполнением государственной функции.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц
79. Объект контроля, в отношении которого проводилось мероприятие по контролю, а также иные заинтересованные лица (далее - заявители), полагающие свои права или законные интересы нарушенными решениями или действиями (бездействием) надзорного органа, территориальных органов при осуществлении государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, имеют право их обжаловать в досудебном (внесудебном) порядке в надзорный орган (в том числе вышестоящему должностному лицу).
80. Заявители вправе обратиться с жалобой:
на действия (бездействие) должностных лиц надзорного органа (территориального органа);
на порядок проведения мероприятия по контролю;
на выводы, сделанные по результатам мероприятия по контролю.
81. Приостановление рассмотрения жалобы не допускается.
82. Ответ на жалобу не дается в случаях, если:
в жалобе не указаны фамилия заявителя, почтовый адрес либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ;
в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
текст жалобы не поддается прочтению.
83. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
84. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, заявитель вправе вновь направить жалобу в надзорный орган, территориальный орган или соответствующему должностному лицу надзорного органа (территориального органа).
85. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является жалоба заявителя.
86. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в надзорный орган.
87. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", официального сайта надзорного органа, Единого портала либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
88. Жалоба должна содержать:
фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) надзорного органа (территориального органа), должностного лица надзорного органа (территориального органа);
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) надзорного органа (территориального органа), должностного лица надзорного органа (территориального органа). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
89. Жалоба подписывается подавшим ее заявителем (его представителем).
90. Заинтересованные лица имеют право обратиться в надзорный орган, территориальные органы, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации для получения информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).
91. Жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориального органа подается руководителю территориального органа, должностных лиц надзорного органа или руководителя территориального органа - руководителю надзорного органа. Жалоба на решения и действия (бездействие) руководителя надзорного органа подается Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
92. Жалоба, поступившая в надзорный орган (территориальный орган), подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
93. По результатам рассмотрения жалобы надзорный орган (территориальный орган) принимает одно из следующих решений:
в случае подтверждения фактов, изложенных в жалобе заявителя, в отношении должностных лиц проводится служебная проверка, по итогам которой могут быть приняты меры дисциплинарного характера;
об удовлетворении жалобы заявителя;
об отказе в удовлетворении жалобы заявителя;
о частичном удовлетворении жалобы заявителя.
94. Не позднее дня, следующего за днем принятия одного из указанных решений, заявителю в письменной форме (по желанию заявителя - в электронной форме) направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
*Пункт 3 Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 75 (Собрание законодательства Российской Федерации. 2012, N 7, ст. 860).