20.11.2012 23:00
Поделиться

Административный регламент предоставления ФМС госуслуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия

Приказ Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 29 июня 2012 г. N 218 г. Москва "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия"
Дата подписания: 29.06.2012Опубликован: 20.11.2012
Вступает в силу: 02.12.2012

Зарегистрирован в Минюсте РФ 11 октября 2012 г.

Регистрационный N 25661

1. Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.

2. Признать утратившими силу:

приказ ФМС России от 20 декабря 2007 г. N 465 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев" 1 ;

приказ ФМС России от 20 августа 2009 г. N 201 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденный приказом ФМС России от 20 декабря 2007 г. N 465" 2 ;

приказ ФМС России от 7 декабря 2011 г. N 499 "О внесении изменений в Административный регламент Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев, утвержденный приказом ФМС России от 20 декабря 2007 г. N 465" 3 .

Директор К. Ромодановский

1 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 января 2008 г., регистрационный N 10913.

2 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14869.

3 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 19 января 2012 г., регистрационный N 22962.

Приложение

Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия

I. Общие положения

Предмет регулирования регламента

1. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия 1 определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России 2 , а также порядок взаимодействия территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.

Круг заявителей

2. Заявителями 3 являются:

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;

иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации;

гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации;

гражданин, признанный в установленном Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" 4 порядке вынужденным переселенцем.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

3. Информация о порядке предоставления государственной услуги размещается:

в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" 5 (www.gosuslugi.ru)";

на официальных сайтах ФМС России и ее территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 6;

посредством публикаций в средствах массовой информации, издания информационных материалов;

на официальных стендах территориальных органов;

в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.

Основными требованиями к информированию заявителей являются:

достоверность предоставляемой информации;

четкость в изложении информации; полнота информирования;

наглядность форм предоставляемой информации;

удобство и доступность получения информации;

оперативность предоставления информации.

4. На стендах территориальных органов, а также на официальных сайтах ФМС России и территориальных органов размещается следующая информация:

текст Административного регламента;

режим работы территориального органа:

адреса официальных сайтов ФМС России и территориальных органов;

номера телефона-автоинформатора, контактных телефонов и адреса электронной почты справочной службы ФМС России, территориального органа;

номер телефона, по которому можно осуществить предварительную запись;

порядок предоставления государственной услуги;

форма ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем 7 (приложение N 1 к Административному регламенту);

форма заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца 8 (приложение N 9 к Административному регламенту);

форма заявления членов семьи, не являющихся вынужденными переселенцами, о согласии на обработку персональных данных 9 (приложение N 10 к Административному регламенту);

блок-схемы предоставления государственной услуги (приложение N 11 и N 12 к Административному регламенту).

5. По телефону-автоинформатору, который работает круглосуточно, заинтересованное лицо информируется о:

порядке предоставления государственной услуги;

режиме работы территориального органа;

местонахождении, контактных телефонах, адресах официальных сайтов, адресах электронной почты территориальных органов (приложение N 13 к Административному регламенту).

6. Личное консультирование заявителей по вопросам предоставления государственной услуги проводится в рабочее время.

Заявитель может выбрать два варианта получения личной консультации: в режиме общей очереди или по предварительной записи (в том числе по телефону).

Индивидуальное устное консультирование обеспечивают уполномоченные сотрудники территориального органа 10 .

Заинтересованным лицам предоставляется информация о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудников, осуществляющих консультирование. Сотрудники, осуществляющие личный прием, обеспечиваются личными идентификационными карточками (бейджами).

Сотрудник, осуществляющий устное консультирование, должен принять все необходимые меры для дачи полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других сотрудников. Время ожидания заинтересованного лица при индивидуальном устном консультировании не может превышать 30 минут.

Индивидуальное устное консультирование каждого заинтересованного лица осуществляется не более 10 минут.

В случае если для подготовки ответа требуется продолжительное время, сотрудник, осуществляющий индивидуальное устное консультирование, может предложить заинтересованному лицу обратиться за необходимой информацией в письменном виде либо назначить другое удобное время.

При ответе на телефонные звонки сотрудник, осуществляющий прием и информирование, сняв трубку, должен назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование подразделения.

Во время разговора по телефону необходимо четко произносить слова, избегать "параллельных" разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

В конце консультирования сотрудник, осуществляющий прием и консультирование, должен кратко подвести итоги и перечислить меры, которые надо принять (кто именно, когда и что должен сделать).

7. В случае получения письменного запроса его рассмотрение осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 11 .

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

8. Государственная услуга по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия.

Наименование федерального органа исполнительной власти,

предоставляющего государственную услугу

9. Решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца и продлении срока его действия принимаются территориальным органом.

10. При предоставлении государственной услуги территориальным органам запрещается требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации.

11. Территориальные органы при предоставлении государственной услуги взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и его территориальными органами.

Взаимодействие осуществляется с учетом установления запрета требовать от заявителя предоставления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества 12 , необходимой для предоставления государственной услуги.

Описание результата предоставления государственной услуги

12. Результатом предоставления государственной услуги является:

предоставление статуса вынужденного переселенца;

отказ в предоставлении статуса вынужденного переселенца;

продление срока действия статуса вынужденного переселенца;

отказ в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Срок предоставления государственной услуги

13. Решение о признании лица вынужденным переселенцем принимается не позднее 3 месяцев со дня регистрации ходатайства независимо от возможности лица самостоятельно обустроиться в данной местности.

14. Срок рассмотрения заявления о продлении срока действия статуса не должен превышать 21 день с даты регистрации его в территориальном органе.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения,

возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

15. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах";

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая 13 и часть вторая 14 );

Жилищным кодексом Российской Федерации 15 ;

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 16 ;

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" 17 ;

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" 18 ;

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" 19 ;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" 20 ;

постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" 21;

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. N 797 "О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти" 22 ;

приказом ФМС России от 26 мая 2009 г. N 123 "О бланке свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и бланке удостоверения вынужденного переселенца" 23 и иными нормативными правовыми актами.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем

16. Для предоставления статуса вынужденного переселенца заявитель представляет ходатайство (приложение N 1 к Административному регламенту).

Бланк ходатайства может быть получен лицом при обращении в территориальный орган в месте своего нового пребывания либо в представительство (к представителю) ФМС России за рубежом в государстве своего пребывания, а при его отсутствии - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве его пребывания, а также на официальном сайте ФМС России, территориальных органов и Едином портале.

Ходатайство заполняется и подписывается лицом, достигшим возраста 18 лет, либо заполняется лицом, достигшим возраста 18 лет, и подписывается им и совершеннолетними членами его семьи, намеренными получить статус вынужденного переселенца.

В ходатайстве должны быть подробно изложены причины оставления места жительства, содержаться необходимые достоверные сведения.

Если заявитель не имеет возможности самостоятельно подать ходатайство, оно может быть подано через уполномоченного в установленном порядке представителя.

17. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявитель представляет следующие документы:

17.1. Заявление о продлении срока действия статуса (приложение N 9 к Административному регламенту).

17.2. Заявление о согласии на обработку персональных данных (приложение N 10 к Административному регламенту).

17.3. Удостоверение вынужденного переселенца 24 .

Бланки заявлений о продлении срока действия статуса и о согласии на обработку персональных данных могут быть получены лицом при обращении в территориальный орган либо на официальном сайте ФМС России, территориальных органов и Едином портале.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов и которые заявитель вправе представить

18. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявитель и члены его семьи, не являющиеся вынужденными переселенцами, вправе представить выписку из ЕГРП.

В случае непредставления вынужденным переселенцем и членами его семьи, не являющимися вынужденными переселенцами, выписки из ЕГРП, она запрашивается в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним посредством направления межведомственного запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия [25] в установленный срок.

19. Территориальные органы не вправе требовать от заявителя и членов его семьи представления выписки из ЕГРП, иных документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги, а также документов и информации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций.

Непредставление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, его территориальным органом выписки из ЕГРП не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

20. Основанием для отказа в приеме документов является их несоответствие формам, предусмотренным пунктами 16 и 17.1 - 17.3 Административного регламента.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа

в предоставлении государственной услуги

21. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации;

не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации;

покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

22. Срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается:

при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца;

в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

23. Основания для приостановления государственной услуги отсутствуют.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, в том числе сведения о документе (документах), выдаваемом (выдаваемых) организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги

24. Услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не имеется.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

25. Государственная пошлина за предоставление государственной услуги не взимается.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления такой услуги

26. Время ожидания в очереди для получения государственной услуги не должно превышать:

при подаче документов - 30 минут;

при получении удостоверения - 20 минут.

Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

27. Решение о регистрации ходатайства, в том числе поступившего через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, принимается территориальным органом в течение 3 рабочих дней со дня поступления ходатайства.

В случае, когда сведения, указанные в ходатайстве, не требуют дополнительной проверки, решение принимается в день подачи ходатайства.

Датой поступления ходатайства считается день подачи заявителем ходатайства при личном обращении в территориальный орган либо поступления ходатайства в территориальный орган из представительства (либо от представителя) ФМС России за рубежом, а при его отсутствии - из дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации в государстве пребывания заявителя.

Датой поступления ходатайства через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, считается день направления заявителю электронного сообщения о приеме ходатайства. Электронное сообщение направляется заявителю в течение 1 рабочего дня с момента поступления ходатайства.

При экстренном массовом прибытии на территорию Российской Федерации лиц, покинувших место жительства по обстоятельствам, предусмотренным Законом для признания лица вынужденным переселенцем, регистрация ходатайств этих лиц осуществляется незамедлительно.

28. Заявление о продлении срока действия статуса, в том числе поступившего через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, подлежит обязательной регистрации в течение 3 рабочих дней с момента поступления.

Датой поступления заявления о продлении срока действия статуса считается день его подачи при личном обращении заявителя в территориальный орган.

Датой поступления заявления о продлении срока действия статуса через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, считается день направления заявителю электронного сообщения о его приеме. Электронное сообщение направляется заявителю в течение 1 рабочего дня с момента поступления заявления о продлении срока действия статуса.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о предоставлении такой услуги

29. Помещения для предоставления государственной услуги предназначены для ознакомления заявителей с информационно-справочными материалами, оформления необходимых документов (заполнения заявлений), ожидания приема.

30. Прием заявителей и документов, необходимых для предоставления статуса вынужденного переселенца и продления срока его действия, осуществляется в специально выделенных для этих целей помещениях.

31. Помещения территориального органа для ожидания приема оборудуются электронной системой управления очередью (при наличии технической возможности), стульями, столами (стойками) для оформления документов, туалетом и гардеробом. В летнее время (с июня по август) в зависимости от климатических условий должен работать кондиционер.

Должны быть созданы условия для обслуживания инвалидов: помещения оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами, обеспечивающими беспрепятственное передвижение и разворот инвалидных колясок, размещение столов для инвалидов в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота колясок.

Показатели доступности и качества государственной услуги

32. Получение полной и достоверной информации о порядке предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме.

Получение государственной услуги своевременно и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в электронной форме.

Упрощение процедуры получения государственной услуги и сокращение сроков ее оказания, снижение административных издержек со стороны граждан.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

33. Обеспечение возможности получения информации о порядке предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме

Перечень административных процедур

34. Государственная услуга включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация ходатайства;

направление уведомлений о регистрации либо отказе в регистрации ходатайства;

рассмотрение ходатайства;

направление уведомлений о предоставлении либо отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца;

выдача удостоверения вынужденного переселенца;

прием и регистрация заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца;

рассмотрение заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.

Прием и регистрация ходатайства

35. Заявитель, претендующий на признание его вынужденным переселенцем, представляет непосредственно в территориальный орган по новому месту жительства ходатайство.

Ходатайство, заполненное заявителем до оставления места жительства на территории другого государства, пересылается по почте либо направляется через представительство (либо представителя) ФМС России за рубежом, а при его отсутствии - дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве его пребывания в территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Срок приема ходатайства сотрудником, осуществляющим прием, не может превышать 20 минут.

Ходатайство может быть направлено в территориальный орган по новому месту жительства через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

При принятии ходатайства, поступившего через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, заявителю в течение 1 рабочего дня с момента поступления ходатайства направляется электронное сообщение о приеме и сроках рассмотрения ходатайства.

Ходатайство, поступившее через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, распечатывается и в поле, предназначенном для подписи заявителя, производится запись "Ходатайство принято в форме электронного документа".

Все принятые ходатайства в течение 1 рабочего дня с момента принятия ходатайства фиксируются в Журнале учета ходатайств о признании лица вынужденным переселенцем [26] (приложение N 2 к Административному регламенту).

36. Решение о регистрации ходатайства или об отказе в его регистрации принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 3 рабочих дней со дня поступления ходатайства.

37. Решение о регистрации ходатайства либо об отказе в его регистрации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения оформляется протоколом. Запись о принятом решении в течение 1 рабочего дня со дня принятия решения вносится в бланк ходатайства и журнал учета ходатайств.

Направление уведомлений о регистрации либо отказе в регистрации ходатайства

38. При принятии решения о регистрации ходатайства, поданного заявителем, находящимся на территории Российской Федерации, ему и членам его семьи, достигшим возраста 18 лет, в день принятия решения под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, либо действительного документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации [27] , территориальным органом выдается либо направляется заказным письмом уведомление о регистрации ходатайства (приложение N 3 к Административному регламенту) и свидетельство о регистрации ходатайства [28] .

39. При принятии решения о регистрации ходатайства, поданного заявителем до оставления места жительства на территории иностранного государства, свидетельство направляется ему территориальным органом заказным письмом вместе с уведомлением о регистрации ходатайства (приложение N 4 к Административному регламенту).

40. Уведомление о регистрации ходатайства, поступившего в территориальный орган через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, направляется заявителю территориальным органом через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

41. При принятии решения об отказе заявителю в регистрации ходатайства, в том числе поступившего через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, ему в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения выдается территориальным органом под роспись или направляется по почте либо через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление об отказе в регистрации ходатайства (приложение N 5 к Административному регламенту) с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

Рассмотрение ходатайства

42. Основанием для начала процедуры рассмотрения ходатайства является решение территориального органа о его регистрации.

43. При рассмотрении вопроса о предоставлении статуса вынужденного переселенца оценивается вся совокупность факторов и обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявителем и членами его семьи прежнего места жительства.

При необходимости территориальный орган направляет запросы в компетентные органы для проверки достоверности сведений, сообщенных заявителем о себе и членах своей семьи.

44. Решение о признании либо об отказе в признании лица вынужденным переселенцем принимает руководитель территориального органа либо его заместитель.

Направление уведомлений о предоставлении либо отказе

в предоставлении статуса вынужденного переселенца

45. Заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении статуса вынужденного переселенца территориальным органом выдается под роспись или направляется, в том числе через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление о предоставлении статуса вынужденного переселенца (приложение N 6 к Административному регламенту).

В случае принятия решения об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца заявителю в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения территориальным органом выдается под роспись или направляется, в том числе через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, уведомление об отказе в предоставлении статуса вынужденного переселенца (приложение N 7 к Административному регламенту) с указанием причин отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.

При этом ранее выданное заявителю свидетельство признается недействительным и подлежит сдаче в территориальный орган.

Выдача удостоверения вынужденного переселенца

46. Заявителю, признанному вынужденным переселенцем, под расписку при предъявлении документа, удостоверяющего личность, выдается удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста 18 лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.

Удостоверение не может быть выдано в форме электронного документа. У лица, признанного вынужденным переселенцем, изымается ранее выданное территориальным органом свидетельство.

47. Статус вынужденного переселенца предоставляется сроком на 5 лет.

Прием и регистрация заявления о продлении срока действия статуса

48. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год.

49. Для продления срока действия статуса вынужденного переселенца заявителем не позднее истечения срока предоставления статуса в территориальный орган по месту учета подается заявление о продлении срока действия статуса и документы, указанные в пунктах 17.2, 17.3 Административного регламента.

Вынужденный переселенец и совместно проживающие с ним члены его семьи, не являющиеся вынужденными переселенцами, вправе предоставлять выписку из ЕГРП по собственной инициативе.

Срок приема заявления сотрудником, осуществляющим прием, не должен превышать 20 минут.

50. Заявление о продлении срока действия статуса подается каждым членом семьи вынужденного переселенца, достигшим возраста 18 лет. Несовершеннолетние члены семьи вынужденного переселенца, имеющие статус вынужденного переселенца, включаются в заявление одного из родителей.

51. Заявление о продлении срока действия статуса подается в письменной форме или через Единый портал в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

52. Заявление о продлении срока действия статуса в течение 1 рабочего дня с момента принятия заявления регистрируется в Журнале регистрации заявлений о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца (приложение N 8 к Административному регламенту).

Рассмотрение заявления о продлении срока действия статуса

53. Основанием для начала процедуры рассмотрения заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца является решение территориального органа о регистрации заявления о продлении срока действия статуса.

54. Заявление о продлении срока действия статуса, поданное заявителем после истечения срока предоставления статуса, рассматривается по существу при наличии уважительных причин несвоевременного обращения.

55. В случае непредоставления вынужденным переселенцем выписки из ЕГРП в отношении себя и членов своей семьи, не являющихся вынужденными переселенцами, сотрудник территориального органа, уполномоченный на оформление и направление межведомственных запросов, в течение 3 рабочих дней со дня регистрации заявления о продлении срока действия статуса направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним межведомственный запрос [29] о предоставлении сведений из ЕГРП.

Межведомственный запрос направляется в отношении вынужденного переселенца и членов его семьи, проживающих совместно с ним, посредством СМЭВ.

Межведомственный запрос в форме электронного документа подписывается электронной подписью.

В случае отсутствия технической возможности межведомственный запрос направляется на бумажном носителе.

Не допускается передача информации о заявителях по факсу или посредством любых нештатных каналов связи.

Срок получения ответа на межведомственный запрос не должен превышать 5 рабочих дней с даты направления межведомственного запроса.

56. Решение о продлении либо об отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца принимается руководителем территориального органа или его заместителем в течение 21 дня с даты регистрации заявления о продлении срока действия статуса в территориальном органе и оформляется протоколом, в котором указываются основания продления либо отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Протокол утверждается руководителем территориального органа либо его заместителем.

На основании утвержденного протокола о продлении либо отказе в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца издается соответствующий приказ территориального органа.

При принятии решения о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в удостоверение вносится запись, заверяемая подписью руководителя территориального органа или его заместителя и гербовой печатью.

IV. Формы контроля за исполнением регламента

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования

к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

57. Текущий контроль за соблюдением и исполнением ответственными сотрудниками положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений осуществляется должностными лицами ФМС России, территориальных органов, ответственными за организацию работы по предоставлению государственной услуги.

Ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

58. Сотрудники, осуществляющие прием и рассмотрение ходатайств, а также заявлений о продлении срока действия статуса, несут персональную ответственность за соблюдение сроков их рассмотрения, правильность и полноту проведения процедуры признания лиц вынужденными переселенцами, продления им срока действия этого статуса.

Персональная ответственность сотрудников ФМС России (территориальных органов) закрепляется в их должностных регламентах (инструкциях).

Нарушение указанными сотрудниками порядка предоставления государственной услуги, повлекшее ее непредоставление либо предоставление государственной услуги с нарушением установленных сроков, а также требование сотрудниками при предоставлении государственной услуги документов и (или) платы, не предусмотренной Административным регламентом, влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [30] .

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги

59. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок, а также проверок соблюдения и исполнения сотрудниками нормативных правовых актов Российской Федерации и положений Административного регламента.

Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается директором ФМС России либо руководителем территориального органа.

60. ФМС России организует и осуществляет контроль за предоставлением государственной услуги территориальными органами.

Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащие жалобы на решения и действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов.

61. По результатам проведенных проверок, в случае выявления нарушений прав заявителей, осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

62. Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании нормативных правовых актов ФМС России.

Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов работы ФМС России и территориальных органов) и внеплановыми. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги. Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.

Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

63. Заявители имеют право осуществлять контроль за соблюдением положений Административного регламента, сроков исполнения административных процедур в ходе предоставления государственной услуги, в виде устной информации (по телефону) или письменной (в электронном виде).

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, а также его должностных лиц

64. Заявитель имеет право на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц ФМС России и территориальных органов в досудебном (внесудебном) порядке.

Срок подачи жалобы не должен превышать:

1 месяц - со дня получения лицом уведомления о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если лицом не был получен на нее ответ в письменной форме;

3 месяца - со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

65. Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются решения и действия (бездействия) должностных лиц ФМС России и территориальных органов в ходе предоставления государственной услуги.

66. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

67. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

68. Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в ФМС России или территориальный орган.

Жалоба может быть направлена по почте, с использованием официального сайта, Единого портала, а также может быть принята на личном приеме заявителя.

69. Жалоба должна содержать:

наименование органа, представляющего государственную услугу, фамилия, имя, отчество должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;

фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя, а также номер контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, куда должен быть направлен ответ заявителю;

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу;

доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

70. Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации документов о предоставлении государственной услуги;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование у заявителя документов и (или) платы, не предусмотренных Административным регламентом для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено Административным регламентом для предоставления государственной услуги, у заявителя;

отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами;

отказ должностного лица территориального органа, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

71. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы по основаниям, предусмотренным пунктом 70 Административного регламента.

72. В досудебном (внесудебном) порядке граждане могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц:

территориальных органов - в ФМС России;

ФМС России - директору ФМС России.

73. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать:

15 календарных дней с момента ее регистрации;

5 рабочих дней со дня ее регистрации - в случае обжалования отказа в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений.

74. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом ФМС России либо территориального органа принимается следующее решение:

об удовлетворении жалобы полностью или частично;

об отказе в удовлетворении жалобы.

75. Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, указанного в пункте 74 Административного регламента, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

Нарушение должностным лицом ФМС России либо территориального органа порядка и сроков рассмотрения жалоб либо отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению влечет административную ответственность в соответствии со статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

76. Заявители вправе обжаловать решения и действия (бездействия) должностных лиц ФМС России и ее территориальных органов, принятые в ходе предоставления государственной услуги, в административном и (или судебном) порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1 Далее - "Административный регламент", "государственная услуга" соответственно.

2 Далее - "территориальные органы".

3 "Гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка". Ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 52, ст. 5110; 2000, N 33, ст. 3348; 2002, N 48, ст. 4829; N 52, ст. 5132; 2003, N 52, ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 42, ст. 5296; 2011, N 27, ст. 3880).

4 Далее - "Закон".

5 Далее - "Единый портал".

6 Далее - "официальный сайт".

7 Далее - "ходатайство".

8 Далее - "заявление о продлении срока действия статуса".

9 Далее - "заявление о согласии на обработку персональных данных".

10 Далее - "сотрудник".

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196.

12 Далее - "выписка из ЕГРП".

13 Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4746, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 167; N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 39, ст. 43; N 27, ст. 2722; N 30, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31, ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5497, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2253; N 29, ст. 3418, ст. 3618; N 30, ст. 3597, ст. 3616, ст. 3617; 2009, N 1, ст. 14, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 7, ст. 775; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582, ст. 3618; N 52, ст. 6428; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4163; 2011, N 7, ст. 901; N15, ст. 2038; N 49, ст. 7015, ст. 7041; N 50, ст. 7347.

14 Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410, ст. 411; N 34, ст. 4025; 1997, N 43, ст. 4903; N 52, ст. 5930; 1999, N 51, ст. 6288; 2002, N 48, ст. 4737; 2003, N 2, ст. 160; N 2, ст. 167; N 13, ст. 1179; N 46, ст. 4434; N 52, ст. 5034; 2005, N 1, ст. 15, ст. 45; N 13, ст. 1080; N 19, ст. 1752; N 30, ст. 3100; 2006, N 6, ст. 636; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 39; N 5, ст. 558; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 3213; N 31, ст. 3993, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 44, ст. 5282; N 45, ст. 5428; N 49, ст. 6048; N 50, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756; N 29, ст. 3418; N 52, ст. 6235; 2009, N 1, ст. 16; N 15, ст. 1778; N 29, ст. 3582; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 7, ст. 901; N 30, ст. 4564, ст. 4596; N 43, ст. 5972; N 48, ст.6730; N 49, ст. 7014, ст. 7015, ст. 7041.

15 Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2006, N 1, ст. 10; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 13, ст. 14, ст. 21; N 43, ст. 5084; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; N 39, ст. 4542; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6153; 2010, N 19, ст. 2278; N 31, ст. 4206; N 49, ст. 6424; 2011, N 23, ст. 3263; N 30, ст. 4590; N 49, ст. 7027; N 50, ст. 7343; 2012, N 14, ст. 1552; N 24, ст. 3072, N 26, ст. 3446; N 26, ст. 3587.

16 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196.

17 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6974; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701.

18 Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, ст. 3880, N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N 49, ст. 7061.

19 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880.

20 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092.

21 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 29, ст. 4479.

22 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 40, ст. 5559.

23 Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 июня 2009 г., регистрационный N 14136.

24 Далее - "удостоверение". Форма бланка удостоверения утверждена приказом ФМС России от 26 мая 2009 г. N 123 "О бланке свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и бланке удостоверения вынужденного переселенца".

25 Далее - "СМЭВ".

26 Далее - "Журнал учета ходатайств".

27 Далее - "документ, удостоверяющий личность".

28 Далее - "свидетельство". Форма бланка утверждена приказом ФМС России от 26 мая 2009 г. N 123 "О бланке свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем и бланке удостоверения вынужденного переселенца".

29 Требования к составу сведений запроса определены Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14 мая 2010 г. N 180 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2010 г., регистрационный N 18563), с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 г. N 507 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 октября 2010 г., регистрационный N 18840) и от 22 сентября 2011 г. N 504 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 ноября 2011 г., регистрационный N 22224).

30 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7061.

Поделиться