Зарегистрирован в Минюсте РФ 1 марта 2013 г.
Регистрационный N 27412
В соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (часть I), ст. 6249; 2009, N 18 (часть I), ст. 2140, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52 (часть I), ст. 6441, 2010, N 17, ст. 1988, N 18, ст. 2142, N 31, ст. 4160, N 31, ст. 4193, N 31, ст. 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 17, cт. 2310, N 23, ст. 3263, N 27, ст. 3880, N 30 (часть I), ст. 4590, 2012, N 19 ст. 2281, N 26, ст. 3446) и пунктом 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908), приказываю:
Утвердить прилагаемый Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства.
И.о. Министра С. Аристов
I. Общие положения
Наименование государственной функции
1. Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства (далее - Регламент), определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по:
обеспечению безопасности мореплавания и порядка в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним;
обеспечению безопасности судоходства по внутренним водным путям и порядка в речных портах Российской Федерации и на подходах к ним;
лоцманской и ледокольной проводке судов;
навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства (далее - государственная функция).
Наименование федерального органа исполнительной власти исполняющего государственную функцию
2. Исполнение государственной функции осуществляется Управлением государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и (или) территориальными управлениями государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - территориальные органы Ространснадзора).
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции, с указанием их реквизитов и источников официального опубликования
3. Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с:
Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Кодекс об административных правонарушениях) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (часть I), ст. 1, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, N 44, ст. 4298; 2003, N 1, ст. 2, N 27 (часть I), ст. 2700, N 27 (часть II), ст. 2708, N 27 (часть II), ст. 2717, N 46 (часть I), ст. 4434, N 46 (часть I), ст. 4440, N 50, ст. 4847, N 50, ст. 4855, N 52 (часть I), ст. 5037; 2004, N 19 (часть I), ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, N 34, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1 (часть I), ст. 9, N 1 (часть I), ст. 13, N 1 (часть I), ст. 37, N 1 (часть I), ст. 40, N 1 (часть I), ст. 45, N 10, ст. 762, N 10, ст. 763, N 13, ст. 1077, N 13, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 19, ст. 1752, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719, N 27, ст. 2721, N 30 (часть I), ст. 3104, N 30 (часть II), ст. 3124, N 30 (часть II), ст. 3131, N 40, ст. 3986, N 50, ст. 5247, N 52 (часть I), ст. 5574, N 52 (часть I), ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, N 1, ст. 10, N 2, ст. 172, N 2, ст. 175, N 6, ст. 636, N 10, ст. 1067, N 12, ст. 1234, N 17 (часть I), ст. 1776, N 18, ст. 1907, N 19, ст. 2066, N 23, ст. 2380, N 23, ст. 2385, N 28, ст. 2975, N 30, ст. 3287, N 31 (часть I), ст. 3420, N 31 (часть I), ст. 3432, N 31 (часть I), ст. 3433, N 31 (часть I), ст. 3438, N 31 (часть I), ст. 3452, N 43, ст. 4412, N 45, ст. 4633, N 45, ст. 4634, N 45, ст. 4641, N 50, ст. 5279, N 50, ст. 5281, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 1 (часть I), ст. 21, N 1 (часть I), ст. 25, N 1 (часть I), ст. 29, N 1 (часть I), ст. 33, N 7, ст. 840, N 15, ст. 1743, N 16, ст. 1824, N 16, ст. 1825, N 17, ст. 1930, N 20, ст. 2367, N 21, ст. 2456, N 26, ст. 3089, N 30, ст. 3755, N 31, ст. 4001, N 31, ст. 4007, N 31, ст. 4008, N 31, ст. 4009, N 31, ст. 4015, N 41, ст. 4845, N 43, ст. 5084, N 46, ст. 5553, N 49, ст. 6034, N 49, ст. 6065, N 50, ст. 6246; 2008, N 10 (часть I), ст. 896, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, N 20, ст. 2259, N 29 (часть I), ст. 3418, N 30 (часть I), ст. 3582, N 30 (часть I), ст. 3601, N 30 (часть I), ст. 3604, N 45, ст. 5143, N 49, ст. 5738, N 49, ст. 5745, N 49, ст. 5748, N 52 (часть I), ст. 6227, N 52 (часть I), ст. 6235, N 52 (часть I), ст. 6236, N 52 (часть I), ст. 6248; 2009, N 1, ст. 17, N 7, ст. 777, N 7, ст. 771, N 19, ст. 2276, N 23, ст. 2759, ст. 2767, ст. 2776, N 26, ст. 3120, N 26, ст. 3122, N 26, ст. 3131, N 26, ст. 3132, N 29, ст. 3597, N 29, ст. 3599, N 29, ст. 3635, ст. 3642, N 30, ст. 3735, ст. 3739, N 45, ст. 5265, N 45, ст. 5267, N 48, ст. 5711, ст. 5724, ст. 5755; 2010, N 1, ст. 1, N 11, ст. 1169, N 11, ст. 1176, N 15, ст. 1743, N 15, ст. 1751, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2291, N 21, ст. 2524, N 21, ст. 2525, N 21, ст. 2526, N 21, ст. 2530, N 23, ст. 2790, N 33-34, N 27, ст. 3416, N 27, ст. 3429, N 28, ст. 3553, N 30, ст. 4000, N 30, ст. 4002, N 30, ст. 4005, N 30, ст. 4006, N 30, ст. 4007, N 31, ст. 4155, N 31, ст. 4158, N 31, ст. 4164, N 31, ст. 4191, N 31, ст. 4192, N 31, ст. 4193, N 31, ст. 4195, N 31, ст. 4198, N 31, ст. 4206, N 31, ст. 4207, N 31, ст. 4208, N 32, ст. 4298, N 41 (часть II), ст. 5192, N 41 (часть II), ст. 5193, N 46, ст. 5918, N 49, ст. 6409, N 50, ст. 6605, N 52 (часть I), ст. 6984, N 52 (часть I), ст. 6995, N 52 (часть I), ст. 6996; 2011, N 1, ст. 10, N 1, ст. 23, N 1, ст. 29, N 1, ст. 33, N 1, ст. 47, N 1, ст. 54, N 7, ст. 901, N 7, ст. 905, N 15, ст. 2039, N 17, ст. 2310, N 17, ст. 2312, N 19, ст. 2714, N 19, ст. 2715, N 23, ст. 3260, ст. 3267, N 27, ст. 3873, N 29, ст. 4284, N 29, ст. 4289, N 29, ст. 4290, ст. 4291, N 30 (часть I), ст. 4573, N 30 (часть I), ст. 4574, N 30 (часть I), ст. 4584, N 30 (часть I), ст. 4590, N 30 (часть I), ст. 4591, N 30 (часть I), ст. 4598, N 30 (часть I), ст. 4600, N 30 (часть I), ст. 4601, N 30 (часть I), ст. 4605, N 45, ст. 6325, N 45, ст. 6326, N 45, ст. 6334, N 46, ст. 6406, N 47, ст. 6601, N 47, ст. 6602, N 48, ст. 6728, N 48, ст. 6730, N 48, ст. 6732, N 49 (часть I), ст. 7025, N 49 (часть I), ст. 7042, N 49 (часть V), ст. 7056, N 49 (часть V), ст. 7061, N 50, ст. 7345, N 50, ст. 7346, N 50, ст. 7351, N 50, ст. 7352, N 50, ст. 7355, N 50, ст. 7362, N 50, ст. 7366, 2012, N 6, ст. 621, N 10, ст. 1166, N 15, ст. 1723, N 15, ст. 1724, N 18, ст. 2126, N 18, ст. 2128, N 19, ст. 2278, N 24, ст. 3068, N 24, ст. 3069, N 24, ст. 3082, N 29, ст. 3996);
Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (часть I), ст. 6249; 2009, N 18 (часть I), ст. 2140, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52 (часть I), ст. 6441, 2010, N 17, ст. 1988, N 18, ст. 2142, N 31, ст. 4160, N 31, ст. 4193, N 31, ст. 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 17, ст. 2310, N 23, ст. 3263, N 27, ст. 3880, N 30 (часть I), ст. 4590, N 48, ст. 6728; 2012, N 19, ст. 2281, N 26, ст. 3446);
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2000, N 33, ст. 3348; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35 ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 52 (часть I), ст. 6450; 2010, N 30, ст. 4002; N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880, N 30 (часть I), ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 49 (часть I), ст. 7015, ст. 7025; 2012, N 26, 3446);
Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 23, ст. 2381, N 50, ст. 5279; 2007, N 26, ст. 3075; 2008, N 29 (часть I), ст. 3418; N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3735, N 52 (часть I), ст. 6441; 2011, N 1, ст. 32, N 29, ст. 4281, N 30 (часть I), ст. 4590, N 30 (часть I), ст. 4594, ст. 4596, ст. 4605, N 48, ст. 6732, N 50, ст. 7343; 2012, N 26, ст. 3446);
Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (далее - КТМ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (часть I), ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (часть I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (часть I), ст. 3418, N 30 (часть II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (часть I), ст. 4590, N 30 (часть I), ст. 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, "Российская газета", 2012, N 172);
Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001; 2003, N 14, ст. 1256, N 27 (часть I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 50, ст. 5279, N 52 (часть I), ст. 5498; 2007, N 27, ст. 3213, N 46, ст. 5554, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (часть I), ст. 3418, N 30 (часть II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 30, N 18 (часть I), ст. 2141, N 29, ст. 3625, N 52 (часть I), ст. 6450; 2011, N 15, ст. 2020, N 27, ст. 3880, N 29, ст. 4294, N 30 (часть I), ст. 4577, N 30 (часть I), ст. 4590, N 30 (часть I), ст. 4591, N 30 (часть I), ст. 4594, N 30 (часть I), ст. 4596, N 45, ст. 6333, N 45, ст. 6335; 2012, N 18, ст. 2128, N 26, ст. 3446; "Российская газета", 2012, N 172);
Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010, N 27, ст. 3410, N 31, ст. 4196);
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 184 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1477; 2004, N 24, ст. 2430; 2006, N 15, ст. 1612; 2008, N 26, ст. 3063; 2009, N 13, ст. 1558; N 18 (часть II), ст. 2249, N 51, ст. 6332; 2011, N 6, ст. 888, N 22, ст. 3187);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3345, 2006, N 15, ст. 1612, N 44, ст. 4593, N 49 (часть II), ст. 5226; 2007, N 5, ст. 665, N 36, ст. 4384; 2008, N 15, ст. 1561, N 17, ст. 1897, N 22, ст. 2576, N 46, ст. 5337; 2009, N 2, ст. 250, N 6, ст. 738, N 12, ст. 1431, N 18 (часть II), ст. 2249, N 36, ст. 4361, N 51, ст. 6332; 2010, N 25, ст. 3170, N 26, ст. 3350; 2011, N 10, ст. 1381, N 14, ст. 1935, N 22, ст. 3187, N 26, ст. 3804, N 38, ст. 5389; 2012, N 19, ст. 2439);
постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3170; 2011, N 22, ст. 3187);
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908);
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 "Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4475);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 34, ст. 4476);
приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 декабря 2006 г. N 156 "Об утверждении Положения о капитане морского порта" (зарегистрирован Минюстом России 29 декабря 2006 г., регистрационный N 8708);
приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрирован Минюстом России 13 мая 2009 г., регистрационный N 13915) с изменениями, внесенными приказами Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 199 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2010 г., регистрационный N 17702), от 30 сентября 2011 г. N 532 (зарегистрирован Минюстом России 10 ноября 2011 г., регистрационный N 22264).
Предмет государственного контроля (надзора)
4. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства, обязательных требований законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации.
Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора)
5. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при проведении проверки имеют право:
а) проверять в установленном порядке деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную и иную деятельность, связанную с торговым мореплаванием и судоходством на внутренних водных путях Российской Федерации;
б) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства;
в) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к торговому мореплаванию, внутреннему водному транспорту Российской Федерации, а также по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства, научные и иные организации, ученых и специалистов;
г) применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
6. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при проведении проверки обязаны:
1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области обеспечения безопасности мореплавания и судоходства;
2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;
3) проводить проверку на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением;
4) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), копии документа о согласовании проведения проверки;
5) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
6) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
7) знакомить руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с результатами проверки;
8) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц;
9) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
10) соблюдать сроки проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
11) не требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
12) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя ознакомить их с положениями административного регламента (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
13) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
7. Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при проведении проверки не вправе:
а) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям Ространснадзора, от имени которого действуют эти должностные лица;
б) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному в подпункте 2 б) пункта 35 настоящего Регламента;
в) требовать представления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;
г) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
д) превышать установленные сроки проведения проверки;
е) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю (надзору).
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору)
8. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора);
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9. При проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований.
Описание результата исполнения государственной функции
10. Результатом исполнения государственной функции является:
составление акта по результатам проверки;
выдача предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений;
принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
подготовка и направление материалов проверки в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений в соответствии с подведомственностью.
II. Требования к порядку исполнения государственной функции
Порядок информирования об исполнении государственной функции
11. Информация о порядке исполнения Ространснадзором государственной функции предоставляется:
посредством размещения на официальном сайте Ространснадзора в сети Интернет (www.rostransnadzor.ru);
в федеральных государственных информационных системах:
"Федеральный реестр государственных услуг (функций)";
"Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в сети Интернет (www.gosuslugi.ru);
по телефону Ространснадзора (499) 231-58-20 или его территориальных органов;
в письменном виде (почтой) в случае направления письменного запроса на адрес Ространснадзора (Ленинградский просп., д. 37, Москва, 125993) или его территориальных управлений;
в письменном виде (электронной почтой) в случае направления запроса электронной почтой на адрес Ространснадзора (head@rostransnadzor.ru) или его территориальных органов.
Местонахождение, справочные телефоны, почтовые адреса, адреса электронной почты территориальных органов Ространснадзора указаны в приложении N 1 к настоящему Регламенту.
Местонахождение Ространснадзора: г. Москва, Ленинградский проспект, д. 37, корп. 1.
График работы Ространснадзора и его территориальных органов:
понедельник - четверг - с 9.00 до 18.00 (перерыв 12.00 - 12.45);
пятница - с 9.00 до 16.45 (перерыв 12.00 - 12.45);
суббота, воскресенье - выходные дни.
Основными требованиями к информированию граждан о порядке исполнения государственной функции является достоверность предоставляемой информации, четкость в изложении информации, полнота информирования.
Информирование граждан о порядке исполнения государственной функции осуществляется в виде индивидуального информирования и публичного информирования.
Информирование проводится в форме устного информирования и письменного информирования.
Индивидуальное устное информирование граждан о порядке исполнения государственной функции обеспечивается должностными лицами лично или по телефону.
При ответе на телефонные звонки должностное лицо, сняв трубку, должно назвать фамилию, имя, отчество, занимаемую должность и наименование структурного подразделения Ространснадзора или его территориального органа и предложить гражданину представиться и изложить суть вопроса.
Должностные лица при общении с гражданами (по телефону или лично) должны корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства. Устное информирование граждан о порядке исполнения государственной функции должно проводиться с использованием официально-делового стиля речи.
Должностные лица, осуществляющие информирование граждан о порядке исполнения государственной функции, не вправе осуществлять консультирование, выходящее за рамки стандартных процедур и условий исполнения государственной функции и прямо или косвенно влияющее на индивидуальные решения граждан.
Должностное лицо, осуществляющее индивидуальное устное информирование граждан о порядке исполнения государственной функции, должно принять все необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других должностных лиц, а также может предложить гражданину обратиться за необходимой информацией о порядке исполнения государственной функции в письменном виде либо назначить другое удобное для него время для устного информирования о порядке исполнения государственной функции.
Индивидуальное устное информирование граждан о порядке исполнения государственной функции в Ространснадзоре и в его территориальных органах проводится по специально выделенной телефонной линии. При этом рабочее место должностного лица, осуществляющего индивидуальное устное информирование граждан о порядке исполнения государственной функции, обеспечивается техническими средствами, позволяющими в автоматизированном режиме вести регистрацию телефонных вызовов, а также (с согласия гражданина) вести аудиозапись переговоров должностного лица и гражданина.
Индивидуальное письменное информирование о порядке исполнения государственной функции при обращении граждан в Ространснадзор и в его территориальные органы осуществляется путем направления ответов почтовым отправлением, а также электронной почтой или размещением на официальном сайте Ространснадзора и его территориальных органов в сети Интернет.
При коллективном обращении граждан в Ространснадзор или в его территориальные органы письменное информирование о порядке исполнения государственной функции осуществляется путем направления ответов почтовым отправлением, а также электронной почтой или размещением на официальном сайте Ространснадзора и его территориальных органов в сети Интернет в адрес гражданина, указанного в обращении первым, если не указан иной адрес.
Публичное информирование граждан о порядке исполнения государственной функции осуществляется посредством привлечения средств массовой информации, а также путем размещения информации на официальном сайте Ространснадзора и его территориальных органов в сети Интернет, на информационных стендах Ространснадзора и его территориальных органов.
Официальный сайт Ространснадзора и его территориальных органов в сети Интернет должен содержать: сведения о местонахождении, справочные телефоны, факсы, адреса электронной почты Ространснадзора и его территориальных органов, а также графики личного приема граждан.
График приема граждан в Ространснадзоре:
понедельник - четверг - с 9.00 до 18.00 (перерыв 12.00 - 12.45);
пятница - с 9.00 до 16.45 (перерыв 12.00 - 12.45);
суббота, воскресенье - выходные дни.
Информация, размещаемая на информационных стендах, должна содержать дату размещения, подпись руководителя (заместителя руководителя) Ространснадзора, начальника (заместителя начальника) территориальных органов Ространснадзора.
На стендах размещается следующая обязательная информация:
график работы структурных подразделений Ространснадзора и его территориальных органов;
графики личного приема граждан уполномоченными должностными лицами;
номера кабинетов, где осуществляется прием письменных обращений граждан и устное информирование граждан; фамилии, имена, отчества и должности лиц, осуществляющих прием письменных обращений граждан и устное информирование граждан;
адрес официального сайта Ространснадзора и его территориальных органов в сети Интернет;
номера телефонов, факсов, адреса электронной почты структурных подразделений Ространснадзора и его территориальных органов;
порядок предоставления сведений гражданам должностными лицами в Ространснадзоре и его территориальных органах в установленной сфере деятельности.
12. Помещения для исполняющих государственную функцию обозначаются соответствующими табличками с указанием номера кабинета, названия соответствующего подразделения, должности, фамилии, имени, отчества должностного лица.
В указанных помещениях размещаются стенды с необходимой информацией.
13. В помещении рабочее место должностного лица Ространснадзора оборудуется телефоном, факсом, копировальным аппаратом, оргтехникой и документацией, позволяющей своевременно и в полном объеме организовать исполнение государственной функции.
14. На территории, прилегающей к месторасположению Ространснадзора, территориальных органов Ространснадзора, оборудуются места для парковки автотранспортных средств. Количество парковочных мест определяется исходя из интенсивности и количества представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, обратившихся в территориальный орган за определенный период.
Доступ представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей к парковочным местам является бесплатным.
15. Здание (строение, помещение), в котором расположен Ространснадзор (территориальный орган Ространснадзора), должно быть оборудовано отдельным входом.
16. Центральный вход в здание Ространснадзора (территориальных органов Ространснадзора) должен быть оборудован информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию:
наименование; местонахождение;
график работы;
адрес официального Интернет-сайта;
телефонные номера и электронный адрес справочной службы.
Срок исполнения государственной функции
17. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать:
50 часов в год для малого предприятия;
15 часов в год для микропредприятия.
18. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, но не более чем на 20 рабочих дней в отношении малых предприятий, в отношении микропредприятий не более чем на 15 часов.
19. Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, обособленному структурному подразделению юридического лица, при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 (шестидесяти) рабочих дней.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме
20. Исполнение государственной функции включает следующие административные процедуры:
принятие решения о проведении проверки;
проведение проверки;
оформление результатов и принятие мер по результатам проверки.
Блок-схема исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) указана в приложении N 2 к настоящему Регламенту.
Принятие решения о проведении проверки
21. Проверки проводятся должностными лицами Ространснадзора и (или) его территориального органа на основании распоряжения руководителя, заместителя руководителя Ространснадзора или территориального органа Ространснадзора. К проведению проверки могут привлекаться представители экспертных организаций.
Распоряжение Ространснадзора оформляется в соответствии с типовой формой распоряжения о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
22. Решение о проведении проверки принимает руководитель, заместитель руководителя Ространснадзора или территориального органа Ространснадзора.
23. В распоряжении о проведении проверки указываются:
а) наименование органа государственного контроля (надзора);
б) фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
в) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, местонахождение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;
г) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
д) правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования законодательства Российской Федерации;
е) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю (надзору), необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
ж) перечень административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора);
з) перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
и) даты начала и окончания проведения проверки.
24. Заверенные печатью копии распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны представить информацию об этом органе, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
25. Проведение проверок согласовывается Ространснадзором с органами прокуратуры в порядке, установленном законодательством.
26. Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
27. Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и прилагаемые к нему документы направляются Ространснадзором или его территориальным органом в органы прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.
Проведение проверки
28. Государственную функцию осуществляют должностные лица Ространснадзора и его территориальных органов, уполномоченные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций".
29. Ространснадзором и (или) территориальным органом Ространснадзора проводятся плановые и внеплановые проверки. Плановые и внеплановые проверки проводятся должностными лицами Ространснадзора и (или) территориального органа Ространснадзора в форме документарной и (или) выездной проверки.
30. Плановые проверки проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Ространснадзора на текущий календарный год (далее - План). Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом.
31. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
32. План утверждается руководителем Ространснадзора после завершения органами прокуратуры процедуры рассмотрения проекта Плана на предмет законности включения в него объектов государственного контроля (надзора) и внесения предложений о проведении совместных плановых проверок.
33. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения руководителя Ространснадзора или территориального органа почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
34. Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
35. Внеплановые проверки проводятся по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного контроля (надзора)), органов местного самоуправления, из средств массовой информации, о фактах возникновения аварий и транспортных происшествий, связанных с нарушениями обязательных требований, о торговом мореплавании, о внутреннем водном транспорте Российской Федерации, а также по обеспечению безопасности мореплавания и судоходства, если такие нарушения:
а) создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) повлекли причинение вреда, указанного в подпункте "а".
Порядок согласования органом государственного контроля (надзора) с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора Российской Федерации;
3) распоряжения руководителя Ространснадзора, изданные в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 35 настоящего Регламента, органами государственного контроля (надзора) после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
36. Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Ространснадзор или территориальный орган, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 пункта 35 настоящего Регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
37. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 35 настоящего Регламента, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляется Ространснадзором и (или) территориальным органом Ространснадзора не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.
38. Предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой проверки не требуется в случае проведения проверки по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 35 настоящего Регламента.
Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в органы прокуратуры в течение 24 часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
39. Копия распоряжения о проведении проверки, заверенная печатью Ространснадзора или территориального органа, вручается под роспись должностным лицом, проводящим проверку, руководителю или иному уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебного удостоверения.
40. Руководитель, иной уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель должен обеспечить необходимые условия для проведения проверки и обязан по требованию должностных лиц Ространснадзора или территориального органа, проводящих проверку, организовать доступ к сооружениям, помещениям, оборудованию, транспортным средствам, предоставить необходимую информацию и документацию для достижения целей проверки.
41. В случае необоснованного препятствования проведению проверки, уклонения от участия в проведении проверки руководитель или иной уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
42. В ходе проведения проверки должностное лицо, ответственное за проведение проверки, осуществляет мероприятия по контролю (надзору), указанные в распоряжении Ространснадзора, территориального органа.
43. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Ространснадзора, территориальных органов.
44. В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах действий в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя.
45. В случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Ространснадзора или территориального органа, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, Ространснадзор, территориальный орган направляют в адрес юридического лица, индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения руководителя, заместителя руководителя Ространснадзора или территориального органа о проведении проверки.
В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в Ространснадзор или территориальный орган указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе предоставить указанные в запросе документы в форме электронных документов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Не допускается требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в Ространснадзор или территориальный орган, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
46. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Ространснадзора или территориального органа документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля (надзора), информация об этом направляется юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
47. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе представить дополнительно документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
48. Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Ространснадзор, территориальный орган Ространснадзора установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора вправе провести выездную проверку.
49. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по местонахождению юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
50. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и принимаемые им меры по исполнению обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами в сфере обеспечения безопасности мореплавания и судоходства.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора) документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю (надзору).
51. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.
52. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
53. Органы государственного контроля (надзора) привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Оформление результатов и принятие мер по результатам проверки
54. По результатам проверки должностными лицами Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, проводившими проверку, составляется акт проверки который оформляется непосредственно после ее завершения.
55. Форма акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
56. В акте проверки указываются:
дата, время и место составления акта проверки;
наименование органа государственного контроля (надзора);
дата и номер распоряжения руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора);
фамилия, имя, отчество и наименование должности лица (лиц), проводившего проверку;
наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
дата, время, место и продолжительность проведения проверки;
сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
подпись должностного лица (лиц), проводившего проверку.
57. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений (при их наличии) вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящегося в деле Ространснадзора или территориального органа Ространснадзора.
К акту проверки прилагаются при их наличии протоколы (заключения) проведенных исследований, экспертиз, объяснения работников юридического лица или индивидуального предпринимателя, ответственных за допущенные нарушения, предписания об устранении выявленных нарушений.
58. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
59. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
60. В случае если при проведении проверки установлено, что деятельность юридического лица, индивидуального предпринимателя представляет непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или такой вред причинен, Ространснадзор, территориальный орган обязаны незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях, и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.
61. По окончании проверки в журнале учета проверок должностными лицами Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.
Форма журнала учета проверок юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, установлена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.
IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением должностными лицами федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда положений регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также за принятием ими решений
62. Контроль за исполнением государственной функции осуществляется в порядке, установленном настоящим Регламентом и приказами или распоряжениями Ространснадзора или территориального органа, и включает в себя проведение проверок полноты и качества исполнения государственной функции, соблюдения порядка ее исполнения, выявление и устранение нарушений, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на них, принятие решений по жалобам на действия (бездействие) должностных лиц Ространснадзора или территориального органа.
63. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной функции, осуществляется должностными лицами Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, ответственными за организацию работы по исполнению государственной функции.
64. Текущий контроль за исполнением государственной функции осуществляется посредством:
проверки качества соблюдения и исполнения должностными лицами положений настоящего Регламента;
проверки обоснованности выдачи предписаний, в том числе на предмет соответствия выданных предписаний законодательству Российской Федерации.
Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством исполнения государственной функции
65. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции, соблюдения и исполнения должностными лицами Ространснадзора или территориального органа положений настоящего Регламента, нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляются на основании приказов или распоряжений Ространснадзора или территориального органа.
66. Проверки полноты и качества исполнения государственной функции могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы Ространснадзора) и внеплановыми.
67. Плановые проверки полноты и качества исполнения государственной функции, соблюдения и исполнения должностными лицами Ространснадзора или его территориального органа положений настоящего Регламента, нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляются в сроки, устанавливаемые руководителем Ространснадзора или территориального органа.
68. Распоряжение руководителя Ространснадзора или его территориального органа о проведении внеплановой проверки полноты и качества исполнения государственной функции может быть издан на основании обращения должностного лица Ространснадзора или его территориального органа, а также обращений лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются при осуществлении государственной функции.
69. Срок проведения плановой и внеплановой проверки полноты и качества исполнения государственной функции не может превышать 30 дней.
Ответственность должностных лиц федерального органа исполнительной власти за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции
70. По результатам проведенных проверок полноты и качества исполнения государственной функции, в случае выявления нарушений требований полноты и качества исполнения государственной функции виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
71. Юридические лица независимо от организационно-правовой формы в соответствии с уставными документами, индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять защиту своих прав и (или) законных интересов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положения, характеризующие требования к порядку и формам контроля за исполнением государственной функции, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций
72. Объединения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, саморегулируемые организации вправе:
а) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие закону нормативные правовые акты, на основании которых проводятся проверки юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
б) обращаться в суд в защиту нарушенных при осуществлении государственного контроля (надзора) прав и (или) законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся членами указанных объединений, саморегулируемых организаций.
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц
Информация для заинтересованных лиц об их праве на досудебное (внесудебное) обжалование действий (бездействия) и решений, принятых (осуществляемых) в ходе исполнения государственной функции
73. Действия (бездействие) должностных лиц Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, решения, принятые ими в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента, обжалуются в досудебном (внесудебном) порядке.
Предмет досудебного (внесудебного) обжалования
74. В досудебном (внесудебном) порядке могут обжаловаться действия (бездействие) и решения должностных лиц.
Заявитель в своем обращении (жалобе) в обязательном порядке указывает либо наименование Ространснадзора (территориального органа), в который направляет письменное обращение (жалобу), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего должностного лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения (жалобы), излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменному обращению (жалобе) документы и материалы либо их копии.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы и случаев, в которых ответ на жалобу не дается
75. Оснований для приостановления рассмотрения жалобы по результатам проведенной проверки не имеется.
76. При получении жалобы, в которой содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, должностное лицо вправе оставить жалобу без ответа по существу поставленных в ней вопросов и сообщить заявителю о недопустимости злоупотребления правом.
Если текст жалобы не поддается прочтению, ответ на жалобу не дается, о чем сообщается заявителю, направившему жалобу, в письменном виде, если его почтовый адрес поддается прочтению.
Если в жалобе содержится вопрос, на который заявителю неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Ространснадзора, иное уполномоченное им должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с за явителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы рассматривались в Ространснадзоре. О данном решении заявитель, направивший жалобу, уведомляется в письменном виде.
Если причины, по которым ответ по существу поставленных в жалобе вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, жалоба может быть направлена повторно.
77. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении (жалобе) вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, заявителю, направившему обращение (жалобу), сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
Основания для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования
78. Основанием для досудебного (внесудебного) обжалования является поступление жалобы (обращения) в Ространснадзор лично от заявителя (представителя заявителя) или в виде почтового отправления, а также по адресу электронной почты, указанному в приложении N 1 к настоящему Регламенту.
Права заинтересованных лиц на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
79. Информирование заявителей (представителей заявителей) о днях и времени приема, месте приема, должности, фамилии, имени и отчестве лица, осуществляющего прием, проводится по телефонам, указанным в приложении N 1 к настоящему Регламенту.
80. Должностные лица Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора проводят личный прием заявителей (их представителей).
Личный прием должностными лицами Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора проводится в установленные для приема дни и время.
В ходе личного приема заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Органы государственной власти и должностные лица, которым может быть направлена жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке
81. Жалоба заявителя в досудебном (внесудебном) порядке может быть направлена на действия (бездействие) и решения должностных лиц:
территориальных органов - руководителю территориального органа и (или) в Ространснадзор;
Ространснадзора - руководителю Ространснадзора, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий или бездействия должностных лиц территориальных органов;
руководителя Ространснадзора, в том числе в связи с непринятием основанных на законодательстве Российской Федерации мер в отношении действий (бездействия) должностных лиц Ространснадзора и его территориальных органов, в Министерство транспорта Российской Федерации.
Сроки рассмотрения жалобы
82. Обращение (жалоба) на действия (бездействие) и решения должностных лиц Ространснадзора, территориальных органов Ространснадзора в ходе исполнения государственной функции на основании настоящего Регламента рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации обращения (жалобы).
В исключительных случаях (в том числе при направлении Ространснадзором запроса в соответствующий территориальный орган Ространснадзора о представлении дополнительных документов и материалов), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов руководитель Ространснадзора, территориального органа Ространснадзора, иное уполномоченное на то должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока ее рассмотрения заявителя.
Результат досудебного (внесудебного) обжалования применительно к каждой процедуре либо инстанции обжалования
83. По результатам рассмотрения обращения (жалобы) ответственным должностным лицом Ространснадзора (территориального органа) принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения (жалобы).
84. Решение по жалобе на исполнение конкретной административной процедуры принимается с учетом ее специфики.
85. Обращение заявителя считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (в пределах компетенции) по существу всех поставленных в обращении вопросов.
Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы, направляется заявителю.