Продолжение. Начало в номерах за 18 и 25 июня.
Ответственным за формирование и реализацию Программы на 2014-2020 годы является Министерство образования и науки Российской Федерации. Министр образования и науки Российской Федерации несет персональную ответственность за ход реализации Программы на 2014-2020 годы.
Министерство образования и науки Российской Федерации является разработчиком и государственным заказчиком Программы на 2014-2020 годы.
Потребность в ресурсном обеспечении Программы на 2014-2020 годы рассчитана, исходя из оценки программных мероприятий по направлениям финансирования и задачам по годам.
Предполагается постепенное развитие сектора создания научно-технологического задела, прежде всего за счет повышения квалификации исследователей, эффективности стимулирования (увеличение доходов и создание лучших условий работы) и усиления научной конкуренции (привлечение в науку наиболее талантливых исследователей). Одновременно осуществляется ускоренное наращивание в государственных академиях наук, в вузах, национальных исследовательских центрах и в других исследовательских структурах научных мощностей в сфере поисковых и прикладных проблемно ориентированных исследований, обеспечивающих эффективное использование результатов фундаментальных работ, и достижение практических результатов (научно-технологического задела), используемых уже коммерческим сектором инновационной системы и промышленностью. При этом государственная поддержка задельных работ концентрируется в основном на приоритетных направлениях развития секторов российской экономики.
Важную роль в расширении круга научно-исследовательских работ, реализуемых в рамках Программы на 2014-2020 годы, должна сыграть координация их тематики с программами инновационного развития компаний с государственным участием, стратегическими программами исследований технологических платформ и другими инструментами стимулирования перспективных исследований. Расширение исследований по направлениям создания научно-технологического задела и прикладных проблемно ориентированных исследований в рамках Программы на 2014-2020 годы будет стимулировать привлечение научных организаций, вузов, национальных исследовательских центров к реализации корпоративных заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы.
В отношении пропорции средств федерального бюджета и внебюджетных средств, направляемых на финансирование исследований (без расходов на создание единой инфраструктуры сектора исследований и разработок), предполагается, что для прикладных проблемно ориентированных работ соотношение бюджетных и внебюджетных средств должно, ориентировочно, в среднем составить 1:0,25.
Необходимо отметить, что выполняемые в рамках Программы на 2014-2020 годы работы ограничиваются докоммерческой стадией - разработкой и испытаниями демонстрационных или экспериментальных образцов продукции (материалы, изделия, оборудование), разработкой рекомендаций по созданию технических нововведений (прикладные научно-исследовательские работы). Целесообразность государственной поддержки исследований этой стадии обусловливается отсутствием других инструментов (субъектов) их финансирования вследствие высоких рисков невыполнения, неопределенности результатов и сроков их возможной коммерциализации. В этой связи требование к привлечению внебюджетного софинансирования не может быть установлено как обязательное для всех проектов, выполняемых в рамках Программы на 2014-2020 годы. Основной объем средств из внебюджетных источников привлекается по проектам, выполняемым в рамках государственно-частного партнерства, а также по проектам, выполняемым в рамках международного сотрудничества. По указанным видам проектов может быть достигнута пропорция 1:1 в части, соответственно, бюджетного и внебюджетного финансирования, но указанные проекты составляют лишь часть прикладных научно-исследовательских работ, на финансирование которых предполагается направить до 30-35 процентов средств всего финансирования прикладных работ. Таким образом, обеспечиваемое в рамках Программы на 2014-2020 годы соотношение бюджетных и внебюджетных средств не соответствует темпам, заявленным в отношении аналогичного показателя Стратегии "Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования", динамика которого установлена в примерной пропорции 1:1 на период до 2020 года. Обеспечение указанного показателя Стратегии должно быть предусмотрено в рамках других федеральных целевых программ, государственных программ и других инструментов развития науки и технологий, в которых финансируются работы, в том числе и на коммерческой стадии, и заложены более широкие возможности применения механизмов государственно-частного партнерства.
Социально-экономическим сценарным ориентиром Программы на 2014-2020 годы является инновационный сценарий развития российской экономики, заложенный в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Сценарий развития с точки зрения параметров финансирования науки совпадает с инновационным сценарием развития в Стратегии. В соответствии с указанным сценарием предполагается увеличение доли расходов в валовом внутреннем продукте на создание научно-технологического задела, реализуемого в основном в рамках Программы на 2014-2020 годы.
Реализация Программы на 2014-2020 годы будет осуществляться в два этапа:
I этап - 2014-2017 годы;
II этап - 2018-2020 годы.
Объем финансирования Программы на 2014-2020 годы в 2014-2020 годах:
при реализации первого (базового) сценария составит:
по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 166 185 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 131 205 млн рублей, средства внебюджетных источников - 34 980 млн рублей;
по направлению "Прочие нужды" - 43 143,77 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 41 327,77 млн рублей, средства внебюджетных источников - 1815 млн рублей;
по направлению "Капитальные вложения" - 29 696 млн рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет);
при реализации второго сценария составит:
по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 303 235 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 240 615 млн рублей, средства внебюджетных источников - 62 620 млн рублей;
по направлению "Прочие нужды" - 99 619,2 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 94 237,2 млн рублей, средства внебюджетных источников - 5382 млн рублей;
по направлению "Капитальные вложения" - 47 092,8 млн рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет);
при реализации третьего сценария составит:
по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 443 828 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 345 726 млн рублей, средства внебюджетных источников - 98 102 млн рублей;
по направлению "Прочие нужды" - 99 619,2 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 94 237,2 млн рублей, средства внебюджетных источников - 5382 млн рублей;
по направлению "Капитальные вложения" - 47 092,8 млн рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет);
при реализации четвертого сценария составит:
по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские (опытно-технологические) работы" - 303 235 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 240 615 млн рублей, средства внебюджетных источников - 62 620 млн рублей;
по направлению "Прочие нужды" - 220 229,2 млн рублей, из них средства федерального бюджета составят 208 819,2 млн рублей, средства внебюджетных источников - 11 410 млн рублей;
по направлению "Капитальные вложения" - 47 092,8 млн рублей из средств федерального бюджета (в ценах соответствующих лет).
Ориентировочные объемы финансирования Программы на 2014-2020 годы и их распределение по направлениям для каждого из сценариев приведены в приложении N 3 к настоящей Концепции.
XIII. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы на 2014-2020 годы
Создается и развивается система директивного формирования тематик, координации и планирования исследований, основанная на анализе потребностей министерств, ведомств, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и представителей бизнеса с учетом формирования общей системы технологического прогнозирования.
Для создания системы директивного формирования тематик осуществляется организация межведомственной координации, предусматривающая со стороны министерств, ведомств, компаний с государственным участием, отраслевых объединений и технологических платформ формирование потребностей в исследованиях и разработках, направленных как на модернизацию производства и решение текущих проблем, так и на создание качественно новых технологий и продуктов (перспективных). Создается специальный механизм анализа предложений и формирования тематик и программ исследований на основе вышеупомянутых потребностей, а также результатов системы фундаментальных исследований.
С развитием Программы на 2014-2020 годы инструменты директивного формирования тематик также развиваются, к 2017 году планируется перейти на финансирование исследований, выполняемых преимущественно в рамках комплексных программ исследований по приоритетным направлениям.
Комплексные программы исследований являются инструментом, применяемым в рамках системы директивного формирования тематик, и объединяют исследования, направленные на достижение определенной цели (решение определенных научно-технических проблем), или исследования, проводимые в определенной научной области. Комплексная программа исследований представляет собой разрабатываемый в рамках Программы на 2014-2020 годы в соответствии с утвержденными приоритетами взаимоувязанный по содержанию и срокам исполнения план проведения исследований, включающий информацию о тематиках исследований, основных показателях научно-технических результатов, ориентировочных объемах финансирования.
Введение комплексных программ исследований позволит повысить результативность решения сложных научно-технических проблем, освоения научных областей и эффективность расходования бюджетных средств.
Внебюджетное софинансирование работ обеспечивают заинтересованные организации - потенциальные потребители результатов выполнения работ по созданию научно-технологического задела, привлекаемые также к контролю выполнения исследований и приемке их результатов. Тем самым получает дальнейшее развитие механизм государственно-частного партнерства - один из важнейших инструментов стимулирования инновационного потенциала российской экономики.
Достижение целей Программы на 2014-2020 годы обеспечивается развитием существующих и использованием качественно новых механизмов и инструментов для эффективного выполнения мероприятий.
В рамках мероприятий Программы на 2014-2020 годы предусматривается проведение исследований по направлениям создания научно-технологического задела, прикладных исследований, направленных на создание опережающего научно-технологического задела для развития отраслей экономики, прикладных исследований, направленных на решение комплексных научно-технических задач комплексных программ прикладных проблемно ориентированных исследований.
В процессе формирования тематик исследований предполагается участие внешних субъектов, в том числе потенциальных потребителей результатов. Должны быть системно учтены существующие и перспективные планы и программы исследований, в том числе программы инновационного развития компаний с государственным участием, стратегические программы исследований технологических платформ, Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р, Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р.
Вводятся новые инструменты, предназначенные для решения наиболее сложных научно-технических задач, повышения эффективности выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, создания условий для реальной творческой конкуренции:
двухэтапные конкурсы (конкурсы эскизов);
многоэтапные работы - группа научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, направленных на решение общей научно-технической задачи и выполняемых в несколько этапов, при этом после завершения каждого из этапов заказчиком отбираются лучшие работы или работы, по которым получен положительный результат и с исполнителями которых заключается новый контракт на продолжение научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ;
комплексный проект - научно-исследовательская и опытно-конструкторская (опытно-технологическая) работа, характеризуемая высокой сложностью решаемых научно-технических задач, головной исполнитель (разработчик) комплексного проекта самостоятельно осуществляет планирование и управление выполнением научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, в том числе имеет право привлекать к выполнению работ большое количество организаций-соисполнителей.
Вводится возможность выполнения научно-исследовательских работ научными коллективами на конкурсной основе. При этом в ходе конкурсных процедур в качестве значимых критериев оценивается квалификация и опыт выполнения работ научного коллектива. При выполнении работ вводятся ограничения на направления и порядок расходования бюджетных средств, обеспечивающие соблюдение интересов научного коллектива.
Планируется осуществление инвестиций в развитие материально-технической базы ведущих научных организаций, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в техническое перевооружение этих организаций.
Реализация группы мероприятий, сформированных по принципу обеспечения рационального масштаба объектов управления и их состава и позволяющих максимально эффективно управлять объектами в отдельности и Программой на 2014-2020 годы в целом, способствует решению следующих задач:
проведение исследований, направленных на формирование опережающего научно-технологического задела;
интенсификация международного сотрудничества;
развитие инфраструктуры сектора исследований и разработок;
обеспечение материально-технической базы исследований и разработок;
управление реализацией Программы на 2014-2020 годы.
Структурообразующими функциональными элементами Программы на 2014-2020 годы являются блоки 1-5.
Блок 1 включает в себя следующие группы мероприятий:
Группа мероприятий 1.1. "Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технических приоритетов и прогнозирование развития научно-технической сферы".
В рамках группы мероприятий выполняются научно-исследовательские работы по следующим основным направлениям:
научно-технологическое прогнозирование, оценка соответствия состояния и результатов отечественных поисковых и прикладных исследований мировому уровню, определение научно-технических приоритетов;
проведение исследований, направленных на обеспечение реализации государственной политики в сфере исследований и разработок.
Группа мероприятий 1.2. "Проведение исследований по направлениям создания научно-технологического задела".
В рамках указанной группы мероприятий предусматривается проведение научных исследований, направленных на увеличение объема знаний по отдельным научно-техническим проблемам, междисциплинарных исследований, исследований с возможностью последующих множественных прикладных приложений в различных секторах экономики, уникальных высокорисковых исследований, в перспективе определяющих принципиально новые возможности для развития экономики.
Группа мероприятий 1.3. "Проведение прикладных исследований, направленных на создание опережающего научно-технологического задела для развития отраслей экономики".
Финансируемые прикладные проблемно ориентированные исследования выполняются с учетом результатов исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов, и прогнозирования развития научно-технологической сферы. Указанные прикладные проблемно ориентированные исследования ограничиваются докоммерческой стадией - разработкой и испытаниями демонстрационных или экспериментальных образцов продукции (материалы, изделия, оборудование), разработкой рекомендаций по созданию технических нововведений.
Группа мероприятий 1.4. "Проведение прикладных исследований, направленных на решение комплексных научно-технических задач".
В рамках реализации мероприятий блока 2 будет обеспечиваться вовлечение страны в международное научное сотрудничество за счет выполнения исследований совместно с зарубежными научно-исследовательскими и образовательными организациями, преимущественно в соответствии со сформулированными приоритетами, а также за счет организации и участия в крупных международных научных мероприятиях (выставки, конференции, конгрессы и другие мероприятия) в Российской Федерации и за рубежом.
Блок 3 включает в себя следующие группы мероприятий:
Группа мероприятий 3.1. "Обеспечение развития материально-технической инфраструктуры".
Реализация указанной группы мероприятий направлена на развитие и обеспечение эффективного функционирования сети уникальных научных установок (включая обсерватории, коллекции, биоресурсные центры, ботанические сады и др.) и центров коллективного пользования научным оборудованием, в том числе за счет решения задач интеграции в международную систему исследований и разработок.
Группа мероприятий 3.2. "Обеспечение развития информационной инфраструктуры".
В рамках группы мероприятий осуществляется поддержка и развитие информационно-аналитических систем в сфере научно-технической деятельности (в том числе обеспечивающих учет результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).
Поддержка информационно-аналитических систем включает в себя обновление программного обеспечения, оборудования, текущей информации и предоставление доступа к информационным ресурсам. Развитие информационно-аналитических систем предполагает модернизацию уже существующих и создание новых информационно-аналитических систем, расширение информационных ресурсов.
Группа мероприятий 3.3. "Обеспечение поддержки и развития форм научных коммуникаций и системы популяризации науки".
Реализация указанной группы мероприятий нацелена на демонстрацию и популяризацию результатов и достижений науки, повышение уровня международного обмена научными знаниями, формирование позитивного образа науки в общественном сознании, а также на развитие системы эффективных коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, выставок, семинаров).
В рамках реализации блока 4 осуществляются инвестиции в развитие материально-технической базы вузов и ведущих научных организаций, осуществляющих исследования и разработки, в том числе в их реконструкцию и техническое перевооружение.
Блок 5 включает в себя следующие группы мероприятий:
Группа мероприятий 5.1. "Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий Программы на 2014-2020 годы".
В рамках реализации группы мероприятий предусматриваются:
информационно-аналитическое обеспечение реализации мероприятий Программы на 2014-2020 годы;
мониторинг реализации мероприятий Программы на 2014-2020 годы.
Группа мероприятий 5.2. "Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы на 2014-2020 годы".
Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы на 2014-2020 годы возлагается на дирекцию Программы на 2014-2020 годы - организацию в форме федерального государственного бюджетного научного учреждения, подведомственного Министерству образования и науки Российской Федерации.
XIV. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы на 2014-2020 годы
В качестве общих принципов системы управления реализацией Программы на 2014-2020 годы, действующих как единая система, предлагаются следующие принципы:
обеспечение правового, методического и информационного единства Программы на 2014-2020 годы;
представительство в органах управления Программой на 2014-2020 годы государственных заказчиков Программы на 2014-2020 годы и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Реализация Программы на 2014-2020 годы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и соглашений о предоставлении субсидий и грантов в форме субсидий для юридических лиц. Деятельность дирекции Программы на 2014-2020 годы по оперативному управлению Программой на 2014-2020 годы обеспечивается целевым финансированием в рамках государственного задания из средств, выделяемых на реализацию Программы на 2014-2020 годы.
Отбор объектов и проектов для реализации в рамках мероприятий блока 4 и их исполнителей проводится на конкурсной основе в рамках предварительного отбора. К предварительному отбору привлекаются профильные технологические платформы по соответствующему приоритетному направлению Программы на 2014-2020 годы.
В ходе выполнения Программы на 2014-2020 годы должны быть реализованы механизмы информирования представителей бизнеса об открывающихся возможностях по коммерциализации и освоению передовых технологий, а также инвесторов о потенциальных направлениях и условиях вложения средств.
Для устойчивого финансирования проектов Программы на 2014-2020 годы за счет внебюджетных средств государственные заказчики Программы на 2014-2020 годы включают соответствующие условия в государственные контракты, договоры, соглашения, заключаемые с исполнителями проектов в рамках мероприятий Программы на 2014-2020 годы, подписывают с соответствующими организациями протоколы (соглашения) о намерениях или другие документы, подтверждающие финансирование мероприятий Программы на 2014-2020 годы за счет внебюджетных средств.
Результаты выполненных научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ на этапе сдачи-приемки подлежат обязательной экспертизе. В течение всего срока реализации Программы на 2014-2020 годы будет осуществляться мониторинг финансируемых в рамках Программы на 2014-2020 годы проектов.
Для оценки эффективности Программы на 2014-2020 годы разработана основа для создания системы целевых индикаторов, отражающих конечный (макроэкономический) и непосредственный эффект реализации Программы на 2014-2020 годы.
Содержание и объемы финансирования мероприятий, реализуемых в течение нескольких лет, в установленном порядке могут уточняться ежегодно на основе отчетов о выполнении мероприятий Программы на 2014-2020 годы и оценки достижения установленных значений индикаторов мероприятий Программы на 2014-2020 годы.
Информация о ходе выполнения мероприятий Программы на 2014-2020 годы и достигнутых результатах будет публиковаться в средствах массовой информации не реже двух раз в год.
Оперативная информация о ходе реализации мероприятий Программы на 2014-2020 годы, о нормативных актах по управлению Программой на 2014-2020 годы и об условиях проведения конкурсов будет размещаться на специальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Управление реализацией Программы на 2014-2020 годы предусматривает создание научно-координационного совета, в состав которого включаются ученые и специалисты в профильных областях, представители предпринимательского сообщества и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Состав научно-координационного совета утверждается Министром образования и науки Российской Федерации, который возглавляет этот совет. Ученый секретарь научно-координационного совета - генеральный директор дирекции Программы на 2014-2020 годы.
На научно-координационный совет Программы на 2014-2020 годы возлагаются следующие функции:
определение механизмов формирования тематики исследований, критериев конкурсов, выработка предложений по тематике и объемам финансирования мероприятий Программы на 2014-2020 годы;
рассмотрение результатов экспертизы содержания и стоимости проектов и мероприятий, предлагаемых для реализации в очередном финансовом году;
рассмотрение материалов о ходе реализации мероприятий Программы на 2014-2020 годы, оценка результативности работ;
определение порядка использования результатов;
организация проверок выполнения программных мероприятий, целевого и эффективного использования выделяемых ресурсов и средств;
подготовка рекомендаций по более эффективной реализации программных мероприятий с учетом хода реализации Программы на 2014-2020 годы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации и выделяемых ресурсов и средств;
выявление научных, технических и организационных проблем в ходе реализации Программы на 2014-2020 годы.
При научно-координационном совете формируются консультативные рабочие группы, обеспечивающие межведомственное взаимодействие в рамках тематических направлений.
Дирекция Программы на 2014-2020 годы осуществляет следующие функции:
собирает и систематизирует статистическую и аналитическую информацию о реализации мероприятий Программы на 2014-2020 годы;
организует по поручению ответственного исполнителя (соисполнителей) Программы на 2014-2020 годы экспертизу проектов на всех этапах реализации Программы на 2014-2020 годы;
организует независимую оценку показателей результативности и эффективности мероприятий Программы на 2014-2020 годы, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
внедряет информационные технологии и обеспечивает их применение в целях управления реализацией Программы на 2014-2020 годы и осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы на 2014-2020 годы, осуществляет информационное обеспечение специализированного сайта (сайтов) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
организует техническое и информационное сопровождение деятельности научно-координационного совета Программы на 2014-2020 годы, процедур размещения и реализации государственного заказа по Программе на 2014-2020 годы, а также приемки и оценки результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ, выполненных в рамках Программы на 2014-2020 годы;
обеспечивает организационно-техническое сопровождение формирования тематики конкурсных лотов, разработки технических заданий и технико-экономических обоснований;
осуществляет координацию мониторинга отдельных проектов, мероприятий и Программы на 2014-2020 годы в целом;
подготавливает и представляет заказчику Программы на 2014-2020 годы информационно-аналитические материалы для подготовки отчета о ходе и результатах реализации Программы на 2014-2020 годы;
выявляет научные, технические и организационные проблемы в ходе реализации Программы на 2014-2020 годы и подготавливает предложения по их решению.
В целях увеличения эффективности своей деятельности дирекция Программы на 2014-2020 годы вправе привлекать соисполнителей.
До начала реализации Программы на 2014-2020 годы Министром образования и науки Российской Федерации утверждается положение об управлении Программой на 2014-2020 годы, определяющее порядок формирования организационно-финансового плана ее реализации, функции и полномочия создаваемых органов в системе управления Программой на 2014-2020 годы, порядок принятия решений, формирования тематики, формирования лотов, подписания контрактов (соглашений), проведения независимой экспертизы, ресурсного обеспечения программных мероприятий, мониторинга хода их реализации и механизма корректировки, приемки результатов работ, а также процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы на 2014-2020 годы и ее мероприятий и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.