10.09.2013 23:00
Поделиться

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 20 августа 2013 г. N 144 г. Москва "Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 20 августа 2013 г. N 144 г. Москва "Об утверждении Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации"
Дата подписания: 20.08.2013Опубликован: 10.09.2013

Зарегистрирован в Минюсте РФ 30 августа 2013 г.

Регистрационный N 29854

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904 "Об утверждении Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49, ст. 4826; 2010, N 9, ст. 964), Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535, N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284, N 19, ст. 2070, N 23, ст. 2452, N 38, ст. 3975, N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530, N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. II), ст. 909, N 29 (ч. I), ст. 3473, N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368, N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, ст. 2930, N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990, N 18, ст. 2166, N 22, ст. 2759, N 38, ст. 5070, N 47, ст. 6459, N 53 (ч. II), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314) и в связи с принятием Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730), а также в целях совершенствования работы по обеспечению единства правового пространства приказываю:

1. Утвердить Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр) согласно приложению.

2. Департаменту законопроектной деятельности и мониторинга правоприменения (Ю.И. Смирнов) осуществлять методико-правовое обеспечение ведения федерального регистра и обобщать практику ведения федерального регистра территориальными органами Минюста России.

3. Территориальным органам Минюста России обеспечить актуализацию включенных, полноту и достоверность включаемых сведений в федеральный регистр регионального уровня.

4. Федеральному бюджетному учреждению "Научный центр правовой информации при Минюсте России" (А.В. Федичев):

осуществлять информационно-технологическое обеспечение ведения федерального регистра;

обеспечить актуальность, полноту и достоверность сведений, содержащихся в базе данных федерального регистра федерального уровня.

5. Признать утратившим силу:

приказ Минюста России от 12.01.2004 N 5 "Об утверждении и введении в действие Разъяснений по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 21.01.2004, регистрационный N 5446);

приказ Минюста России от 06.05.2005 N 60 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 января 2004 г. N 5" (зарегистрирован Минюстом России 20.05.2005, регистрационный N 6596);

приказ Минюста России от 01.03.2006 N 30 "О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 января 2004 г. N 5" (зарегистрирован Минюстом России 16.03.2006, регистрационный N 7586);

приказ Минюста России от 09.03.2007 N 47 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 января 2004 г. N 5" (зарегистрирован Минюстом России 30.03.2007, регистрационный N 9202);

пункт 1 приложения к приказу Минюста России от 05.03.2008 N 51 "О внесении изменений в приказы Минюста России от 12 января 2004 г. N 5 и от 20 декабря 2005 г. N 244" (зарегистрирован Минюстом России 14.03.2008, регистрационный N 11340);

пункт 1 приложения к приказу Минюста России от 16.09.2008 N 208 "О внесении изменений в нормативные правовые акты Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 24.09.2008, регистрационный N 12332);

пункт 1 приложения к приказу Минюста России от 26.08.2009 N 267 "О внесении изменений в приказы Министерства юстиции Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 18.09.2009, регистрационный N 14808).

И.о. Министра А. Смирнов

Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

I. Общие положения

1. Настоящие Разъяснения разработаны в целях единообразного применения Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2000 г. N 904.

2. Федеральный регистр ведет Министерство юстиции Российской Федерации через систему своих территориальных органов и учреждений.

3. Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - правовые акты) Конституции Российской Федерации и федеральным законам, конституционного права граждан на получение достоверной информации, создания условий для получения информации о правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

4. Принципами ведения федерального регистра являются достоверность, общедоступность и открытость информации, содержащейся в федеральном регистре.

5. Федеральный регистр ведется в электронном виде (на машиночитаемых носителях) и документальном виде (на бумажных носителях).

Федеральный регистр в электронном виде ведется с использованием подсистемы "Нормативные правовые акты Российской Федерации" Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России (далее - информационная система).

6. Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют главные управления (управления) Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы Минюста России) в срок до 14 рабочих дней со дня их поступления в территориальный орган Минюста России.

Экспертные заключения и служебные записки вносятся в федеральный регистр в срок до 14 рабочих дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом территориального органа Минюста России.

7. Федеральный регистр имеет региональный и федеральный уровни.

Региональный уровень федерального регистра представляет собой федеральный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральный уровень федерального регистра состоит из федеральных регистров субъектов Российской Федерации.

8. Пополнение федерального уровня федерального регистра осуществляется территориальными органами Минюста России не реже одного раза в неделю.

II. Структура федерального регистра

9. В федеральный регистр включаются:

номера государственной регистрации правовых актов;

реквизиты правовых актов (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок);

источники официального опубликования правовых актов;

тексты правовых актов;

дополнительные сведения.

10. Дополнительными сведениями являются:

экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;

постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;

решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по апелляционным, кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

решения и постановления арбитражных судов;

решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления в суд);

предписания Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов, адресованные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об отмене или изменении принятых ими правовых актов, противоречащих федеральному законодательству;

заключения (письма) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Правового управления аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о соответствии законов субъектов Российской Федерации Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1;

указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;

указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

сведения о дате и номере государственной регистрации соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

заключения Минюста России в случае принятия решения об отказе в регистрации соглашений или возврате их без регистрации;

документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;

письма, иная информация органов государственной власти и их территориальных органов, органов прокуратуры, иных государственных органов;

служебные записки о продлении срока проведения правовой экспертизы, снятия с экспертизы, в связи с признанием правового акта утратившим силу и другие.

III. Организация работы по ведению федерального регистра

11. Ведение федерального регистра включает в себя:

юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту номера государственной регистрации;

формирование дела (папки) правового акта;

формирование текстов правовых актов в электронном виде;

формирование реквизитов правового акта и заполнение полей карточек документа;

проведение правовой и антикоррупционной экспертиз правового акта;

обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;

поддержание базы данных федерального регистра в актуальном состоянии;

формирование интегрированной базы данных федерального регистра.

12. В ходе юридической обработки правового акта в первую очередь определяются его нормативность, взаимосвязь с правовыми актами, ранее включенными в федеральный регистр, и принимается решение о необходимости его государственной регистрации и проведения правовой и антикоррупционной экспертизы правового акта.

13. Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации подлежат обязательному включению в федеральный регистр.

Правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный характер.

Правовые акты иных органов власти субъектов Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативный правовой характер и отвечают одному или нескольким из следующих условий:

затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

устанавливают правовой статус организаций;

имеют межведомственный характер.

Также подлежат включению в федеральный регистр:

соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашения);

правовые акты, изменяющие (дополняющие) правовой акт в целом (новая редакция) или его часть;

правовые акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании его недействующим;

правовые акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов правового акта;

изменения и дополнения, вносимые в соглашения, а также все приложения к ним, принятые впоследствии;

правовые акты субъектов Российской Федерации о ратификации, утверждении или другом способе выражения согласия на обязательность соглашения;

правовые акты, вносящие в правовой акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).

14. В федеральный регистр не включаются:

акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;

индивидуальные акты:

о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, награждении орденами и медалями, присвоении почетного или воинского звания, премировании, назначении персональной пенсии, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;

действие которых исчерпывается однократным применением;

оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);

о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;

о сооружении памятников, бюстов, монументов;

акты о внесении правовых актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;

акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);

акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании органов (за исключением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, административно-территориальных и муниципальных образований в субъектах Российской Федерации) и организаций;

технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

акты рекомендательного характера;

акты хозяйственно-распорядительного характера:

о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию;

о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий; о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;

об отсрочке погашения задолженности по ссудам;

об отводе земель отдельным предприятиям, учреждениям, организациям;

иные акты хозяйственно-распорядительного характера.

15. В федеральный регистр включаются действующие правовые акты вне зависимости от срока их действия.

16. Правовые акты, которые признаны недействующими по решению суда, но не отменены либо не признаны утратившими силу, подлежат включению в федеральный регистр.

Правовые акты, вносящие изменения (дополнения), приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившим силу), включаются в федеральный регистр с присвоением самостоятельного номера государственной регистрации.

17. В федеральный регистр включаются как опубликованные, так и неопубликованные правовые акты.

18. При внесении правового акта в федеральный регистр он классифицируется в соответствии с классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 511 "О классификаторе правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 12, ст. 1260; 2002, N 40, ст. 3905; 2005, N 28, ст. 2865).

Правовому акту может присваиваться как один, так и несколько индексов классификатора в зависимости от предмета правового регулирования правового акта.

При классификации правового акта по каждому предмету регулирования проставляется только индекс (без наименований разделов, подразделов и пунктов), отражающий наиболее узкую область (институт, субинститут и т.д.) права.

19. Подлежащему включению в федеральный регистр правовому акту присваивается номер государственной регистрации, который представляет собой последовательный ряд знаков и цифр, состоящий из 16 позиций:

позиции 1 и 2 - RU (обозначение Российской Федерации);

позиции 3 и 4 - номер субъекта Российской Федерации согласно приложению N 1;

позиции 8, 9, 10 и 11 - год принятия правового акта (например, 1998, 1999, 2000, 2001 и т.д.);

позиции 12, 13, 14, 15 и 16 - порядковый номер правового акта (например, 00001, 00002 и т.д.).

Номер государственной регистрации правового акта указывается на штампе, а также вносится в базу данных.

Все правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации в позициях 5, 6 и 7 содержат 000.

При заполнении позиций 12, 13, 14, 15 и 16 осуществляется единая нумерация по годам принятия правовых актов соответствующего субъекта Российской Федерации (например, RU15000200100001 - правовой акт Республики Северная Осетия - Алания).

Индексы проставляются арабскими цифрами.

20. Датой государственной регистрации правового акта является дата внесения его в федеральный регистр.

Дата государственной регистрации правового акта записывается арабскими цифрами, обозначающими день, месяц и год.

IV. Внесение сведений в федеральный регистр

21. Основой федерального регистра в документальном виде является архивный фонд.

Архивный фонд составляют дела (папки) правовых актов. Дело правового акта состоит из правового акта, включенного в федеральный регистр, и дополнительных сведений к нему.

Правовой акт, изменяющий, дополняющий, отменяющий другой правовой акт, признающий утратившим силу правовой акт или приостанавливающий его действие, а также дополнительные сведения к нему приобщаются в дело, соответственно, измененного, дополненного, отмененного, признанного утратившим силу или приостановленного правового акта. При этом отдельное дело на правовой акт, изменяющий (дополняющий), отменяющий (признающий утратившим силу) и (или) приостанавливающий действие основного (первоначального) правового акта, не заводится.

Если правовой акт, изменяющий (дополняющий), отменяющий (признающий утратившим силу) и (или) приостанавливающий действие основного (первоначального) правового акта, устанавливает также новые нормы, возможно формирование отдельного дела.

Если правовой акт вносит изменения (дополнения), отменяет, признает утратившим силу или приостанавливает действие большого количества правовых актов и (или) устанавливает также новые нормы, то поступивший правовой акт включается только в одно дело, в остальных делах правовых актов делается ссылка на номер государственной регистрации правового акта, в деле которого хранится поступивший документ.

На корешке и титульном листе дела правового акта указываются номер государственной регистрации правового акта. Номера государственной регистрации всех правовых актов, вносящих изменения (дополнения), приостанавливающих и (или) отменяющих (признающих утратившим силу) его действие, указываются на титульном листе дела правового акта.

Дела хранятся по годам в порядке возрастания номеров государственной регистрации правовых актов и являются документами постоянного хранения.

В левом верхнем углу первого листа правового акта проставляются индексы правового классификатора.

На первом листе правового акта (на последнем листе - в случае отсутствия места на первом листе), внесенном в федеральный регистр в документальном виде проставляется штамп регистрации правового акта в федеральном регистре (далее - штамп), образец и описание которого приведены в приложении N 2.

Штамп удостоверяет включение правового акта в федеральный регистр.

22. В базу данных федерального регистра включаются тексты и реквизиты правового акта и значение полей карточек документа, тексты и реквизиты дополнительных сведений (вид, дата, номер, наименование (если имеется), наименование соответствующего органа).

23. Формирование текстов правовых актов и текстов дополнительных сведений в электронном виде и заполнение полей карточек документа осуществляются в соответствии с технической документацией по ведению информационной системы (Руководство пользователя).

24. В информационной системе обеспечивается ведение справочников видов дополнительных сведений, правовых актов, органов, принявших правовой акт, и иных справочников.

При включении сведений в базу данных федерального регистра обеспечивается их отнесение к соответствующим категориям справочников.

25. Правовые акты, имеющие ограничительные пометки "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежат опубликованию", включаются в федеральный регистр только в документальном виде, в базу данных в электронном виде включаются только реквизиты правового акта и значения полей карточек документа. Вместо текста правового акта указывается, соответственно: "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежат опубликованию".

26. В федеральный регистр включается следующая информация о действии правового акта:

действующий;

недействующий (если правовой акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, в случае признания судом правового акта, а также если срок действия правового акта истек);

действие приостановлено (в случае приостановления действия правового акта Президентом Российской Федерации или органом, его принявшим).

27. Если к включенному в федеральный регистр правовому акту не имеется дополнительных сведений о его противоречии федеральному законодательству, в федеральный регистр включается запись, что данный правовой акт "соответствует федеральному законодательству".

Если правовой акт вследствие противоречия федеральному законодательству, признан вступившим в законную силу решением суда полностью или в части не соответствующим федеральному законодательству или не подлежащим применению, в федеральный регистр включается запись, что он "не соответствует федеральному законодательству". Если о наличии в правовом акте противоречий федеральному законодательству свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в федеральный регистр включается запись "выявлено несоответствие федеральному законодательству".

Запись "не требует правовой экспертизы" вносится в федеральный регистр, если правовой акт вносит в правовой акт изменения ненормативного характера и не устанавливает новых норм права, а также, если правовой акт утратил силу до проведения правовой экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений. Если правовой акт утратил силу до проведения правовой экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений, изменение статуса на "не требует правовой экспертизы" осуществляется на основании мотивированной служебной записки с подписью начальника территориального органа Минюста России, лица, замещающего его, или заместителя начальника, курирующего вопросы проведения правовой экспертизы.

Запись "самостоятельной правовой экспертизе не подлежит" вносится, если правовой акт вносит в правовой акт изменения нормативного характера и не устанавливает новых норм права.

Запись "правовой акт на правовой экспертизе" вносится в случаях, если сведения о проведении правовой экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии правового акта федеральному законодательству.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта в федеральный регистр включается соответственно запись "коррупциогенные факторы выявлены" или "коррупциогенные факторы не выявлены".

28. При обработке правового акта, изменяющего (дополняющего), отменяющего (признающего утратившим силу) и (или) приостанавливающего действие основного (первоначального) правового акта, в целях проведения правовой и антикоррупционной экспертиз, кроме формирования текста и реквизитов данного правового акта, вносятся соответствующие изменения в основной (первоначальный) правовой акт и в течение 14 рабочих дней со дня поступления изменяющего правового акта в территориальный орган создается новая редакция основного правового акта.

29. Для формирования списков правовых актов, изменяющих (дополняющих), отменяющих (признающих утратившим силу) и (или) приостанавливающих действие основного (первоначального) правового акта, внесения сведений об отмене (признании утратившим силу), о ратификации соглашений в текст правовых актов включаются ссылки на соответствующие изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившим силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) правового акта правовые акты. Ссылки также включаются в текст экспертного заключения для формирования перечня правовых актов федерального законодательства, на соответствие которым рассматривался правовой акт.

30. Наименование источника официального опубликования правового акта указывается полностью в именительном падеже. Также указываются дата издания, номер выпуска и статьи.

В случае поступления нескольких источников официального опубликования указываются все поступившие источники официального опубликования, в том числе на государственных языках республик в составе Российской Федерации.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253, N 39, ст. 3642, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2572, N 27 (ч. II), ст. 2711, ст. 2716, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 24, ст. 2335, N 33, ст. 3368, N 35, ст. 3607, N 50, ст. 4950; 2005, N 27, ст. 2708, N 30 (ч. I), ст. 3104; 2006, N 29, ст. 3124, ст. 3125, N 31 (ч. I), ст. 3427, N 50, ст. 5303; 2007, N 1 (ч. I), ст. 37, N 6, ст. 681, N 10, ст. 1151, N 17, ст. 1938, N 18, ст. 2118, N 31, ст. 4008, ст. 4011; 2008, N 19 (поправка), N 30 (ч. I), ст. 3605, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 48, ст. 5502, ст. 5517, N 52 (ч. I), ст. 6229, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 30, N 7, ст. 771, N 14, ст. 1577, N 20, ст. 2391, N 23, ст. 2763, N 29, ст. 3633, ст. 3640, N 45, ст. 5268, N 52 (ч. I), ст. 6433; 2010, N 17, ст. 1986, N 23, ст. 2794, ст. 2799, N 27, ст. 3417, N 31, ст. 4191, N 41 (ч. II), ст. 5192; 2011, N 1, ст. 16, N 11, ст. 1503, N 13, ст. 1685, N 25, ст. 3536, N 29, ст. 4291, N 30 (ч. I), ст. 4607, N 31, ст. 4702, ст. 4703, N 43, ст. 5975; 2012, N 19, ст. 2274, ст. 2275, N 41, ст. 5522, N 43, ст. 5786, N 50 (ч. V), ст. 6961; 2013, N 14, ст. 1638, ст. 1648, N 19, ст. 2329.

Поделиться