24.09.2014 23:00
Поделиться

Постановление Суда Евразийского экономического сообщества от 22 сентября 2014 года г. Минск

Постановление Суда Евразийского экономического сообщества от 22 сентября 2014 года г. Минск
Дата подписания: 22.09.2014Опубликован: 24.09.2014

Большая коллегия Суда Евразийского экономического сообщества под председательством судьи Чайки К.Л., в составе судей Алимбекова М.Т., Баишева Ж.Н., Нешатаевой Т.Н., Смирнова Е.А., Соколовской А.М., при секретаре судебного заседания Пушкаревой И. А., рассмотрев в открытом судебном заседании запрос Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан о толковании отдельных норм Таможенного кодекса Таможенного союза,

установила:

22 июля 2014 года в Суд Евразийского экономического сообщества (далее — Суд) поступил запрос Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (далее — Комитет, Комитет таможенного контроля) о толковании отдельных норм Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС).

Комитет таможенного контроля просит Суд, руководствуясь пунктом 4 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года (далее — Статут Суда), дать толкование понятия «внешнеэкономическая сделка» согласно таможенному законодательству Таможенного союза и разъяснить, является ли сделка, заключенная между хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории государств — членов Таможенного союза, основанием для экспорта товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Из содержания запроса следует, что по инициативе Республики Казахстан в статью 186 ТК ТС предлагается внесение поправки, согласно которой декларантом может быть хозяйствующий субъект, зарегистрированный на территории государства — члена Таможенного союза, заключивший внешнеэкономическую сделку, одной из сторон которой выступает иностранное лицо (хозяйствующий субъект, не зарегистрированный на территории государства — члена Таможенного союза). Пакет поправок в ТК ТС сформирован в виде проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, одобрен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 июля 2013 года № 151 и направлен в государства — члены Таможенного союза на внутригосударственное согласование, по результатам которого ни одной из Сторон в части формулировки статьи 186 ТК ТС замечаний не высказано.

Заслушав информацию председательствующего судьи, проанализировав международные договоры, действующие в рамках Евразийского экономического сообщества (далее — ЕврАзЭС) и Таможенного союза, решения органов Таможенного союза, Большая коллегия Суда полагает необходимым отказать в принятии к рассмотрению запроса исходя из следующего.

В соответствии с подпунктом в) пункта 4 статьи 13 Статута Суда Суд дает толкование международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, актов, принятых органами Таможенного союза.

Согласно статье 1 и пункту 2 статьи 13 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Суда Евразийского экономического сообщества от 12 июля 2012 года № 21 (далее — Регламент Суда), заявителем запроса является государство — член ЕврАзЭС, Таможенного союза, орган ЕврАзЭС, орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, высший судебный орган, обратившийся в Суд с запросом о толковании в соответствии с пунктом 3 или подпунктом в) пункта 4 статьи 13 Статута Суда.

В соответствии со статьей 7 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года лицо считается представляющим государство, если оно предъявит соответствующие полномочия. В силу своих функций и без необходимости предъявления полномочий представляющими свое государство считаются главы государств, главы правительств и министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации, или в одном из ее органов.

Учитывая, что Комитетом таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан не представлены документы или иные сведения, подтверждающие полномочия председателя Комитета на обращение в Суд с запросом от имени Республики Казахстан, Большая коллегия считает, что председатель Комитета таможенного контроля не является надлежащим субъектом обращения в Суд с запросом о толковании норм Таможенного кодекса Таможенного союза от имени Республики Казахстан.

На основании статей 1, 13, 17 Регламента Суда, Большая коллегия Суда приходит к выводу о необходимости отказа в принятии запроса к рассмотрению.

Учитывая изложенное, а также руководствуясь статьями 6, 26, 44 Регламента Суда, Большая коллегия Суда

постановила:

Отказать в принятии к рассмотрению запроса Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан о толковании понятия «внешнеэкономическая сделка» согласно таможенному законодательству Таможенного союза и разъяснении, является ли сделка, заключенная между хозяйствующими субъектами, зарегистрированными на территории государств — членов Таможенного союза, основанием для экспорта товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

Председательствующий К.Л. Чайка

Судьи: М.Т. Алимбеков, Ж.Н. Баишев, Т.Н. Нешатаева, Е. А. Смирнов, А. М. Соколовская

Поделиться