25.09.2014 23:00
Поделиться

Постановление Суда ЕврАзЭС от 22 сентября 2014 года г. Минск

Постановление Суда ЕврАзЭС от 22 сентября 2014 года г. Минск по разъяснению статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза
Дата подписания: 22.09.2014Опубликован: 25.09.2014

Большая коллегия Суда Евразийского экономического сообщества в составе судей Алимбекова М.Т., Баишева Ж.Н., Нешатаевой Т.Н., Смирнова Е.А., Соколовской А.М., Чайки К.Л., под председательством судьи Алимбекова М.Т., при секретаре судебного заседания Спатай И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление гражданина Российской Федерации Иванова Максима Олеговича о разъяснении статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза,

установила:

Гражданин Российской Федерации Иванов М.О. обратился в Суд Евразийского экономического сообщества (далее - Суд) с ходатайством о разъяснении статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза. Заявитель указывает на то, что данной статьей не определен перечень лиц, у которых возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу. Заявитель считает, что в статье 81 Таможенного кодекса Таможенного союза дается расширительное понятие лица, незаконно перемещающего товары и лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения.

Иванов М.О. указывает, что в статье 79 Таможенного кодекса Таможенного союза определены плательщики таможенных пошлин, которыми являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов.

По мнению заявителя, трактовка статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза создает правовую коллизию при определении субъекта, у которого возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Просит разъяснить статью 81 Таможенного кодекса Таможенного союза, кто именно является субъектом, у которого возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов.

Большая коллегия Суда, изучив материалы заявления, установила, что в принятии заявления следует отказать по следующим основаниям.

В силу подпункта а) пункта 2 статьи 26 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Суда от 12 июля 2012 года N 21 (далее - Регламент),

Суд отказывает в принятии заявления или запроса к рассмотрению в случаях, если дело не подлежит рассмотрению в Суде.

В соответствии с подпунктом абзаца 3 статьи 8 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года Суд сообщества дает толкование международных договоров, формирующих правовую базу таможенного союза, актов, принятых органами таможенного союза.

В силу пункта 3 статьи 13 Статута Суда Евразийского экономического сообщества от 5 июля 2010 года (далее - Статут Суда) Суд осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), и решений органов ЕврАзЭС. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам Сторон, высших судебных органов Сторон, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС.

Согласно пункта 2 статьи 13 Регламента Суда Евразийского экономического сообщества, утвержденного решением Суда от 12 июля 2012 года N 21 (далее - Регламент), заявителем запроса являются государства-члены ЕврАзЭС, государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства, органы ЕврАзЭС, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссия, высшие органы судебной власти.

Согласно статье 1 Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация (далее - Стороны) принимают Таможенный кодекс Таможенного союза, который приведен в приложении, являющемся неотъемлемой частью Договора. Статьей 2 данного Договора предусмотрено, что споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением настоящего Договора, разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

Таможенный кодекс Таможенного союза формирует правовую базу Таможенного союза и составляет таможенное законодательство.Из вышеизложенного следует, что за толкованием норм Таможенного кодекса Таможенного союза вправе обратиться государства-члены ЕврАзЭС, государства-члены Таможенного союза и Единого экономического пространства, органы ЕврАзЭС, органы Таможенного союза и Единого экономического пространства, Комиссия, а также высшие органы судебной власти. Физические лица не являются субъектами, имеющими право направления в Суд запроса о толковании норм Таможенного кодекса Таможенного союза.

В связи с этим, ходатайство гражданина Иванова М.О. не может быть принято Судом к рассмотрению.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 13 Статута Суда, статьями 26, 44 Регламента, Большая коллегия Суда

постановила:

Отказать в принятии к рассмотрению заявления гражданина Российской Федерации Иванова Максима Олеговича о разъяснении статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит.

Председательствующий М. Т. Алимбеков
Судьи: Ж.Н. Баишев, Т.Н. Нешатаева, Е.А. Смирнов, А.М. Соколовская, К.Л. Чайка

Поделиться