28.11.2014 00:00
Поделиться

Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2014 г. N 156н г. Москва "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
Дата подписания: 28.03.2014Опубликован: 28.11.2014
Вступает в силу: 09.12.2014

Зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2014 г.

Регистрационный N 34139

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587; N49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст. 6952, 6961, 7009) и постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908; N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506) приказываю:

Утвердить прилагаемый Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Министр М. Топилин

Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению

I. Общие положения

Предмет регулирования Административного регламента

1. Настоящий Административный регламент определяет порядок предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) через свои территориальные органы государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная услуга, пенсия), сроки и последовательность административных процедур при предоставлении территориальными органами ПФР государственной услуги.

2. При предоставлении государственной услуги осуществляется выполнение административных процедур, направленных на реализацию прав граждан в соответствии с поданным заявлением: о возобновлении выплаты пенсии; о прекращении выплаты пенсии; о восстановлении выплаты пенсии; о запросе выплатного (пенсионного) дела; о доставке пенсии1; об изменении номера счета в кредитной организации; об изменении данных гражданина (представителя); о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии; о перечислении пенсии в полном объеме или в определенной части этой пенсии в счет обеспечения установленных законодательством Российской Федерации платежей; о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью; о выдаче справки о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером (далее - заявление).

3. Положения настоящего Административного регламента, относящиеся к выплате пенсии, в равной степени применяются к выплате части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Круг заявителей

4. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4920; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 1, ст. 13; 2004, N 24, ст. 2476; N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 8, ст. 605; N 29, ст. 3097; 2006, N 23, ст. 2377, 2384; 2007, N 29, ст. 3744; N 40, ст. 4711; N 45, ст. 5421; N 49, ст. 6073; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3602, 3612; N 52, ст. 6224; 2009, N 1, ст. 27; N 18, ст. 2152; N 26, ст. 3128; N 27, ст. 3265; N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 49, ст. 7037, 7039, 7057; 2012, N 48, ст. 6745; N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3459, 3477; N 52, ст. 6986, 6992) (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 19, ст. 1835; N 35, ст. 3607; 2006, N 32, ст. 3585; N 48, ст. 4946; N 52, ст. 5505; 2007, N 16, ст. 1823; 2008, N 30, ст. 3612; 2009, N 29, ст. 3624; N 30, ст. 3739; 2010, N 26, ст. 3247; N 31, ст. 4196; 2011, N 1, ст. 16; N 14, ст. 1806; N 19, ст. 2711; N 27, ст. 3880; 2013, N 14, ст. 1659, 1665; N 27, ст. 3477) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранным гражданам, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации, а также в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан - членам их семьи и наследникам (далее - граждане).

5. Гражданин может воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя.

При этом личное участие гражданина в правоотношениях по получению государственной услуги не лишает его права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает гражданина права на личное участие в указанных правоотношениях.

Требования к порядку информирования о предоставлении государственной услуги

6. Прием граждан по вопросу предоставления государственной услуги осуществляется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка территориального органа ПФР.

Место нахождения ПФР: г. Москва, ул. Шаболовка, д. 4.

Почтовый адрес для направления документов: ул. Шаболовка, д. 4, ГСП-1, г. Москва, 119991, ПФР.

Факс: (495) 982-06-63.

Адрес официального сайта ПФР в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет): www.pfrf.ru (далее - сайт ПФР).

Сведения о территориальных органах ПФР, осуществляющих предоставление государственной услуги (наименования территориальных органов ПФР, почтовые адреса, номера справочных телефонов и факсов, а также график работы) размещаются на сайте ПФР.

7. Информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется:

должностным лицом структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги (далее - должностное лицо), при непосредственном обращении гражданина в территориальный орган ПФР:

а) посредством телефонной и факсимильной связи;

б) путем оформления информационных стендов в местах предоставления государственной услуги, на которых размещаются информация и документы, указанные в абзацах 15 - 22 пункта 55 настоящего Административного регламента;

в) путем публикации информационных материалов в средствах массовой информации, издания информационных брошюр, буклетов, иной печатной продукции; размещения информации на сайте ПФР и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" www.gosuslugi.ru (далее - Единый портал);

г) путем размещения брошюр, буклетов и других печатных материалов в помещениях территориальных органов ПФР, предназначенных для приема граждан, а также в иных органах и организациях (например, в органах социальной защиты населения, государственном учреждении медико-социальной экспертизы, организациях, осуществляющих доставку пенсий, архивах) по согласованию с указанными органами и организациями, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);

д) посредством ответов на письменные обращения граждан.

8. При информировании о порядке предоставления государственной услуги по телефону должностное лицо, приняв вызов по телефону, должно представиться: назвать фамилию, имя, отчество (при наличии), должность, наименование структурного подразделения территориального органа ПФР.

Должностное лицо обязано сообщить график приема граждан, точный почтовый адрес территориального органа ПФР, способ проезда к нему, а при необходимости - требования к письменному обращению.

Звонки по вопросу информирования о порядке предоставления государственной услуги принимаются в соответствии с графиком работы территориального органа ПФР.

Во время разговора должностное лицо должно произносить слова четко и не прерывать разговор по причине поступления другого звонка.

При невозможности ответить на поставленные гражданином вопросы телефонный звонок должен быть переадресован (переведен) на другое должностное лицо либо обратившемуся гражданину должен быть сообщен номер телефона, по которому можно получить необходимую информацию.

Разговор по телефону не должен продолжаться более 10 минут.

9. При ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросу предоставления государственной услуги должностное лицо обязано в соответствии с поступившим обращением предоставлять информацию по следующим вопросам:

а) о нормативных правовых актах, регулирующих вопросы предоставления государственной услуги (наименование, номер, дата принятия нормативного правового акта);

б) о перечне категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги;

в) о перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

г) о сроках предоставления государственной услуги;

д) об основаниях отказа в предоставлении государственной услуги;

е) о месте размещения на сайте ПФР информации по вопросам предоставления государственной услуги.

Территориальный орган ПФР ведет учет устных обращений граждан по вопросам предоставления государственной услуги.

10. На сайте ПФР размещаются следующие информация и документы:

полные наименования и почтовые адреса территориальных органов ПФР;

номера телефонов-автоинформаторов (при наличии), справочные номера телефонов структурных подразделений территориальных органов ПФР;

режим работы территориальных органов ПФР;

выдержки из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность территориальных органов ПФР по предоставлению государственной услуги;

перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги;

перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

формы заявлений и образцы их заполнения;

сроки предоставления государственной услуги;

текст настоящего Административного регламента с приложениями;

краткое описание порядка предоставления государственной услуги.

II. Стандарт предоставления государственной услуги

Наименование государственной услуги

11. Наименование государственной услуги - государственная услуга по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Наименование органа внебюджетного фонда, предоставляющего государственную услугу

12. Государственную услугу предоставляют территориальные органы ПФР.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина (представителя) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

13. Результатом предоставления государственной услуги является удовлетворение поданного заявления либо отказ в удовлетворении поданного заявления.

Срок предоставления государственной услуги

14. Срок предоставления государственной услуги исчисляется со дня обращения гражданина за предоставлением государственной услуги.

Днем обращения за предоставлением государственной услуги считается день приема территориальным органом ПФР заявления и документов, предусмотренных пунктами 26, 29 - 40 настоящего Административного регламента, а при их направлении по почте либо их представлении в форме электронного документа - дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления заявления, дата регистрации заявления на Едином портале.

15. Внесение информации в выплатное (пенсионное) дело гражданина в соответствии с поданным заявлением о доставке пенсий, заявлением об изменении номера счета в кредитной организации, а также заявлением об изменении данных гражданина (представителя) осуществляется в течение трех дней после получения территориальным органом ПФР указанных заявлений с документами, предусмотренными пунктом 26, а также пунктами 33, 34, 35 настоящего Административного регламента соответственно.

16. Заявление о возобновлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР в течение пяти дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления.

Возобновление выплаты пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР было получено заявление о возобновлении выплаты пенсии.

17. Заявление о восстановлении выплаты пенсии рассматривается территориальным органом ПФР в течение десяти дней со дня получения территориальным органом ПФР указанного заявления и документов, предусмотренных пунктом 31 настоящего Административного регламента.

Выплата пенсии восстанавливается:

в случае отмены решения суда о признании гражданина умершим или решения суда о признании гражданина безвестно отсутствующим - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в силу соответствующее решение;

по желанию гражданина в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление пенсии, если со дня прекращения выплаты пенсии прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом ПФР получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии и документы, предусмотренные пунктом 31 настоящего Административного регламента.

18. Рассмотрение заявления о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии и принятие решения об удержании из установленной пенсии осуществляется территориальным органом ПФР в течение пяти дней со дня получения территориальным органом ПФР заявления.

Начисление пенсии с учетом возмещения излишне полученных гражданином сумм пенсии согласно поданному заявлению о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения территориальным органом ПФР указанного заявления, но не ранее даты, указанной гражданином в заявлении.

19. Перечисление суммы пенсии в счет обеспечения установленных законодательством Российской Федерации платежей производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения территориальным органом ПФР заявления о перечислении пенсии в полном объеме или в определенной части этой пенсии в счет обеспечения установленных законодательством платежей, но не ранее даты, указанной гражданином в заявлении.

20. Выплата пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации производится в течение пяти дней после получения территориальным органом ПФР заявления о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации и документов, предусмотренных пунктом 38 настоящего Административного регламента.

21. Выплата сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, членам семьи умершего, проживавшим с ним на день его смерти, либо наследникам умершего по свидетельству о праве на наследство производится в течение пяти дней после получения территориальным органом ПФР заявления о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, и документов, предусмотренных пунктом 39 настоящего Административного регламента.

22. Справка о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером, выдается территориальным органом ПФР в течение трех дней после получения территориальным органом ПФР заявления о выдаче справки о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером, и документов, предусмотренных пунктом 40 настоящего Административного регламента.

23. Принятие решения о прекращении выплаты пенсии осуществляется территориальным органом ПФР в течение дня, в котором территориальным органом ПФР получено заявление о прекращении выплаты пенсии и документы, предусмотренные пунктом 30 настоящего Административного регламента.

Выплата пенсии прекращается:

в случае прекращения обучения по очной форме по основным образовательным программам в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в иностранной организации, расположенной за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, гражданина в возрасте старше 18 лет, получающего пенсию по случаю потери кормильца, при переводе его на заочную или очно-заочную форму обучения, а также в других случаях приобретения трудоспособности гражданином, получающим пенсию по случаю потери кормильца - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили указанные выше обстоятельства;

в случае поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) граждан, получающих пенсию, выплата которой зависит от выполнения работы (выплата пенсии по случаю потери кормильца гражданам, занятым уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет; социальной пенсии нетрудоспособным гражданам; пенсии за выслугу лет космонавтам и работникам летно-испытательного состава; другие предусмотренные законодательством Российской Федерации случаи) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин поступил на работу;

в случае установления пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 51, ст. 5719; 1998, N 30, ст. 3613; 1999, N 23, ст. 2813; 2000, N 50, ст. 4864; 2001, N 17, ст. 1646; 2002, N 2, ст. 129; N 10, ст. 965; N 22, ст. 2029; N 24, ст. 2254; N 27, ст. 2620; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 154; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 637; N 52, ст. 5505; 2007, N 1, ст. 35; N 49, ст. 6072; N 50, ст. 6232; 2008, N 7, ст. 543; N 19, ст. 2098; N 30, ст. 3612; 2009, N 18, ст. 2150; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5271; 2010, N 26, ст. 3247; N 50, ст. 6612; 2011, N 27, ст. 3880; N 46, ст. 6407; 2013, N23, ст.2885; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6962) (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданин обратился с заявлением о прекращении выплаты пенсии.

24. Запрос выплатного (пенсионного) дела направляется территориальным органом ПФР по новому месту жительства гражданина в территориальный орган ПФР по прежнему месту жительства гражданина в течение дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела и документов, предусмотренных пунктом 32 настоящего Административного регламента.

Перечень нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

25. Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги руководствуются:

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть I) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, 4746; 2003, N 2, ст. 167; N 52, ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, 39, 43; N 27, ст. 2722; N 30, ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31, ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5497, 5498; 2007, N 1, ст. 21; N 7, ст. 834; N 27, ст. 3213; N31, ст. 3993; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6079; N 50, ст. 6246; 2008, N 17, ст. 1756; N 20, ст. 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616, 3617; 2009, N 1, ст. 14, 19, 20, 23; N 7, ст. 775; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582, 3618; N 52, ст. 6428; 2010, N 19, ст. 2291; N 31, ст. 4163; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2038; N 49, ст. 7015, 7041; N 50, ст. 7335, 7347; 2012, N 29, ст. 4167; N 50, ст. 6954, 6963; N 53, ст. 7607, 7627; 2013, N 7, ст. 609; N 19, ст. 2327; N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3434, 3459; N 30, ст. 4078; N44, ст. 5641);

Гражданским кодексом Российской Федерации (часть III) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552; 2004, N 49, ст. 4855; 2006, N 23, ст. 2380; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6042; 2008, N 18, ст. 1939; N 27, ст. 3123; 2012, N 24, ст. 3068; 2013, N 19, ст. 2327; N 30, ст. 4056; N 40, ст. 5030; N 52, ст. 7011);

Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст. 1913; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2009, N 11, ст. 1367; 2010, N 31, ст. 4172; 2011, N 7, ст. 901; N 15, ст. 2040; N 48, ст. 6727; 2013, N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986);

Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1;

Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 31, ст. 3420; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 27, ст. 3880; N 50, ст. 7341; 2012, N 53, ст. 7638; 2013, N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6696; N 52, ст. 6952) (далее - Закон от 25 июня 1993 г. N 5242-1);

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 1, ст. 2, 13; N 52, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 30, ст. 3088; N 49, ст. 4854, 4856; 2005, N 1, ст. 9; N 29, ст. 3096; N 45, ст. 4585; 2006, N 6, ст. 636; N 31, ст. 3436; N 32, ст. 3585; 2007, N 7, ст. 933; N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 29, ст. 3417; N 30, ст. 3602, 3616; 2009, N 1,ст. 12; N 29, ст. 3622; N 30, ст. 3739; N 52; ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 42, ст. 5294; N 50, ст. 6597; 2011, N 1, ст. 40, 44; N 23, ст. 3258; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7037, 7043, 7057; 2012, N 26, ст. 3447; N 31, ст. 4322; N50, ст. 6965, 6966; 2013, N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4044, 4070; N 49, ст. 6352,6986; 2014, N 11, ст. 1098);

Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 998);

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 27, ст. 2700; N 46, ст. 4437; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2006, N 30, ст. 3286; N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 21; N 49, ст. 6071; N 50, ст. 6241; 2008, N 19, ст. 2094; N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 23, ст. 2760; N 26, ст. 3125; N 52, ст. 6450; 2010, N 21, ст. 2524; N 30, ст. 4011; N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 1, ст. 29, 50; N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2318, 2321; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4590; N 47, ст. 6608; N 49, ст. 7043, 7061; N 50, ст. 7342, 7352; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6396, 6397; N 53, ст. 7640, 7645; 2013, N 19, ст. 2309, 2310; N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3461, 3470, 3477; N 30, ст. 4037, 4040, 4057, 4081; N 52, ст. 6949, 6951, 6954, 6955);

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038);

Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 41, ст. 4849; 2008, N 20, ст. 2251; 2009, N 1, ст. 14; N 23, ст. 2761; N 29, ст. 3642; N 39, ст. 4539, 4540; N 51, ст. 6162; 2010, N 31, ст. 4182; 2011, N 7, ст. 905; N 17, ст. 2312; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4287; N 30, ст. 4573, 4574; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7014, 7041, 7061, 7067; N 50, ст. 7343, 7347, 7352, 7357; 2012, N 31, ст. 4322, 4333; 2013, N 14, ст. 1641, 1657; 2013, N 30, ст. 4039; N 51, ст. 6678; N 52, ст. 6948, 7006; 2014, N 11, ст. 1099) (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ);

Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2001, N 44, ст. 4149; 2002, N 18, ст. 1724; 2003, N 17, ст. 1553; N 28, ст. 2889; N 50, ст. 4855; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; N 31, ст. 3420; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3606; N 51, ст. 6154; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1748; N 31, ст. 4210; 2011, N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7056; N 50, ст. 7342; 2012, N 24, ст. 3068; N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6394; 2013, N 19, ст. 2326, 2331; N 30, ст. 4075; N 48, ст. 6165);

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031; 2003, N 46, ст. 4447; 2004, N 45, ст. 4377; 2006, N 2, ст. 170; N 31, ст. 3420; 2007, N 49, ст. 6057; N 50, ст. 6241; 2008, N 40, ст. 4498; 2009, N 1, ст. 9; N 26, ст. 3125; 2012, N 47, ст. 6393; 2013, N 27, ст. 3461, 3477; N 44, ст. 5638);

Федеральным законом от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 17, ст. 1755; 2009, N 29, ст. 3615; 2011, N 27, ст. 3880; 2013, N 27, ст. 3459, 3477);

Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, 3477; 2014, N 11, ст. 1098);

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации; 2010, N 31, ст. 4179; 2011, N 15, ст. 2038; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4587, N 49, ст. 7061; 2012, N 31, ст. 4322; 2013, N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N 30, ст. 4084; N 51, ст. 6679; N 52, ст.6952, 6961, 7009);

Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5914; 2009, N 43, ст. 5049);

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1301);

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2338);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 1996, N 18, ст. 2144; 1997, N 8, ст. 952; 2000, N 13, ст. 1370; 2002, N 34, ст. 3294; 2004, N 52, ст. 5493; 2008, N 14, ст. 1412; 2010, N 37, ст. 4701; N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст. 6282; 2012, N 17, ст. 1986; N 22, ст. 2866);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2867; 2012, N 20, ст. 2534) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169; N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903; N 50, ст. 7070; N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. N 840 "О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 35, ст. 4829);

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 16/19па "Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 г. N 3488) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 марта 2010 г. N 141н/53п (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2010 г. N 18402);

постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб "Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 31 мая 2002 г. N 3491) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2010 г. N 303н/110п (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2010 г. N 17627);

постановлением Пенсионного фонда Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2004 г. N 15п/18 "Об утверждении Правил выплаты пенсии в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации, 9 марта 2004 г. N 5621) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 28 июня 2010 г. N 17629) (далее - постановление от 16 февраля 2004 г. N 15п/18).

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению гражданином, способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления

26. Для предоставления государственной услуги гражданином (представителем) представляются следующие документы:

заявление;

документы, удостоверяющие личность гражданина (представителя);

документы, подтверждающие полномочия представителя;

документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 29 - 40 настоящего Административного регламента (далее - документы, необходимые для предоставления государственной услуги).

27. Формы заявлений, кроме заявления о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, предусмотрены приложениями N 1 - 11 к настоящему Административному регламенту. Форма заявления о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации предусмотрена приложением N 1 к Положению о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510.

28. Заявление заполняется на государственном языке Российской Федерации (русском языке), подписывается лично гражданином (представителем).

29. К заявлению о возобновлении выплаты пенсии представления дополнительных документов не требуется.

30. К заявлению о прекращении выплаты пенсии прилагаются документы:

подтверждающие отчисление граждан в возрасте старше 18 лет из организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также о переводе их на заочную и очно-заочную форму обучения - в случае если выплата пенсии зависит от факта обучения по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации2;

о поступлении гражданина на работу (возобновлении иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж), в том числе о работе в должностях, дающих право на получение пенсии, гражданам из числа работников летно-испытательного состава, космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей - в случае если выплата пенсии зависит от факта выполнения работы.

К заявлению о прекращении выплаты пенсий по другим основаниям представление дополнительных документов не требуется.

31. К заявлению о восстановлении выплаты пенсии прилагаются документы:

об отмене решения суда об объявлении гражданина умершим или решения суда о признании его безвестно отсутствующим;

подтверждающие, что нетрудоспособный гражданин проходит обучение по очной форме в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, за исключением обучения по дополнительным образовательным программам;

подтверждающие, что направление на обучение в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных за пределами территории Российской Федерации, произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

подтверждающие, что гражданин не работает;

о прекращении работы (прекращении иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж), в том числе о прекращении работы в должностях, дающих право на получение пенсии гражданам из числа работников летно-испытательного состава, космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей - в случае увольнения с работы (прекращения иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, выплата пенсии которым зависит от выполнения работы;

подтверждающие наступление новых обстоятельств либо подтверждающие прежние обстоятельства, дающие право на выплату пенсии.

32. К заявлению о запросе выплатного (пенсионного) дела прилагаются документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации.

33. К заявлению о доставке пенсии представление дополнительных документов не требуется.

34. К заявлению об изменении номера счета в кредитной организации представление дополнительных документов не требуется.

35. К заявлению об изменении данных гражданина (представителя) прилагаются документы:

подтверждающие изменение фамилии, имени, отчества гражданина;

подтверждающие дату рождения гражданина;

подтверждающие изменение адреса места жительства, места пребывания гражданина;

подтверждающие изменение фамилии, имени, отчества представителя;

подтверждающие изменение адреса места жительства, места пребывания представителя.

36. К заявлению о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии представление дополнительных документов не требуется.

37. К заявлению о перечислении пенсии в полном объеме или в определенной части этой пенсии в счет обеспечения установленных законодательством Российской Федерации платежей представление дополнительных документов не требуется3.

38. К заявлению о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации прилагаются документы:

паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации с отметкой "для проживания за границей" - для гражданина Российской Федерации;

национальный паспорт, копия вида на жительство и виза иностранного государства, на территорию которого намерен въехать гражданин (если она необходима) - для иностранных граждан;

копия вида на жительство и виза иностранного государства, на территорию которого гражданин намерен въехать (если она необходима) - для лица без гражданства.

39. К заявлению о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью, гражданином представляются документы:

удостоверяющие личность гражданина;

подтверждающие смерть пенсионера;

о родственных отношениях с умершим пенсионером;

о совместном проживании с умершим пенсионером на день смерти;

свидетельство о праве на наследство - для подтверждения права наследования начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью.

40. К заявлению о выдаче справки о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером, представляется запрос нотариуса.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые гражданин вправе представить, а также способы их получения гражданином, в том числе в электронной форме, порядок их представления

41. Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от гражданина:

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, которые находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ перечень документов.

42. Гражданин вправе представить дополнительно к документам, необходимым для предоставления государственной услуги, подлежащим представлению гражданином, документы, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

43. В качестве документа, подтверждающего неполучение пенсии в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, гражданин вправе представить справку о неполучении пенсии, выданную соответствующим органом.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

44. Основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, отсутствуют.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

45. Основания для приостановления и отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги

46. Услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, не предусмотрены.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

47. Предоставление территориальными органами ПФР государственной услуги осуществляется бесплатно.

Порядок, размер и основания взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, включая информацию о методике расчета размера такой платы

48. Основания для взимания платы за предоставление услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

49. Время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут при обращении по вопросам предоставления государственной услуги.

Срок и порядок регистрации заявления гражданина о предоставлении государственной услуги, в том числе в электронной форме

50. Заявления (за исключением заявления о запросе выплатного (пенсионного) дела) подаются в территориальный орган ПФР по месту нахождения выплатного (пенсионного) дела4 гражданина.

Заявление о запросе выплатного (пенсионного) дела подается в территориальный орган ПФР по новому месту жительства гражданина.

51. Заявление, поданное при личном обращении гражданина в территориальный орган ПФР, регистрируется в день приема указанного заявления.

В случае направления заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по почте их регистрация осуществляется не позднее дня, в котором они получены территориальным органом ПФР.

В случае поступления заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в нерабочие и праздничные дни, их регистрация осуществляется не позднее дня, следующего за нерабочими и праздничными днями.

52. Факт и дата приема территориальным органом ПФР заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, от гражданина, обращающегося за предоставлением государственной услуги, подтверждается распиской-уведомлением о приеме и регистрации заявления (далее - расписка-уведомление), выдаваемой территориальным органом ПФР.

В том случае, если заявление поступило по почте, расписка-уведомление направляется в адрес гражданина по почте либо по желанию гражданина выдается ему на руки.

53. Прием и регистрация заявления, поданного на личном приеме, не должны занимать более 30 минут.

54. Регистрация заявления, поступившего в территориальный орган ПФР в форме электронного документа, осуществляется в сроки, указанные в пункте 61 настоящего Административного регламента.

Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга, к месту ожидания и приема граждан, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о предоставлении государственной услуги

55. Помещения, в которых предоставляется государственная услуга, должны размещаться преимущественно на нижних, предпочтительнее на первых этажах зданий, в которых располагаются территориальные органы ПФР, с обеспечением возможности доступа в помещение маломобильных групп населения.

Должны быть созданы условия для обслуживания маломобильных групп населения: помещения должны быть оборудованы пандусами, специальными ограждениями и перилами.

Центральный вход в здание, где располагается территориальный орган ПФР, оборудуется информационной табличкой (вывеской), содержащей следующую информацию:

наименование территориального органа ПФР (наименование структурного подразделения, осуществляющего предоставление государственной услуги);

режим работы;

график приема граждан.

Помещения, предназначенные для приема граждан, оборудуются:

электронной системой управления очередью (по возможности);

световым информационным табло (по возможности);

системой кондиционирования воздуха (по возможности);

противопожарной системой и средствами пожаротушения;

системой охраны и видеонаблюдения (по возможности).

Помещения, предназначенные для приема граждан, включают зал ожидания и места для приема граждан.

Зал ожидания оснащается стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов. Количество мест ожидания определяется исходя из фактической нагрузки и возможностей для их размещения в здании. В зале ожидания должен быть установлен компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами. Правила работы с компьютером, а также фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона, номер кабинета должностного лица территориального органа ПФР, отвечающего за работу компьютера, размещаются на информационном стенде, расположенном рядом с компьютером.

При входе в помещение, где располагается территориальный орган ПФР, и (или) в залах ожидания оборудуются информационные стенды. На информационных стендах размещаются следующие документы и информация:

почтовый адрес территориального органа ПФР и его вышестоящего органа;

адрес сайта ПФР;

справочный номер телефона территориального органа ПФР, номер телефона-автоинформатора (при наличии);

режим работы территориального органа ПФР;

выдержки из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по предоставлению государственной услуги;

перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной услуги;

перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

формы заявлений для предоставления государственной услуги и образцы их заполнения.

Прием граждан по вопросам предоставления государственной услуги осуществляется в кабинках (кабинетах), специально предназначенных для приема граждан, которые оборудуются информационными табличками с указанием:

номера кабинки (кабинета);

фамилии, имени, отчества (при наличии) должностного лица территориального органа ПФР, осуществляющего прием граждан.

Рабочее место должностного лица должно быть оборудовано персональным компьютером с возможностью доступа к необходимым информационным базам данных ПФР и территориальных органов ПФР, принтером и сканером.

Показатели доступности и качества предоставления государственной услуги, в том числе количество взаимодействий гражданина с должностными лицами при предоставлении государственной услуги и их продолжительность, возможность получения государственной услуги в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг, возможность получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий

56. Оценка доступности и качества предоставления государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям:

степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации);

возможность выбора гражданином форм предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет), включая Единый портал;

возможность обращения за получением государственной услуги в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр);

доступность обращения за предоставлением государственной услуги, в том числе для маломобильных групп населения;

соблюдение сроков предоставления государственной услуги и сроков выполнения административных процедур при предоставлении государственной услуги;

отсутствие обоснованных жалоб со стороны граждан по результатам предоставления государственной услуги;

наличие возможности подачи заявления о предоставлении государственной услуги и документов (содержащихся в них сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, в форме электронного документа;

предоставление возможности получения информации о ходе предоставления государственной услуги, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

57. В целях предоставления государственной услуги, консультаций и информирования о ходе предоставления государственной услуги допускается осуществление приема граждан по предварительной записи. Запись на прием проводится при личном обращении или с использованием средств телефонной связи.

58. Предоставление государственной услуги предусматривает однократное взаимодействие гражданина с должностными лицами.

Иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственной услуги в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственной услуги в электронной форме

59. Прием граждан по вопросам предоставления государственной услуги также может осуществляться должностным лицом на выездном приеме граждан, организованном территориальным органом ПФР.

В отдельных случаях для приема граждан, не имеющих возможности по состоянию здоровья обратиться в территориальный орган ПФР, осуществляется выход (выезд) должностного лица структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за прием граждан по вопросам предоставления государственной услуги, к месту фактического проживания гражданина.

60. Гражданин может направить заявление в форме электронного документа через Единый портал путем заполнения соответствующей интерактивной формы заявления с использованием "личного кабинета", обеспечивающего возможность направления и получения однозначной и конфиденциальной информации, а также промежуточных сообщений и ответной информации в электронном виде, в том числе с использованием электронной подписи в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

61. Заявление, принятое через Единый портал, регистрируется на Едином портале в электронном журнале "История обращений по застрахованному лицу" в автоматическом режиме.

Должностное лицо не позднее рабочего дня, в котором территориальным органом ПФР получено заявление, а в случае поступления заявления в территориальный орган ПФР в нерабочие и праздничные дни - не позднее рабочего дня, следующего за нерабочими и праздничными днями, осуществляет его регистрацию, а также формирует и направляет гражданину электронное уведомление о получении его заявления с указанием даты представления в территориальный орган ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Срок представления гражданином необходимых документов не должен превышать пяти рабочих дней со дня получения территориальным органом ПФР заявления.

При этом указанные в пунктах 14 - 24 настоящего Административного регламента сроки рассмотрения заявлений, поступивших в территориальный орган ПФР в электронной форме через Единый портал, исчисляются с даты принятия территориальным органом ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

При представлении гражданином, подавшим заявление в территориальный орган ПФР через Единый портал, документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должностное лицо в день обращения регистрирует их и выдает расписку-уведомление гражданину на руки.

62. Прием территориальным органом ПФР документов, указанных в пунктах 29 - 40 настоящего Административного регламента, проверка правильности их оформления, их регистрация, рассмотрение и принятие решения осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 66 - 80 настоящего Административного регламента.

63. Гражданин вправе обратиться с заявлением в многофункциональный центр в случае, если между территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, и многофункциональным центром заключено соглашение о взаимодействии (далее - соглашение о взаимодействии) и государственная услуга предусмотрена перечнем, установленным соглашением.

64. Гражданам обеспечивается возможность получения информации о предоставляемой государственной услуге на Едином портале.

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенностей выполнения административных процедур в электронной форме

Исчерпывающий перечень административных процедур

65. Предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

истребование документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия;

рассмотрение заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятие решения о результате предоставления государственной услуги.

Блок-схема предоставления государственной услуги по выплате трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению предусмотрена приложением N 13 к настоящему Административному регламенту.

Административная процедура по приему и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги

66. Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, либо поступление указанных документов в территориальный орган ПФР по почте или в форме электронного документа.

67. Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе поступивших в территориальный орган ПФР по почте или в форме электронного документа, производится должностным лицом.

68. При рассмотрении заявления и представленных документов должностное лицо территориального органа ПФР дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений.

69. По результатам рассмотрения заявления и представленных документов должностное лицо регистрирует заявление в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа ПФР.

70. По результатам приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, должностное лицо оформляет расписку-уведомление в 2 экземплярах, один из которых с подлинниками документов, подлежащих возврату в момент приема заявления, выдает гражданину на руки либо направляет по почте с сопроводительным письмом заказным почтовым отправлением с описью вложения, или передает в форме электронного документа.

71. Время приема и регистрации заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, оформление и выдача на руки гражданину расписки-уведомления не должно превышать 30 минут.

72. Результатом административной процедуры является прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги.

Административная процедура по истребованию документов (сведений) в рамках межведомственного взаимодействия

73. Основанием для начала административной процедуры является необходимость истребования документа, указанного в пункте 43 настоящего Административного регламента.

74. Территориальные органы ПФР в рамках предоставления государственной услуги взаимодействуют с:

Министерством обороны Российской Федерации;

Министерством внутренних дел Российской Федерации;

Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

Федеральной службой безопасности Российской Федерации;

Федеральной службой охраны Российской Федерации;

Федеральной таможенной службой Российской Федерации;

Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков Российской Федерации и ее органами;

Федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации.

75. Должностное лицо территориального органа ПФР в течение двух рабочих дней со дня поступления в территориальный орган ПФР заявления направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления, организации, располагающие документом (сведениями), необходимым(и) для предоставления государственной услуги и указанным(и) в пункте 43 настоящего Административного регламента, запрос о его (их) представлении.

76. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы (сведения), необходимые для предоставления государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления указанного запроса представляют их в территориальный орган ПФР.

77. Результатом административной процедуры является получение территориальным органом ПФР запрошенных документов (сведений) в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Административная процедура по рассмотрению заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, и принятию решения о результате предоставления государственной услуги

78. Основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган ПФР заявления и документов, предусмотренных пунктами 26, 29 - 40, 43 настоящего Административного регламента.

79. Должностное лицо рассматривает заявление и представленные документы и определяет наличие либо отсутствие у гражданина права на получение государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сроки, указанные в пунктах 14 - 24 настоящего Административного регламента.

80. По результатам рассмотрения заявления и документов, предусмотренных пунктами 26, 29 - 40, 43 настоящего Административного регламента, территориальным органом ПФР принимается одно из следующих решений:

по заявлению о возобновлении выплаты пенсии - вынесение распоряжения о возобновлении выплаты пенсии или решения об отказе в возобновлении выплаты пенсии;

по заявлению о прекращении выплаты пенсии - вынесение решения о прекращении выплаты пенсии;

по заявлению о восстановлении выплаты пенсии - вынесение распоряжения о восстановлении выплаты пенсии или решения об отказе в восстановлении выплаты пенсии;

по заявлению о добровольном возмещении излишне полученных сумм пенсии - начисление пенсии с учетом добровольного возмещения излишне полученных гражданином сумм пенсии;

по заявлениям о доставке пенсии, об изменении номера счета в кредитной организации, об изменении данных гражданина (представителя) - внесение информации в выплатное (пенсионное) дело гражданина в соответствии с поданным заявлением;

по заявлению о выплате назначенной пенсии за шесть месяцев вперед перед выездом на постоянное жительство за пределы Российской Федерации - начисление суммы пенсии к выплате в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510, внесение соответствующих изменений в лицевой счет;

по заявлению о запросе выплатного (пенсионного) дела - направление запроса выплатного (пенсионного) дела;

по заявлению о перечислении пенсии в полном объеме или в определенной части в счет обеспечения установленных законодательством платежей - начисление сумм пенсии с учетом удержания в счет обеспечения установленных законодательством Российской Федерации платежей;

по заявлению о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся не полученными в связи с его смертью - выплата сумм пенсии членам семьи умершего, проживавшим с ним на день его смерти, либо наследникам умершего по свидетельству о праве на наследство;

по заявлению о выдаче справки о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером - выдача справки о суммах пенсии, не полученных при жизни пенсионером.

IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента

Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением и исполнением ответственными должностными лицами территориальных органов ПФР положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, а также принятием ими решений

81. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностным лицом территориального органа ПФР положений настоящего Административного регламента, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, осуществляется руководителем структурного подразделения территориального органа ПФР, ответственного за предоставление государственной услуги, а также руководством территориального органа ПФР.

82. Текущий контроль за предоставлением должностным лицом территориального органа ПФР государственной услуги осуществляется на постоянной основе (по итогам рабочего дня) по данным журнала учета заявлений и решений территориального органа ПФР.

Порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги

83. В целях осуществления контроля за соблюдением и исполнением должностным лицом территориального органа ПФР положений настоящего (Административного регламента, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к предоставлению государственной услуги, ПФР; управления ПФР в федеральных округах и отделения ПФР могут проводить проверки полноты и качества предоставления государственной услуги территориальным органом ПФР (далее - проверка).

Проверки осуществляются на основании актов ПФР и распорядительных документов управлений ПФР в федеральных округах и отделений ПФР.

84. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании планов работы ПФР, управлений ПФР в федеральных округах и отделений ПФР) и внеплановыми.

Плановые проверки проводятся с периодичностью один раз в три года.

Внеплановые проверки проводятся по поручению председателя правления ПФР, заместителей председателя правления ПФР, правоохранительных или иных уполномоченных государственных органов, начальников управлений ПФР в федеральных округах и управляющих отделениями ПФР. Проверка также может проводиться по конкретному обращению гражданина.

85. Плановые проверки осуществляются по следующим направлениям:

организация работы по предоставлению государственной услуги;

полнота и качество предоставления государственной услуги;

осуществление текущего контроля предоставления государственной услуги.

Проверки также могут носить тематический характер.

При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги.

Проверки проводятся с целью выявления и устранения нарушений при предоставлении государственной услуги.

Ответственность должностных лиц территориальных органов ПФР за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги

86. Должностное лицо несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги.

87. Персональная ответственность должностного лица определяется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

88. Перечень должностных лиц, осуществляющих контроль за предоставлением государственной услуги, устанавливается внутренними распорядительными документами (приказами) территориального органа ПФР.

Требования к порядку и формам контроля за предоставлением государственной услуги, в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций

89. Территориальный орган ПФР осуществляет постоянный контроль за предоставлением государственной услуги.

Территориальными органами ПФР осуществляется анализ результатов проведенных проверок предоставления государственной услуги, на основании которого принимаются необходимые меры по устранению недостатков в организации предоставления государственной услуги.

90. Контроль за предоставлением государственной услуги со стороны граждан (объединений, организаций) осуществляется в порядке и формах, установленных законодательством Российской Федерации.

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориальных органов ПФР, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц

91. Гражданин (представитель) вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба).

92. В досудебном (внесудебном) порядке гражданин (представитель) имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде в ПФР, территориальный орган ПФР:

в ПФР - на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;

в вышестоящий территориальный орган ПФР - на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;

к руководителю территориального органа ПФР - на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.

93. Жалоба должна содержать:

наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);

сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;

доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

94. В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

95. Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин (представитель) подавал заявление либо в месте, где гражданином (представителем) получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин (представитель) представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

96. В электронном виде жалоба может быть подана гражданином (представителем) посредством:

сайта ПФР;

Единого портала.

97. Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном настоящим Административным регламентом.

98. В случае если жалоба подана гражданином (представителем) в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина (представителя) о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

99. Жалоба может быть подана гражданином (представителем) через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги многофункциональным центром рассматривается в соответствии с настоящим Административным регламентом территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, заключившим соглашение о взаимодействии с многофункциональным центром.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.

100. Гражданин (представитель) может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

нарушение срока регистрации заявления;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование у гражданина (представителя) документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;

отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

затребование с гражданина (представителя) при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;

отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

101. В территориальных органах ПФР, предоставляющих государственные услуги, определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

прием и рассмотрение жалоб;

направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

102. В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются должностным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалоб, в органы прокуратуры.

103. Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

оснащение мест приема жалоб;

информирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;

консультирование граждан (представителей) о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;

заключение соглашений о взаимодействии между территориальным органом ПФР и многофункциональным центром в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам (представителям) результатов рассмотрения жалоб;

формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

104. Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

105. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином (представителем) отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

106. По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее - решение). Указанное решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину (представителю) результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

107. Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину (представителю) не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.

108. В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

наименование органа предоставляющего государственную услугу (ПФР, территориальный орган ПФР) рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя ПФР, территориального органа ПФР, принявшего решение по жалобе;

номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;

фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;

основания для принятия решения по жалобе;

принятое по жалобе решение;

в случае если жалоба признана обоснованной - сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;

сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

109. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

110. По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее одного дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

111. ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;

подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

112. ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

113. Перечень оснований для приостановления рассмотрения жалобы определяется в случае, если возможность приостановления рассмотрения жалобы предусмотрена законодательством Российской Федерации.

114. Граждане (представители) имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина (представителя), или в электронном виде.

115. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане (представители) могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале.

1Передача начисленной суммы пенсии получателю путем ее вручения в кассе организации, осуществляющей доставку, или на дому, или путем зачисления суммы пенсии на счет пенсионера в кредитной организации (далее - доставка пенсии).

2Подпункт 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

3Пункт 14 постановления от 16 февраля 2004 г. N 15п/18.

4Территориальный орган ПФР по месту получения пенсии (далее - место нахождения выплатного (пенсионного) дела).

Поделиться