Рассмотрев уведомление Московской городской избирательной комиссии о вопросе, указанном в ходатайстве о регистрации Московской городской региональной подгруппы инициативной группы по проведению референдума Российской Федерации, поданном 17 июля 2018 года в Московскую городскую избирательную комиссию, руководствуясь частями 13 и 16 статьи 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации", пунктом 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу "Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?", предложенному для вынесения на референдум Российской Федерации (прилагается).
2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
3. Опубликовать настоящее постановление в официальном печатном органе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", официальном сетевом издании "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", а также направить для опубликования в "Российскую газету".
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
Э. Памфилова
Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации
М. Гришина
Заключение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросу "Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?", предложенному для вынесения на референдум Российской Федерации
На референдум Российской Федерации предлагается вынести вопрос "Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?".
В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 марта 2007 года N 3-П, указанные требования имеют целью гарантировать адекватность принимаемых на референдуме решений действительной воле народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации с точки зрения содержания, формы и правовых последствий этих решений, которые согласно статье 83 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" общеобязательны, не нуждаются в дополнительном утверждении, действуют на всей территории Российской Федерации и могут быть отменены или изменены не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок его отмены или изменения.
Между тем предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос включает в себя формулировку "возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости" и не содержит при этом какой-либо иной относящейся к данной формулировке характеристики, которая бы с достаточной степенью конкретизировала ее содержание для участников референдума. Это относится как к отсутствию указания на определенный возраст, так и к отсутствию определения указанного в вопросе вида пенсии в смысле положений статьи 39 Конституции Российской Федерации.
В частности, создается явная неопределенность в отношении содержания предложенного инициаторами для вынесения на референдум вопроса в случае изменения его правового регулирования в ходе реализации инициативы референдума по предлагаемому вопросу.
При таких обстоятельствах рассматриваемая формулировка вопроса способна ввести участников референдума в заблуждение относительно правовых последствий выражения соответствующей позиции, допускает возможность ее множественного толкования, что в конечном счете не обеспечит выявление действительной воли народа Российской Федерации в том смысле, как того требует пункт 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 3-П.
Таким образом, предлагаемый для вынесения на референдум Российской Федерации вопрос "Согласны ли Вы с тем, что в Российской Федерации возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, повышаться не должен?" не соответствует требованиям части 7 статьи 6 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации".