Принят Государственной Думой 30 июля 2024 года
Одобрен Советом Федерации 2 августа 2024 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4159; 2011, N 23, ст. 3263; N 50, ст. 7359; 2012, N 26, ст. 3446; N 53, ст. 7616, 7643; 2013, N 19, ст. 2330; 2014, N 42, ст. 5615; N 49, ст. 6913; 2015, N 1, ст. 38; N 45, ст. 6208; N 48, ст. 6723; 2016, N 18, ст. 2508; 2017, N 31, ст. 4822, 4828; 2018, N 30, ст. 4555; N 31, ст. 4861; 2020, N 12, ст. 1649; N 14, ст. 2014; N 46, ст. 7205; N 50, ст. 8047; 2021, N 24, ст. 4188; N 27, ст. 5104, 5176; 2022, N 1, ст. 7; 2024, N 10, ст. 1309) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 1 дополнить словами ", владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями";
2) пункт 20 статьи 2 после слов "городского округа," дополнить словами "города федерального значения,";
3) в статье 4:
а) в части 1:
пункт 2 дополнить словами ", включая критерии надежности теплоснабжения потребителей";
в пункте 152 слова "при теплоснабжении" заменить словами "в сфере теплоснабжения";
б) в части 2:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2) утверждение правил обеспечения готовности к отопительному периоду и установление порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;";
пункт 11 дополнить словами ", утверждение схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";
в пункте 13 слова "разработки и утверждения" заменить словами "разработки, утверждения и актуализации", дополнить словами ", за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения";
в) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Расследование причин аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора (на объектах (в организациях), подведомственных федеральным органам исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, - подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
4) в статье 41:
а) в части 4 слова "не применяется положение части 5" заменить словами "не применяются положения частей 5, 51 и 52";
б) дополнить частями 51 и 52 следующего содержания:
"51. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся следующие профилактические мероприятия:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной практики;
3) объявление предостережений;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
52. При осуществлении федерального государственного энергетического надзора в сфере теплоснабжения проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:
1) выездная проверка;
2) документарная проверка.";
5) в части 2 статьи 5:
а) пункт 71 изложить в следующей редакции:
"71) осуществление мониторинга разработки, утверждения и актуализации схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек, за исключением отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения;";
б) дополнить пунктом 76 следующего содержания:
"76) согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальных образованиях в соответствии с настоящим Федеральным законом;";
6) в части 1 статьи 6:
а) пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) обеспечение готовности к отопительному периоду муниципальных образований, в том числе выполнение обязательных требований, установленных статьей 20 настоящего Федерального закона и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, и проведение оценки обеспечения лицами, перечисленными в пунктах 2-6 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, готовности к отопительному периоду в соответствии с порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду;";
б) пункт 6 дополнить словами "(за исключением схем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения)";
в) пункт 91 после слов "пятьсот тысяч человек и более," дополнить словами "поселения, муниципального округа, городского округа, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения,";
г) дополнить пунктами 92 и 93 следующего содержания:
"92) утверждение и ежегодная актуализация порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 части 3 статьи 20 настоящего Федерального закона;
93) согласование порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями;";
7) часть 4 статьи 7 после слов "городских округов" дополнить словами ", городов федерального значения";
8) в статье 8:
а) абзац первый части 21 после слов "реализация которых" дополнить словами "в соответствии с пунктом 1 части 22 настоящей статьи";
б) пункт 1 части 22 дополнить словами "на территориях, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения (в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода реализация тепловой энергии (мощности), необходимой для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, осуществляется по ценам, определяемым соглашением сторон договора, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов)";
9) часть 8 статьи 15 дополнить пунктом 61 следующего содержания:
"61) порядок взаимодействия теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии при проведении мероприятий по наладке тепловых сетей, внутридомовых сетей и теплопотребляющих установок, а также порядок изменения условий заключенных договоров теплоснабжения в связи с проведением таких мероприятий;";
10) статью 20 изложить в следующей редакции:
"Статья 20. Готовность к отопительному периоду
1. Готовность к отопительному периоду должна быть обеспечена:
1) муниципальными образованиями;
2) теплоснабжающими организациями и теплосетевыми организациями;
3) потребителями тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения и которые приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках;
4) управляющей организацией, а также товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом при условии осуществления ими деятельности по управлению многоквартирными домами;
5) лицами, с которыми в соответствии с частью 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации собственниками помещений в многоквартирном доме заключены договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в целях надлежащего содержания и (или) ремонта внутридомовой системы отопления в многоквартирном доме, или председателем совета многоквартирного дома в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято решение о заключении таких договоров, или муниципальными образованиями в случае, если способ управления многоквартирным домом не выбран или выбранный способ управления не реализован;
6) владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями.
2. Готовность к отопительному периоду обеспечивается лицами, перечисленными в части 1 настоящей статьи, путем соблюдения обязательных требований, установленных частями 3-6 настоящей статьи и правилами обеспечения готовности к отопительному периоду, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. Указанные правила включают в себя в том числе требования о подтверждении соблюдения лицами, перечисленными в части 1 настоящей статьи, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований промышленной безопасности, требований законодательства о градостроительной деятельности, требований безопасности в сфере теплоснабжения и иные обязательные требования, несоблюдение которых влияет на безаварийную работу объектов теплоснабжения.
3. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду муниципальные образования обязаны:
1) иметь порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании, утвержденный и ежегодно актуализируемый органом местного самоуправления (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций), разработанный с учетом порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, владельцев тепловых сетей, не являющихся теплосетевыми организациями, организаций в сфере электро-, газо- и водоснабжения, организаций, осуществляющих снабжение топливом, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, согласованный с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области газоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике, и органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Указанный порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения после его утверждения, актуализации подлежит публикации на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае отсутствия порядков (планов) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения у организаций в сфере электро-, газо- и водоснабжения, организаций, осуществляющих снабжение топливом, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций орган местного самоуправления может предложить этим лицам принять участие в подготовке порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения в муниципальном образовании;
2) иметь утвержденную актуализированную схему теплоснабжения в соответствии с частью 3 статьи 23 настоящего Федерального закона;
3) обеспечить подготовку к отопительному периоду бесхозяйных объектов теплоснабжения, в отношении которых в соответствии с частью 64 статьи 15 настоящего Федерального закона не определена организация по содержанию и обслуживанию.
4. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны на постоянной основе:
1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;
2) проводить наладку принадлежащих им тепловых сетей;
3) осуществлять контроль за режимами потребления тепловой энергии;
4) обеспечивать качество теплоносителей;
5) организовывать коммерческий учет приобретаемой тепловой энергии и реализуемой тепловой энергии;
6) обеспечивать проверку качества строительства, реконструкции и (или) модернизации принадлежащих им тепловых сетей, в том числе качества тепловой изоляции;
7) обеспечивать надежное теплоснабжение потребителей;
8) выполнять мероприятия по резервированию систем теплоснабжения, определенные утвержденной актуализированной схемой теплоснабжения и включенные в инвестиционную программу теплоснабжающей или теплосетевой организации. Указанные мероприятия могут осуществляться за счет учтенных при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения собственных средств регулируемой организации, бюджетных кредитов, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если по итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, осуществляемых субъектами Российской Федерации в рамках определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, резервируемые системы теплоснабжения соответствующего муниципального образования признаны малонадежными и (или) ненадежными;
9) иметь согласованный с органом местного самоуправления порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения.
5. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду, а также в целях обеспечения готовности к безаварийной работе объектов теплоснабжения владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями, обязаны на постоянной основе выполнять требования, установленные пунктами 1 - 4, 6, 7, 9 части 4 настоящей статьи.
6. В целях обеспечения готовности к отопительному периоду потребители тепловой энергии, перечисленные в пунктах 3-5 части 1 настоящей статьи, обязаны на постоянной основе:
1) обеспечивать эксплуатацию теплопотребляющих установок в соответствии с требованиями безопасности в сфере теплоснабжения, установленными статьей 232 настоящего Федерального закона;
2) обеспечивать готовность к соблюдению указанного в договоре теплоснабжения режима потребления тепловой энергии;
3) обеспечивать отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель;
4) организовывать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя в соответствии с требованиями, установленными статьей 19 настоящего Федерального закона.
7. Оценка обеспечения муниципальными образованиями готовности к отопительному периоду осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности.
8. Оценка обеспечения теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, владельцами тепловых сетей, не являющимися теплосетевыми организациями, готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 41 настоящего Федерального закона и абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"). Оценка обеспечения теплоснабжающей организацией, имеющей статус единой теплоснабжающей организации, готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора и государственного регулирования промышленной безопасности, или федеральными органами исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний (их подразделениями) (в случаях, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 41 настоящего Федерального закона и абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
9. Оценка обеспечения лицами, указанными в пункте 3 части 1 настоящей статьи (за исключением лиц, указанных в части 10 настоящей статьи), готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, в которой лицами, указанными в пункте 3 части 1 настоящей статьи, заключены договоры теплоснабжения.
10. Оценка обеспечения лицами, перечисленными в пунктах 3-5 части 1 настоящей статьи, у которых договоры теплоснабжения заключены в соответствии с жилищным законодательством, готовности к отопительному периоду осуществляется органом местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией, в зону (зоны) деятельности которой входит соответствующая система (системы) теплоснабжения, в которой лицами, перечисленными в пунктах 3-5 части 1 настоящей статьи, заключены договоры теплоснабжения, и органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
11. Оценка обеспечения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, готовности к отопительному периоду осуществляется в соответствии с порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
12. По результатам проведения оценки готовности к отопительному периоду составляется акт, содержащий оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, по форме, утвержденной порядком проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.
13. В случае несоблюдения обязательных требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, направляется акт, содержащий оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, с замечаниями по выявленным нарушениям. Выявленные нарушения подлежат обязательному устранению в установленные актом сроки.
14. Неустранение выявленных нарушений, указанных в акте, содержащем оценку обеспечения готовности к отопительному периоду, в установленные сроки лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.";
11) в части 5 статьи 21 второе предложение изложить в следующей редакции: "В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам источников тепловой энергии, а также собственникам или иным законным владельцам тепловых сетей, соответствующим критериям отнесения к теплосетевым организациям в отношении этих тепловых сетей, должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.";
12) в статье 23:
а) наименование дополнить словами ", городов федерального значения";
б) часть 1 после слов "городских округов" дополнить словами ", городов федерального значения";
в) в части 2 слова "или городского округа" заменить словами ", городского округа или города федерального значения";
г) часть 3 дополнить пунктом 72 следующего содержания:
"72) оценку надежности теплоснабжения и предложения, предусматривающие повышение надежности теплоснабжения, в том числе мероприятия по резервированию систем теплоснабжения в случаях, установленных требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;";
д) часть 4 после слов "системы теплоснабжения" дополнить словами "и повышению надежности теплоснабжения, в том числе мероприятий по резервированию систем теплоснабжения", после слов "теплоснабжающих организаций" дополнить словами "и (или) теплосетевых организаций";
е) пункт 1 части 5 изложить в следующей редакции:
"1) резервирование систем теплоснабжения в случаях, установленных требованиями к схемам теплоснабжения, порядку их разработки, утверждения и актуализации;";
13) в статье 232:
а) часть 2 дополнить словами ", а также требования к диспетчерскому управлению системами теплоснабжения, ведению водно-химического режима в системах теплоснабжения, пусконаладочным работам объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок";
б) часть 3 после слов "при осуществлении теплоснабжения" дополнить словами ", владельцы тепловых сетей, не являющиеся теплосетевыми организациями,";
14) в статье 233:
а) пункт 2 части 1 признать утратившим силу;
б) части 5 и 6 признать утратившими силу;
15) в части 2 статьи 234 слова "частях 21-23" заменить словами "части 21, пункте 2 части 22 и части 23";
16) в статье 238:
а) в части 2 слова "частями 21-23" заменить словами "частью 21, пунктом 2 части 22 и частью 23";
б) в части 3 слова "частями 21-23" заменить словами "частью 21, пунктом 2 части 22 и частью 23";
в) в части 4 слова "частями 21-23" заменить словами "частью 21, пунктом 2 части 22 и частью 23";
17) в статье 2312:
а) в части 4 слова "тепловых сетей, планирующих" заменить словами "собственников или иных законных владельцев тепловых сетей, соответствующих критериям отнесения к теплосетевым организациям в отношении указанных тепловых сетей, планирующих";
б) в части 5 слова "указанных в настоящей статье объектов теплоснабжения" заменить словами "источников тепловой энергии либо собственник или иной законный владелец тепловых сетей, соответствующие критериям отнесения к теплосетевым организациям в отношении указанных тепловых сетей,";
18) в статье 2313:
а) в части 3 первое предложение изложить в следующей редакции: "В поселениях, муниципальных округах, городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, схема теплоснабжения соответствующих поселения, муниципального округа, городского округа рассматривается и направляется органами местного самоуправления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, для утверждения в порядке, требования к которому устанавливаются Правительством Российской Федерации.";
б) часть 9 признать утратившей силу;
19) статью 29 дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. В случае необеспечения критериев надежности теплоснабжения потребителей, установленных Правительством Российской Федерации, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обеспечивают достижение выполнения таких критериев в сроки, соответствующие срокам выполнения мероприятий, обеспечивающих повышение надежности теплоснабжения, в том числе мероприятий по резервированию систем теплоснабжения, предусмотренных схемами теплоснабжения или инвестиционными программами теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, финансирование реализации которых предусмотрено за счет учтенных при установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения собственных средств регулируемой организации, бюджетных кредитов, а также средств бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если по итогам анализа и оценки систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, осуществляемых субъектами Российской Федерации в рамках определения системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений, муниципальных округов, городских округов, в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, резервируемые системы теплоснабжения соответствующего муниципального образования признаны малонадежными и (или) ненадежными.".
Статья 2
Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2021, N 24, ст. 4188; 2024, N 1, ст. 18) дополнить подпунктом "е" следующего содержания:
"е) профилактический визит.".
Статья 3
Внести в статью 291 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст. 1177; 2011, N 30, ст. 4590; 2021, N 24, ст. 4188) следующие изменения:
1) в пункте 3 слова "пунктов 4-6" заменить словами "пунктов 4-10";
2) пункт 7 дополнить абзацами следующего содержания:
"консультирование;
профилактический визит.".
Статья 4
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года.
Президент Российской Федерации В. Путин