Именем Российской Федерации
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д.Зорькина, судей А.Ю.Бушева, Л.М.Жарковой, С.М.Казанцева, C.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, М.Б.Лобова, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, В.А.Сивицкого,
руководствуясь статьей 125 (пункт "а" части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 471, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности положений частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина С.П.Бондаря. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П.Маврина, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации
установил:
1. В соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 306- ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат":
при установлении военнослужащему, или гражданину, призванному на военные сборы, или гражданину, пребывающему в добровольческом формировании, в период прохождения военной службы, военных сборов, исполнения обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании либо после увольнения с военной службы, отчисления с военных сборов, окончания военных сборов или прекращения контракта о пребывании в добровольческом формировании инвалидности вследствие военной травмы или инвалидности вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании, выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере: 14 000 рублей - инвалиду I группы; 7 000 рублей - инвалиду II группы; 2 800 рублей - инвалиду III группы (часть 13 статьи 3);
размеры единовременных пособий, установленные частями 8 и 12 статьи 3, и размеры ежемесячной денежной компенсации, установленные ее частями 9, 10 и 13, ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период; решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3);
лицам, указанным в частях 9, 10 и 13 статьи 3 данного Федерального закона, получавшим до дня вступления его в силу выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, либо выплаты в возмещение вреда в связи с гибелью (смертью) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей вследствие военной травмы, либо со смертью (гибелью) инвалида вследствие военной травмы в ином размере, чем предусмотрено частями 9, 10 и 13 статьи 3 данного Федерального закона, производятся выплаты в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено этими частями (часть 2 статьи 5).
1.1. Конституционность приведенных законоположений оспаривает гражданин С.П.Бондарь - инвалид III группы вследствие военной травмы, которому решением Азовского городского суда Ростовской области от 2 февраля 2007 года на основании норм главы 59 ГК Российской Федерации как лицу, пострадавшему вследствие военной травмы, присуждены выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью, в том числе ежемесячная выплата в размере 8 371,20 руб. После вступления данного решения в законную силу заявителю выдан исполнительный лист. Определением судьи того же суда от 3 февраля 2012 года по заявлению С.П.Бондаря об индексации присужденных денежных сумм в его пользу взыскана единовременно задолженность по указанным выплатам за период с 1 апреля 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере 163 487,76 руб., а также постановлено ежемесячно с 1 января 2012 года производить выплату в размере 13 961,33 руб. с его дальнейшей индексацией в соответствии с изменениями в законодательстве. С 1 января 2015 года размер этой выплаты составил 16 316,27 руб., и в последующем его индексация не производилась.
Полагая, что прекращение индексации размера присужденной ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью (далее также - ежемесячная выплата в возмещение вреда), нарушает его права, заявитель обратился в суд.
Решением Октябрьского районного суда города Ростова-на-Дону от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 9 июня 2022 года, отказано в удовлетворении исковых требований С.П.Бондаря к военному комиссариату Ростовской области о взыскании задолженности по исполнительному листу. При этом суд исходил из того, что на момент принятия судебного решения об установлении С.П.Бондарю ежемесячной выплаты в возмещение вреда в законодательстве отсутствовал надлежащий правовой механизм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы. Суд указал, что по этой причине индексация денежных сумм, присужденных военнослужащему в возмещение вреда, причиненного его здоровью, производилась индивидуально в порядке, установленном судом. С 1 января 2012 года соответствующие отношения регулируются нормами Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", который предусматривает выплату инвалидам III группы вследствие военной травмы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 2 800 руб. и устанавливает механизм индексации размера такого рода выплат (части 13 и 16 статьи 3). Вместе с тем размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда, которая производится С.П.Бондарю, превышает размер ежемесячной денежной компенсации, установленный этим Федеральным законом для инвалидов III группы и с учетом индексации составлявший в 2022 году (на момент рассмотрения дела судом) 4 155,85 руб. Учитывая данное обстоятельство, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для индексации размера присужденной заявителю ежемесячной выплаты.
Указанные судебные постановления оставлены без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 февраля 2023 года, а определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2023 года С.П.Бондарю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам этого суда.
По мнению заявителя, примененные судами при рассмотрении его дела части 13 и 16 статьи 3, а также часть 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не соответствуют статьям 18, 45 (часть 1), 46 (часть 1), 53 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют отказывать в применении части первой статьи 208 ГПК Российской Федерации для индексации денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью лиц, пострадавших вследствие военной травмы, которые выплачиваются на основании решения суда, вынесенного до вступления названного Федерального закона в силу, допуская тем самым игнорирование статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
1.2. Определяя предмет рассмотрения по настоящему делу, Конституционный Суд Российской Федерации полагает необходимым отметить, что упомянутая С.П.Бондарем часть первая статьи 208 ГПК Российской Федерации (конституционность которой заявитель не оспаривает) предусматривает возможность рассмотревшего дело суда по заявлению взыскателя или должника произвести индексацию присужденных денежных сумм на день исполнения судебного решения и - в системной связи с частями второй и третьей той же статьи, непосредственно определяющими правила такой индексации, - выступает процессуальной гарантией защиты имущественных интересов взыскателя и должника от инфляционных процессов в период с момента вынесения судебного решения (либо с определенного решением суда момента, когда выплата денежной суммы должна быть произведена) и до его реального исполнения, т.е. в период, когда обязанность должника выплатить взыскателю денежную сумму установлена решением суда. Предусмотренная данной статьей индексация присужденных денежных сумм направлена на возмещение взыскателю финансовых потерь, вызванных несвоевременным исполнением должником решения суда, когда взысканные суммы обесцениваются в результате экономических явлений. При этом она не является мерой гражданско-правовой ответственности должника за ненадлежащее исполнение денежного обязательства, а представляет собой элемент процессуально-правового механизма, позволяющего полностью возместить потери взыскателя от длительного неисполнения судебного решения в условиях инфляционных процессов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июля 2018 года N 35-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 октября 2020 года N 2442-О, от 20 июля 2023 года N 1917-О, от 9 апреля 2024 года N 836-О и др.).
Таким образом, статья 208 ГПК Российской Федерации не является самостоятельным материально-правовым основанием для индексации размера присужденной решением суда ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, но вместе с тем не исключает применения иного способа индексации размера такой выплаты, установленного соответствующими нормами материального права. В деле же С.П.Бондаря судами разрешался вопрос не о возмещении инфляционных потерь, понесенных им ввиду несвоевременного исполнения решения суда, а о возможности индексации присужденной ему ежемесячной выплаты в возмещение вреда. При этом, как следует из представленных судебных постановлений, основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя послужили именно оспариваемые части 13 и 16 статьи 3 и часть 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которые были истолкованы судами как препятствующие индексации размера присужденной ему ежемесячной выплаты в возмещение вреда, поскольку он превышает размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, установленный данным Федеральным законом для инвалидов вследствие военной травмы.
Исходя из этого, а также с учетом предписаний статей 36, 74, 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в той мере, в какой на их основании решается вопрос об индексации размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью лица, признанного инвалидом вследствие военной травмы, которая производится в соответствии с нормами гражданского законодательства во исполнение решения суда, вынесенного до вступления в силу данного Федерального закона.
2. Согласно Конституции Российской Федерации в России охраняется труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), каждому гарантируются социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, часть 1), а также право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53).
По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации военная служба как особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, осуществляется в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Соответственно, военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость осуществления поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, а государство гарантирует адекватное возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы.
Приведенные конституционные положения обязывают государство разработать, используя для этого все необходимые средства - как частноправовые, так и публично-правовые, - эффективный организационно-правовой механизм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей военной службы. При этом выбор конкретных правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 53, 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации правовое регулирование в данной сфере, обязан предусматривать эффективные гарантии реализации прав военнослужащих, соответствующие правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их здоровью, а также характеру возникающих между ними и государством правоотношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 года N 17-П, от 17 мая 2011 года N 8-П, от 19 мая 2014 года N 15-П, от 29 марта 2019 года N 16-П и др.).
3. Сообразно упомянутым конституционным предписаниям в системе действующего правового регулирования созданы два самостоятельных правовых механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащего, пострадавшего вследствие военной травмы, - публично-правовой и частноправовой. Указанные механизмы различаются по своей правовой природе, но при этом носят взаимодополняющий характер, с тем чтобы - учитывая обязанности государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, а также необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы - обеспечить им такой уровень возмещения причиненного их здоровью вреда, который был бы соразмерен изменению их социального статуса и материального положения в связи с объективной невозможностью продолжения военной службы и утратой денежного довольствия вследствие увольнения с нее.
3.1. В качестве элементов публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, - наряду с обязательным государственным личным страхованием военнослужащих за счет средств федерального бюджета, специальным пенсионным обеспечением и мерами социальной защиты - выступают в том числе денежные выплаты, предусмотренные Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". К числу таковых, в частности, относятся единовременное пособие при увольнении военнослужащего с военной службы в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы и ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, при установлении инвалидности вследствие военной травмы (части 12 и 13 статьи 3 данного Федерального закона).
Выплата инвалидам вследствие военной травмы ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, была впервые предусмотрена в законодательстве именно названным Федеральным законом, вступившим в силу с 1 января 2012 года. Соответствующее правовое регулирование установлено во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 8-П, которым было указано на недостаточность страховых сумм и единовременных пособий, выплачиваемых данной категории граждан наряду со специальным пенсионным обеспечением и выплатами в рамках системы социальной защиты, для восполнения в надлежащем объеме материальных потерь, связанных с невозможностью продолжения ими военной службы. Одновременно данным Постановлением федеральному законодателю было поручено внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на совершенствование публично-правового механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, с тем чтобы в течение всего периода утраты трудоспособности им во всяком случае гарантировалось адекватное возмещение вреда, сопоставимое по объему с денежным содержанием, которое военнослужащий имел на момент увольнения с военной службы.
Исходя из этого целевое назначение введенной частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячной денежной компенсации в рамках особого публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, заключается в том, чтобы обеспечить им государственную поддержку для восполнения материальных потерь, обусловленных невозможностью дальнейшего прохождения военной службы в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы. Будучи самостоятельным видом социального обеспечения, данная выплата назначается вне связи с продолжительностью военной службы в размере, обусловленном исключительно группой инвалидности и на день вступления в силу указанного Федерального закона составлявшем: 14 000 руб. - инвалиду I группы; 7 000 руб - инвалиду II группы; 2 800 руб. - инвалиду III группы. Эти размеры ежемесячной денежной компенсации подлежат ежегодному увеличению (индексации) в порядке, предусмотренном частью 16 той же статьи.
Таким образом, по своей правовой природе указанная ежемесячная денежная компенсация является мерой государственной материальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы, которая не связана напрямую с другими социальными выплатами (в том числе пенсионными) и мерами социальной поддержки военнослужащих и направлена исключительно на публично-правовую защиту данной категории граждан с учетом степени утраты ими трудоспособности (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 15-П). В свою очередь, предусматривающая данную денежную компенсацию часть 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" направлена на реализацию права на социальное обеспечение и охрану здоровья лиц, которым установлена инвалидность вследствие военной травмы, и не исключает, наряду с назначением указанной денежной компенсации, возможности использования частноправового (гражданско-правового) механизма возмещения вреда, причиненного их здоровью, при условии соблюдения всех нормативных требований, обусловливающих возникновение у конкретного лица права на такого рода возмещение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 сентября 2012 года N 1749-О и от 24 декабря 2013 года N 1971-О).
3.2. Частноправовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предусмотрен нормами Гражданского кодекса Российской Федерации; при этом соответствующие законоположения носят общий характер, т.е. распространяются не только на военнослужащих, но и на иных граждан, вред здоровью которых причинен при исполнении ими договорных обязательств, а также обязанностей службы в полиции и других служебных обязанностей. Согласно статье 1084 данного Кодекса такой вред возмещается по правилам его главы 59, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности. Причем возмещение вреда, вызванного уменьшением трудоспособности, по общему правилу, производится ежемесячными платежами (абзац первый пункта 1 статьи 1092 ГК Российской Федерации).
Названные законоположения - в их системной связи со статьей 53 Конституции Российской Федерации, а также статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, - предполагают, что обязанность государства по возмещению вреда здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, по нормам гражданского законодательства возникает при условии наличия вины органов военного управления и воинских должностных лиц.
Приведенное регулирование обусловлено правовой природой гражданско-правового института деликтных обязательств, предназначенного для регулирования отношений, возникающих из причинения вреда, в том числе вреда здоровью лица в связи с осуществлением им трудовой или служебной деятельности. При этом оно основывается на том, что по общему правилу обязанность возместить вред как мера гражданско-правовой ответственности применяется к причинителю вреда при наличии состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения лица, причинную связь между таким поведением и наступлением вреда, а также вину причинителя вреда.
Таким образом, частноправовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, предполагает выплату государством возмещения указанного вреда исключительно в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, причем использование данной меры ответственности возможно дополнительно к публично-правовым способам возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, и лишь в тех случаях, когда установлена вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 13-П, от 20 октября 2010 года N 18-П и от 17 мая 2011 года N 8-П).
3.3. Ввиду различия между публично-правовым и частноправовым механизмами возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, ставших инвалидами вследствие военной травмы, выплаты в возмещение указанного вреда, которые производятся в рамках соответствующих механизмов, - ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и ежемесячная выплата, установленная на основании норм гражданского законодательства, - имеют разную правовую природу, а потому и различные основания и условия их назначения.
Исходя из этого ежемесячная выплата в возмещение вреда здоровью, право на которую признано за инвалидом вследствие военной травмы решением суда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не может отождествляться с предусмотренной названным Федеральным законом ежемесячной денежной компенсацией, которая относится к социальным выплатам. Иными словами, в системе действующего правового регулирования данные выплаты не могут рассматриваться как равнозначные (однородные) или как взаимоисключающие, а их размер не должен подлежать сопоставлению, в том числе при решении вопроса о повышении уровня материального обеспечения инвалидов вследствие военной травмы с учетом динамики стоимости жизни.
4. Необходимость обеспечения эффективной государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и максимально возможного уровня возмещения причиненного их здоровью вреда предполагает не только установление различных правовых механизмов возмещения такого вреда, но и включение в эти механизмы - в условиях инфляции и роста цен - порядка индексации соответствующих выплат в возмещение вреда. При этом определение конкретных правил индексации такого рода выплат относится к дискреции законодателя.
В соответствии с действующим правовым регулированием индексация социальных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих (в том числе ежемесячной денежной компенсации), осуществляется по правилам, предусмотренным частью 16 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в силу которой размеры таких выплат ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а решение об их увеличении (индексации) принимается Правительством Российской Федерации.
Индексация же выплат, назначенных в соответствии с гражданским законодательством, производится, по общему правилу, на основании статьи 318 ГК Российской Федерации, определяющей правила увеличения сумм, выплачиваемых на содержание гражданина, и закрепляющей, что, если иное не предусмотрено законом, сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, в том числе в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, увеличивается пропорционально повышению установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума.
В развитие приведенного общего законоположения статья 1091 того же Кодекса, определяющая порядок индексации размера возмещения вреда, предусматривает, что суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, подлежат изменению пропорционально росту установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства потерпевшего, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины данные суммы должны быть не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации.
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 ноября 2016 года N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", статьи 318 и 1091 ГК Российской Федерации предоставляют гарантию повышения размера выплат на содержание гражданина; условиями обязательства может быть предусмотрен повышенный размер индексации выплат по сравнению с размером, определяемым в соответствии со статьей 318 ГК Российской Федерации; индексация выплат в меньшем размере или иное ухудшение положения гражданина, на содержание которого выплачиваются денежные суммы, не допускается (пункт 34). В то же время в названном постановлении отмечено, что согласно статье 318 ГК Российской Федерации иной порядок увеличения суммы, выплачиваемой непосредственно на содержание гражданина, может быть предусмотрен законом; в частности, размер индексации сумм, выплачиваемых по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, на основании судебного акта, предусматривающего взыскание за счет средств федерального бюджета, может быть предусмотрен федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год (пункт 36).
Именно такой порядок фактически действует с 2010 года по настоящее время и распространяется в том числе на присужденные решением суда на основании норм гражданского законодательства выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, а ежегодно устанавливаемый соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете коэффициент индексации сумм в возмещение вреда, как правило, аналогичен коэффициенту, используемому для индексации социальных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, в рамках публично-правового механизма компенсации такого рода вреда на основании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Таким образом, несмотря на фактическое нивелирование содержательных различий порядка индексации выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащих, которые были назначены им в рамках публично-правового и частноправового механизмов возмещения указанного вреда, в системе действующего правового регулирования назначение конкретного вида выплат предполагает применение к ним тех правил индексации, которые установлены в рамках соответствующего механизма. При этом федеральный законодатель, устанавливая эти правила в пределах предоставленных ему полномочий, предусмотрел гарантию повышения размера выплат в возмещение вреда в условиях инфляции, роста цен и динамики стоимости жизни, с тем чтобы обеспечить поддержание надлежащего уровня возмещения вреда, причиненного здоровью указанных лиц, вне зависимости от того, в рамках какого механизма соответствующие выплаты производятся, что, в свою очередь, согласуется с конституционным предназначением правового регулирования отношений по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих в связи с исполнением ими обязанностей военной службы.
5. Принимая Федеральный закон "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и дополняя существующий публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, таким элементом, как ежемесячная денежная компенсация, подлежащая выплате инвалидам вследствие военной травмы, законодатель - с учетом длящегося характера отношений по возмещению вреда здоровью и во исполнение вытекающих из Конституции Российской Федерации, ее статей 1 (часть 1), 2, 6 (часть 2), 7 (часть 2), 18, 53 и 55 (части 2 и 3), требований о соблюдении принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также о недопустимости снижения признанного государством уровня возмещения вреда - предусмотрел правило о том, что лицам, получавшим до дня вступления в силу данного Федерального закона выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, в ином размере, чем предусмотрено этим Федеральным законом, производятся выплаты в ранее назначенных размерах, но не в меньших размерах, чем предусмотрено его положениями (часть 2 статьи 5).
Приведенное законоположение, устанавливая запрет снижения размера ранее назначенных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, носит гарантийный характер и действует в нормативной связи с иными положениями данного Федерального закона (в том числе с частями 13 и 16 его статьи 3).
Вместе с тем до вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, могли назначаться только в соответствии с гражданским законодательством, т.е. в рамках частноправового механизма возмещения соответствующего вреда. В силу этого нормы названного Федерального закона, образующие в системе действующего правового регулирования публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих, признанных инвалидами вследствие военной травмы (включая установленные данными нормами правила индексации ежемесячной денежной компенсации, подлежащей выплате указанным лицам в рамках соответствующего механизма), не рассчитаны на применение к возникшим до вступления в силу этого Федерального закона отношениям, связанным с предоставлением денежных выплат, иных по своей правовой природе, основаниям и условиям назначения, и не предполагают ухудшения правового положения получателей таковых.
Исходя из этого взаимосвязанные положения частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в системе действующего правового регулирования не могут препятствовать индексации в порядке, установленном статьями 318 и 1091 ГК Российской Федерации, находящимися в нормативной связи с положениями федерального закона о федеральном бюджете, ежегодно устанавливающими коэффициент индексации сумм в возмещение вреда, размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, признанного инвалидом вследствие военной травмы, присужденной ему решением суда на основании норм гражданского законодательства до вступления в силу данного Федерального закона. Именно в таком - конституционно-правовом - смысле данные законоположения не противоречат Конституции Российской Федерации.
Иной же подход, допускающий отказ в индексации размера указанной выплаты, в частности по причине того, что он превышает размер ежемесячной денежной компенсации, установленный частью 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в условиях инфляции, роста цен и динамики стоимости жизни фактически приводил бы к постепенному снижению ее реального содержания. Тем самым - вопреки цели, которую преследовал законодатель при принятии данного Федерального закона, - лицам, вред здоровью которых был причинен в связи с установлением инвалидности вследствие военной травмы, не обеспечивалось бы сохранение надлежащего уровня материального обеспечения. Кроме того, прекращение индексации размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью лица, признанного инвалидом вследствие военной травмы, присужденной ему решением суда на основании норм гражданского законодательства до вступления в силу названного Федерального закона, - притом что презюмируется назначение данной выплаты при условии наличия вины органов военного управления и воинских должностных лиц в причинении такого вреда - в нарушение требований статей 53 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации приводило бы к умалению права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а равно и к нарушению принципа справедливости, на котором основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом социальном государстве.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 471, 71, 72, 74, 75, 78, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
постановил:
1. Признать взаимосвязанные положения частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не могут препятствовать индексации в порядке, установленном статьями 318 и 1091 ГК Российской Федерации, действующими в нормативной связи с положениями федерального закона о федеральном бюджете, ежегодно устанавливающими коэффициент индексации сумм в возмещение вреда, размера ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного здоровью лица, признанного инвалидом вследствие военной травмы, присужденной ему решением суда на основании норм гражданского законодательства до вступления в силу данного Федерального закона.
2. Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
3. Судебные постановления, вынесенные по делу гражданина Бондаря Сергея Петровича на основании взаимосвязанных положений частей 13 и 16 статьи 3 и части 2 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем Постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" и на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Конституционный Суд Российской Федерации