Настоящий Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2024 год подготовлен в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" для направления Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации и Председателю Следственного комитета Российской Федерации.
Защита прав и свобод человека и гражданина в России в 2024 году осуществлялась на фоне глобальных перемен международного и национального уровня. Продолжал отстраиваться новый многополярный мир, основанный на принципах справедливости и истинного уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от его национальности и расовой принадлежности, вероисповедания и политических убеждений, бережного отношения к традиционным ценностям и историческому наследию, максимальной представительности и особой роли региональных организаций, обеспечения безопасности всех без исключения, неприемлемости геноцида и неонацизма. Эти принципы были сформулированы Президентом Российской Федерации В.В. Путиным1 в консолидации с единомышленниками - главами государств - членов БРИКС, ШОС и СНГ, население которых составляет более половины всего земного шара2.
Созданная после окончания Второй мировой войны система защиты прав человека со структурами ООН и европейскими правозащитными организациями в первое десятилетие ХХI столетия была политизирована и все больше использовалась в качестве идеологического инструмента. Она больше не отвечала тому предназначению, которую ей отводили основоположники. Двойные стандарты в оценках схожих ситуаций, связанных с правами человека, стали нормой их деятельности. Ожидаемо в данной обстановке игнорирование многолетнего геноцида жителей Донбасса, пагубных последствий украинской водной и энергетической блокады крымчан, бомбежек и обстрелов гражданских объектов в Белгородской, Курской, Брянской, Херсонской и Запорожской областях, в ДНР и ЛНР, в результате которых погибли тысячи мирных жителей, в том числе и дети.
В этих условиях одной из миссий института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации становится доведение во взаимодействии с МИД России, депутатами и сенаторами, институтами гражданского общества до широкой мировой общественности и международных организаций фактов грубого массового нарушения прав граждан "русского мира", геноцида жителей Донбасса и приграничных регионов нашей страны.
Летом 2024 года российский парламент обнародовал Доклад о преступных действиях киевского режима в отношении несовершеннолетних, в котором использован обширный материал, собранный и представленный нами в совместную рабочую группу Государственной Думы и Совета Федерации.
Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации регулярно передает информацию о ставших ему известными фактах жестокости и насилия, других действиях, грубо нарушающих нормы Женевских конвенций 1949 года в отношении военнопленных и мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий, Международному общественному трибуналу по преступлениям украинских неонацистов, который создан в 2022 году по инициативе российских и зарубежных общественных деятелей. В 2024 году при нашей поддержке на площадке РИА Новости представлены 5-й и 6-й альманахи этой летописи. В них собраны показания пострадавших и очевидцев, жизненные истории, фотографии, свидетельствующие о бесчеловечности и варварстве в отношении мирных жителей Селидово ДНР.
В Доме прав человека в октябре и декабре 2024 года были развернуты две выставки, освещающие ужасы последствий обстрелов и бомбежек ВСУ по жилым домам, школам и детским садам, другим объектам гражданского назначения в Белгородской и Курской областях, в ДНР и ЛНР.
Трудно поверить, что почти 80 лет спустя после Нюрнбергского процесса, мы вновь становимся свидетелями возрождения антигуманных и бесчеловечных идеологий и практик, которые приводят к грубому массовому нарушению основополагающих прав и свобод человека и гражданина.
Из-за многолетних нарушений прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных международными нормами, а также угрозы потери своей идентичности и насилия со стороны киевских националистов Крым, Донбасс и Новороссия вышли из состава Украины и вернулись в Россию. Реакция на их мужественный шаг со стороны США, коллективного Запада и Украины была весьма предсказуема: санкции, репрессии в отношении пророссийски настроенных граждан и вооруженная агрессия.
Право на самоопределение и национальное достоинство народов этих исторических российских территорий, а также на суверенитет России в целом наша страна отстаивает третий год в рамках специальной военной операции. В условиях боевых действий, к сожалению, практически всегда возникает огромное количество острых гуманитарных вопросов, касающихся как военнослужащих, так и гражданских людей (защита жителей, оказавшихся в зоне боевых действий, поиск без вести пропавших, возвращение пленных, воссоединение разлученных семей). Институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации оказался чрезвычайно востребованным в этой ситуации, о чем свидетельствуют 68 тыс. обращений, поступивших в его адрес в 2024 году (половина от всего количества обращений). Во взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации, Минобороны России, МИД России, спецслужбами и другими государственными органами, а также с институтами гражданского общества был создан отвечающий запросу общества и принципиально новой миссии российского омбудсмена инструментарий работы в этом направлении.
О конкретных фактах преступлений, совершенных украинскими неонацистами против мирного населения России, Уполномоченный регулярно информировал Спец-докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видах обращения и наказания, Президента Международного Комитета Красного Креста (МККК), Верховного комиссара ООН по правам человека. Всего направлено более 400 обращений.
В большинстве случаев наблюдалась, мягко говоря, сдержанная, а фактически формальная реакция международных органов на эти события. Вместе с тем, как представляется, их взгляд на происходящее несколько стал меняться в 2024 году. Так, 2 февраля 2024 года Международный Суд ООН вынес решение (по процедурному вопросу) по делу "Украина против России: толкование и применение Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него"3. Украинские заявления о том, что Россия нарушила Конвенцию, "злоупотребив" ею для оправдания начала специальной военной операции, полностью отвергнуты. В итоге на рассмотрении Суда остался только один вопрос - совершала ли сама Украина геноцид в Донбассе.
Российская Федерация 18 ноября 2024 года представила в Международный Суд ООН доказательные материалы - по более чем 140 фактам целенаправленного уничтожения мирного населения Донбасса, широкомасштабной дискриминации по этническому и языковому признаку в отношении русских и русскоязычных жителей Украины, стремления киевского режима полностью стереть русский язык, русскую культуру и национальную идентичность жителей Донбасса, разрушить каноническую Украинскую православную церковь. Сегодня все мировое сообщество внимательно следит за этим судебным процессом. Преступлениям неонацистов против человечества должна быть дана соответствующая оценка.
Еще одно важное событие произошло 31 января 2024 года: Международным Судом ООН по инициированному Украиной разбирательству на основании Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (МКБФТ) были отклонены все обвинения против нашей страны, а Украине отказано в требованиях о компенсациях4.
На официальном сайте Уполномоченного создан специальный раздел "Лента нарушений прав человека, гарантированных международными актами", где сообщается о фактических данных, оказавшихся в распоряжении Уполномоченного из различных источников, в том числе от спецпредставителя МИД России и руководителя Международного общественного трибунала. Надеемся, что размещенная там информация в дальнейшем будет использована соответствующими компетентными органами.
2025 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом защитника Отечества. Это событие еще раз разворачивает наше сознание к тому, чтобы предпринять дополнительные меры по укреплению гарантий права на историческую память.
На основе Конвенции о предупреждении геноцида (1948 год) и Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (1968 год) Государственная Дума 22 марта 2023 года приняла заявление "О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов"5. Данный документ является весьма актуальным. Мы включились в обширную программу действий по продвижению основных его идей в рамках правового просвещения, а также на площадках Комиссии по правам человека СНГ, Евразийского альянса омбудсменов, Московской международной конференции по обмену лучшими практиками омбудсменов и на других дискуссионных площадках.
С учетом трансформации современных реалий нацелены на то, чтобы максимально полно содействовать реализации мер социальной поддержки участников СВО и членов их семей, жителей территорий, оказавшихся в бедственном положении в зоне боевых действий, воссоединению членов семей, поиску без вести пропавших лиц, осуществлению обменных процессов военнопленными с украинской стороной. Именно эти факторы обусловили формирование гуманитарного направления в работе Уполномоченного. Назначение уполномоченного по правам человека, думается, прежде всего состоит в том, чтобы после глубокого изучения всех обстоятельств предмета жалобы гражданина и решений органов публичной власти, прийти к социальному консенсусу и содействовать принятию справедливого решения. В одних случаях - это требование неукоснительного соблюдения закона и соответственно права человека, в других -предложения о необходимости внесения изменений или дополнений в законы, допустившие несправедливость.
***
В исторически переломный для страны и мира период оказание содействия в соблюдении и защите прав воинов и их близких - становится приоритетной правочеловеческой миссией Уполномоченного по правам человека. Как никогда, важна та система гарантий прав участников СВО, членов их семей, которая заложена законодателем, президентом. Но мало ее продекларировать, она должна доходить до каждого нуждающегося в ней. Свой вклад в обеспечение социальной защиты воинов Отечества и их близких внесли и мы - уполномоченные по правам человека. Благодаря нашему содействию сотни людей получили меры социальной поддержки.
Наряду с этим мы оказывали помощь в поиске без вести пропавших участников СВО, содействовали обменным процессам в тесном взаимодействии с Минобороны России и органами безопасности, решали другие вопросы, возникающие в условиях СВО - более 40 тыс. заявителей получили известия о своих близких родственниках.
По этим направлениям нашей деятельности были отстроены отношения с Международным Комитетом Красного Креста. Поддерживаем гуманитарный канал общения с украинской стороной, находимся в диалоге с уполномоченным по правам человека Верховной Рады Украины.
В условиях вероломной агрессии киевского режима на российские регионы у нас появилась новая категория граждан - эвакуированные и жители приграничных регионов, которые попали в трудную жизненную ситуацию и нуждались в нашей особой заботе и внимании. Эти люди обращаются к нам со своей бедой по самому широкому спектру вопросов: эвакуации близких из приграничных районов, пострадавших от вторжения и бомбежек украинских неонацистов, поиск без вести пропавших родственников и близких, содействия в получении гуманитарной и медицинской помощи, в решении жилищного вопроса и оформления документов. Совместно с Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев выезжаем в пункты временного размещения - следим за соблюдением прав граждан, эвакуированных из зон боевых действий в различные регионы России.
В ушедшем году мы задействовали все возможные силы и средства, в том числе привлекая украинскую сторону, для поиска и возвращения без вести пропавших жителей Курской области, вывезенных украинскими военнослужащими. В наш адрес поступила тысяча обращений от родных и близких, которые ищут своих родственников.
К концу года нам удалось вернуть 46 жителей Курской области, оказавшихся в Сумской области. В результате переговоров с украинской стороной, с Международным Комитетом Красного Креста и нашей Общероссийской общественной организацией "Российский Красный Крест", во взаимодействии с Минобороны России и нашими спецслужбами, при посредничестве белорусской стороны, удалось организовать выезд бригады неотложной медицинской помощи для перевозки лежачих больных, а также создать условия для перевозки 12 детей, в том числе двоих новорожденных, организовать для них питание, одежду. Эта гуманитарная миссия стала возможной благодаря интеграции усилий органов власти нескольких государств, международных и отечественных гражданских гуманитарных организаций: для проявления милосердия и помощи людям, попавшим в беду, границы не существуют.
Продолжали работу по воссоединению семей. В конце прошлого года мы приняли из Украины 91-летнюю женщину из Черкасской области, нуждающуюся в постоянном уходе. Сын обратился к нам за помощью перевезти маму в Россию, где он сможет за ней ухаживать. Совместно с украинским омбудсменом и Международным Комитетом Красного Креста организовали ее транспортировку до границы с Белоруссией и дальше домой, в Россию.
Особой сферой заботы Уполномоченного в 2024 году стала защита прав социально уязвимых категорий граждан, прежде всего в связи с необходимостью улучшения условий содержания в учреждениях социального обслуживания для людей с ограниченными возможностями, в числе которых - инвалиды и одинокие пожилые граждане, лица, страдающие психическими заболеваниями. Впервые в 2024 году уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации, уполномоченные по правам ребенка становятся субъектами защиты прав человека в учреждениях для людей, страдающих психическими заболеваниями. И это не просто право уполномоченных по правам человека, но императив - в части контроля условий пребывания и содержания этой категории граждан. Возбужденные по нашими обращениям дела в отношении некоторых таких учреждений и прокурорские представления дают дополнительный импульс повышения эффективности нашей работы в этом направлении. Выделяемые в рамках государственного бюджета средства позволяют провести капитальный ремонт ветхих строений и капитальное строительство новых объектов, значительно улучшить условия пребывания в них людей, а значит повысить градус социальной справедливости к данной особо уязвимой категории граждан.
***
По-прежнему актуальным направлением правозащитной миссии Уполномоченного остается защита традиционных прав граждан в социальной, медицинской, жилищной областях. Снижение остроты поступивших обращений по этому направлению свидетельствует о том, что государство движется в верном направлении и проблемные вопросы решаются. Так, государственная поддержка развития рынка жилищного строительства и ипотеки позволила в 2024 году улучшить жилищные условия более 4 млн семей6.
Справедливо и то, что в рамках действующих национальных проектов созданы специальные льготные программы, учитывающие потребности наиболее нуждающихся категорий граждан и населения. При этом государственный инструментарий по решению "жилищного вопроса" весьма многообразен и включает в себя такие виды, как ипотека для молодых семей, IT-ипотека, сельская ипотека для молодых специалистов и другие формы поддержки.
Принцип справедливости в жилищной сфере срабатывает и тогда, когда государство помогает гражданину, оказавшемуся буквально "на улице" в результате чрезвычайной ситуации. Так, в мой адрес обратились жители Белгородской области, пострадавшие в результате обстрела и бомбежек украинских боевиков, с просьбой о включении их сел в перечень населенных пунктов с ограниченным въездом. Такое решение во взаимодействии с Губернатором Белгородской области позволило гражданам реализовать право на компенсацию за утраченное жилье без дополнительных экспертиз и административных процедур.
В настоящее время жители Курской области и других приграничных российских регионов, пострадавшие в результате вооруженной агрессии киевского режима, получают жилищные сертификаты, позволяющие приобрести жилье.
Уполномоченный и сотрудники рабочего аппарата приняли непосредственное участие в решении гуманитарных вопросов, связанных с эвакуацией из подтопленных районов населения при наводнении в Оренбургской области, их перемещением в пункты временного размещения, в сборе гуманитарной помощи.
Особое внимание мы уделяли вопросам охраны здоровья. Провели ряд крупных мероприятий, посвященных охране здоровья и оказанию медицинской помощи, в их числе: VIII Московская международная научнопрактическая конференция "Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками" на тему: "Актуальные вопросы защиты прав человека на охрану здоровья".
О важности обсуждения имеющихся вопросов в сфере здравоохранения и высокой востребованности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, их чуткости и неравнодушии к человеческим судьбам при решении проблем на местах - было отмечено в приветствии Президента России В.В. Путина на открытии заседания Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека, посвященного праву граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
***
2024 год подтвердил удивительную закономерность: результаты опроса общественного мнения показывают, что в рейтинге прав граждане определяют для себя право на качественное и доступное здравоохранение одним из самых важных. При этом к Уполномоченному по правам человека больше всего поступает обращений от участников уголовного процесса, связанных с расследованием преступлений и отправлением правосудия, от потерпевших, которые считают, что им незаконно, необоснованно и несправедливо отказали в возбуждении уголовного дела. Это может свидетельствовать о том, что существующая в настоящее время модель уголовного процесса, в частности, предусмотренная им стадия возбуждения уголовного дела, нуждаются в совершенствовании.
Сегодня уголовно-процессуальный порядок таков, что срок принятия решения о возбуждении уголовного дела после поступления заявления о совершении преступления продлен до 30 суток, до этого времени потерпевший не является стороной уголовного процесса и фактически лишается права на доступ к правосудию, особенно в тех случаях, когда принимается решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
Потерпевшие считают такой процессуальный порядок несправедливым, а ежегодно увеличивающийся поток обращений к Уполномоченному от потерпевших на отказ в возбуждении уголовного дела свидетельствует о том, что данная проблема системная и требует комплексного подхода. Только по моим ходатайствам отменено более 300 постановлений об отказах в возбуждении уголовного дела. Как ученый-процессуалист и Уполномоченный по правам человека, который видит, что у жертвы преступления нет доступа к правосудию, выступаю за незамедлительное начало процесса, особенно по тяжким очевидным преступлениям, чтобы не терять время на сбор доказательств и не утратить их - так, как это было в уставе Уголовного судопроизводства 1864 года, 160-летие принятия этого прогрессивного законодательного акта Российской империи мы отметили в 2024 году.
Мы полагаем, что все проблемы, озвученные в обращениях от участников уголовного процесса, нужно рассматривать с фундаментальных позиций - критерия соразмерности между совершенным деянием и справедливостью воздаяния, правами и обязанностями участников уголовного процесса, объемом причиненного вреда потерпевшему и размером его возмещения. Критерием истины (нормы закона) здесь вновь выступает справедливость.
Именно с помощью категории справедливости разрешаются уголовно-процессуальные коллизии, когда в одних случаях невиновный в преступлении оказывается жертвой формально законных мер уголовно-процессуального принуждения: задержания или заключения под стражу, а в других, когда потерпевший не признан таковым в рамках действующего процессуального закона, в связи с невозбуждением уголовного дела.
Поэтому предлагаю закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации справедливость как основополагающий принцип деятельности всех органов, занимающихся расследованием, дознанием и отправлением правосудия. Более того, полагаю, что постановка такого вопроса актуальна для всего государственного аппарата в целом.
Прошедший год отмечен также публичным освещением судейским сообществом проблем, связанных с отправлением правосудия. Поступающие в аппарат Уполномоченного жалобы касаются применения мер пресечения в виде заключения под стражу, в том числе в отношении граждан, совершивших не тяжкие виды преступлений. В этой связи положительно оцениваю принятый в первом чтении в Государственной Думе законопроект, направленный на ограничение применения меры пресечения в виде заключения под стражу к подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений ненасильственного характера, женщинам, имеющим малолетних детей.
Актуальной в прошедшем году, судя по обращениям граждан, оставалась проблема условий пребывания граждан в местах принудительного содержания. Это касается не только учреждений уголовно-исполнительной системы, но и так называемых мест временного содержания - изоляторов временного содержания, центров по содержанию иностранных граждан, центров по содержанию административно задержанных и других. Люди должны дышать свежим воздухом, иметь оборудованные спальные места, лечиться так, чтобы человеческое достоинство было соблюдено.
***
В особой поддержке нуждаются права человека в условиях стремительной информатизации современного мира. Как и любое прогрессивное достижение человечества, цифровизация имеет свои достоинства и недостатки: с одной стороны, упрощает механизмы реализации традиционных прав, расширяет возможности в сфере защиты прав и свобод, а с другой - порождает новые риски и угрозы для прав человека.
Все более острой становится проблема безопасности персональных данных, нередко взламываются личные кабинеты на сервисе Госуслуг, и в результате личная информация граждан становится доступной для мошенников, распространяются дип-фейк-атаки. Фиксируется беспрецедентный рост киберпосягательств в сети Интернет, в числе которых: распространение вредоносных программ и кибератак; взлом паролей и личных аккаунтов, персональных цифровых профилей граждан; распространение дипфейков (нейросетевых подделок); кибермошенничество и кража номеров банковских карт и счетов; деструктивный контент, содержащий материалы экстремистского характера, возбуждающие межнациональную и межрелигиозную вражду, незаконное распространение персональных данных миллионов граждан. Эта проблема актуальна как в мире, так и в России.
В то же время цифровизация является фактором, формирующим новое поколение "цифровых" прав или, как их еще называют, "киберправа". Нам еще только предстоит осмыслить и сформулировать понятие, содержание, способы реализации и защиты цифровых прав.
В этой связи для нас очень символично, что в День прав человека 10 декабря 2024 года на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Президент России В.В. Путин концептуально поддержал идею создания Цифрового кодекса Российской Федерации.
Присоединяемся к позиции Президента и считаем, что кодификация, выработка цифрового глоссария, единых подходов к цифровым правам и их правовая регламентация становятся фундаментальным каркасом всей системы защиты прав человека в цифровом обществе. Необходимо формировать культуру охраны персональных данных, цифровую гигиену. Для этого требуется развитие комплексной системы мер по информированию граждан в этой сфере.
Данный вопрос был одним из центральных на заседании Комиссии по правам человека СНГ в октябре 2024 года, в ходе которого обсуждали вопрос о мерах по противодействию деструктивному контенту в сети Интернет. Цифровизация не только как преимущество, но и как вызов была главной темой дискуссии последнего заседания Евразийского Альянса Омбудсменов.
Задачей сегодняшнего дня является обеспечение контроля за искусственным интеллектом, с помощью которого выносятся решения, затрагивающие права граждан.
Все еще актуальной остается проблема, связанная с "цифровым неравенством". По-прежнему у многих жителей сельских и труднодоступных территорий сложности с доступом к интернету, люди с ограниченными возможностями испытывают трудности доступа к социально значимым онлайн-услугам. На этот вопрос мы неоднократно обращали внимание на крупных международных форумах, специально заострили на нем внимание в ходе проведения Координационного совета Уполномоченных по правам человека, проведенного в мае 2024 года в Республике Дагестан.
В 2025 году стартует Федеральная государственная информационная система уполномоченных по правам человека (ФГИС УПЧ), которая создана в рамках проекта "Цифровая экономика России". Она обеспечит автоматизацию процесса приема и анализа обращений граждан, онлайн-кон-сультации, а также объединит информационные системы уполномоченных по правам человека.
***
В новых политико-правовых условиях изменяется миссия Уполномоченного в международных отношениях. В отличие от коллективного Запада мы продолжаем придерживаться принципов и фундаментальных правозащитных основ, заложенных в тексте базовых международных документов в области прав человека - Всеобщей декларации прав человека и международных пактов по правам человека, которые, по нашему мнению, должны оставаться фундаментом международной системы защиты прав человека.
В новой реальности многополярного мира институт Уполномоченного также активно реализует интеграционную миссию, являясь международной площадкой для конструктивного межгосударственного диалога, наднационального договорного института с целью достижения межнационального социального консенсуса в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. В 2024 году такими площадками были Комиссия по правам человека СНГ, Евразийский Альянс Омбудсменов (ЕАО). Работали с Европейским Институтом Омбудсменов (ЕИО). Установили контакты и подписали двусторонние соглашения, меморандумы о взаимодействии с рядом африканских и азиатских стран.
Пока одни страны пытаются навязать нам ложные ценности и установки, мы развиваем конструктивные взаимоотношения, правозащитные связи с теми, кто готов слышать и работать сообща. В 2024 году в Доме прав человека впервые состоялась встреча с омбудсменами и представителями национальных правозащитных институтов стран БРИКС - Бразилии, Ирана, Эфиопии, а также стран, подавших заявки на вступление в эту авторитетную организацию, - Венесуэлы, Зимбабве, Конго, Малайзии, Нигерии и Сьерра-Леоне. Приняли совместную декларацию: национальные правозащитные институты БРИКС признали общность подходов в вопросах развития и совершенствования международных механизмов защиты прав и свобод человека.
В ходе обмена мнениями с зарубежными коллегами, опытом взаимодействия с международными организациями формируются основы будущей архитектуры правочеловеческих отношений.
В этой миссии, опираясь на подходы формирования системы многополярного мира, обозначенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, мы предложили руководствоваться следующими принципами построения новой международной архитектуры защиты прав человека: обеспечение политической нейтральности правозащитной деятельности и перестройки существующих универсальных механизмов защиты прав человека; безбарьерная правозащитная среда; разнообразие правозащитных механизмов; равноправие и взаимное уважение интересов государств-участников международных правозащитных организаций; максимальное представительство и коллективное решение наиболее значимых вопросов; развитие международной региональной правозащитной системы; расширение практики двустороннего международного сотрудничества в защите прав человека.
Миссия Уполномоченного по запросу граждан о помощи и справедливости - это напоминание о том, что все мы - жители одной планеты, и у каждого есть право на счастливую и безопасную жизнь в дружной семье народов мира.
***
2025 год в СНГ объявлен Годом мира и единства в борьбе с нацизмом. Это год Победы советского народа в Великой Отечественной войне - нашей общей Победы всех народов СССР над фашизмом. В меняющихся геополитических условиях борьба с неонацизмом и миротворчество являются важными направлениями правозащитной работы. От нашей настойчивости и принципиальности в противостоянии радикальному национализму, ксенофобии, религиозной ненависти и неонацизму, без преувеличения, зависит будущее планеты.
Принятая по итогам Второй мировой войны Декларация прав и свобод человека стала не только юридическим документом, отражающим консенсус людей всех частей земного шара о том, какой стандарт прав человека должен быть гарантирован всем, но и мощным морально-нравственным маяком, вдохновляющим миллионы людей по всему миру бороться за свои права и свободы.
Однако недружественные западные государства в своем бессильном противоборстве с Россией, как одним из ведущих государств мира, пытаются вернуть себе мировое господство, продолжают навязывать миру свои надуманные нелегитимные правила и свое исключительное субъективное понимание прав человека.
В отличие от западного ценностного фундамента Россия сильна не только безоговорочным следованием основополагающим принципам и нормам международного права, но и признанием того, что в структуре традиционных духовно-нравственных ценностей права и свободы человека играют особую роль, представляя собой наивысшую ценность, без императивного признания и защиты которой в современном обществе человек не может реализовать свои основные права на жизнь, здоровье, медицинскую помощь, здоровую семью, созидательный труд, в конечном итоге выполнить свою миссию на Земле.
***
Доклад состоит из вступительного слова, 11 глав, объединяющих 40 параграфов. Предметом дополнительного анализа стала работа по защите прав граждан без определенного места жительства, по соблюдению прав человека в условиях цифровизации общества, по обеспечению прав граждан посредством подачи административных исков. Традиционно Доклад завершается рекомендациями и предложениями, адресованными органам государственной власти в целях повышения гарантий соблюдения и защиты прав граждан. Предлагаемые меры направлены на совершенствование законодательства и правоприменительной практики в новых условиях.
Новеллой Доклада по сравнению с предыдущими является снабжение его QR-кодами (двумерными штрих-кодами), сканируя которые читатель получает доступ к документам, на которые идет ссылка в докладе (законам, заявлениям, видеосюжетам и др).
В заключение хотела бы поблагодарить сотрудников Аппарата Уполномоченного за добросовестную работу, активную вовлеченность в решение проблем граждан, слаженную командную работу коллектива и высокий уровень профессионализма.
Выражаю слова благодарности членам Экспертного совета при Уполномоченном, моим коллегам по миссии - региональным уполномоченным в субъектах Российской Федерации, представителям гражданского общества, государственных и общественных организаций, оказавшим содействие в подготовке настоящего Доклада.
Всесторонняя оценка ситуации с правами человека в стране невозможна без изучения общественного мнения. В этих целях на протяжении многих лет при оценке правозащитной ситуации в стране Уполномоченный опирается на результаты социологических исследований, проводимых Фондом "Общественное мнение" (ФОМ) и другими организациями.
Одним из ключевых показателей ситуации с правами человека является мнение граждан о соблюдении прав и свобод в стране.
С 2022 года удельный вес граждан, убежденных, что права человека в России соблюдаются, превалирует над долей респондентов, негативно оценивающих уровень соблюдения прав человека в России. Эта тенденция сохраняется и в 2024 году.
При этом при неизменно высокой доле граждан, убежденных, что права человека в России соблюдаются (52%), по сравнению с предыдущим годом доля опрошенных, отрицательно оценивающих соблюдение прав человека в России, несколько снизилась (с 36% до 34%).
Такая динамика обусловлена работой по укреплению гарантий прав граждан, которая ведется государством по дальнейшему повышению качества жизни россиян, включая снижение бедности, поддержку семей с детьми, молодежи, развитие гарантий в области здравоохранения, образования, жилищного обеспечения, трудоустройства, повышение продолжительности жизни, обеспечение экологического благополучия.
Реализация этих задач стартовала в 2024 году и будет продолжена в последующие годы в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации о национальных целях развития России и 19 новых национальных проектов, разработанных Правительством Российской Федерации.
В 2024 году рейтинг прав и свобод, наиболее значимых для граждан, не претерпел существенных изменений. Как и в предыдущие годы, респонденты отдают предпочтение обеспечению права на личную и имущественную безопасность, социальным и экономическим правам. По оценкам экспертов, это свидетельствует не только об обеспокоенности граждан уровнем соблюдения указанных прав, но и о восприятии этих прав населением как наиболее уязвимых - тех, гарантии которых могут в любой момент деградировать.
Приоритет социальных прав в представленном рейтинге соотносится с оценками, которые давали респонденты программным положениям послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в феврале 2024 г. - в числе особенно важных для себя респонденты отмечали те из них, которые касались поддержки семьи, повышения зарплат, пенсий, уровня жизни людей, заботы об отдельных группах населения.
Первое место в рейтинге заняло право на бесплатную медицинскую помощь. Его в качестве наиболее важного указали 73% респондентов. Несмотря на то, что это право на протяжении многих лет сохраняет лидерство в рейтинге, в этом году коэффициент его значимости несколько снизился (на 3 процентных пункта), что может свидетельствовать о результативности 6-летней реализации национального проекта "Здравоохранение". В 2024 году охрана здоровья стала ключевой темой Международной научно-практической конференции "Проблемы защиты прав человека: обмен лучшими практиками омбудсменов" (октябрь) и Всероссийского координационного совета уполномоченных по правам человека (ноябрь). Участники этих мероприятий отмечали, что, несмотря на ряд сохраняющихся проблем, в нашей стране создан прочный каркас законодательных гарантий соблюдения и защиты указанного права.
Второе место в рейтинге сохраняет право на бесплатное образование. Коэффициент его востребованности также снизился (на 6 процентных пунктов). Эта тенденция соотносится со снижением количества обращений о реализации права на образование, которые поступают в адрес Уполномоченного, что свидетельствует об определенных успехах государства в этой сфере. Опросы показывают рост востребованности среднего профессионального образования (в 2022 году 25% респондентов указывали, что их ребенок после окончания школы продолжит обучение в среднем учебном заведении, в 2024 году - 29%), высокую степень удовлетворенности студентов вузов образовательным процессом (80% удовлетворены учебным процессом, 77% довольны инфраструктурой вузов). Среди тревожных тенденций - снижение доли граждан, которые убеждены, что образование в государственных школах лучше, чем в частных (за 10 лет - на 7 процентных пунктов) и увеличение тех, кто придерживается противоположной позиции (на 5 процентных пунктов).
Примечательно, что альтернативный рейтинг наиболее значимых прав, составленный по результатам социологических опросов Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, также продемонстрировал первостепенную значимость для граждан прав на бесплатное образование и на бесплатную медицинскую помощь. Это позволяет сделать вывод о запросе общества на их развитие в качестве одного из приоритетов социальной политики государства.
Среди других социальных прав, занявших верхние строчки в рейтинге ФОМ, - право на жилище и его справедливую оплату. Это единственное социальное право в указанном рейтинге, коэффициент значимости которого повысился (на 2 процентных пункта). Такая динамика может быть связана с целым комплексом факторов - угрозой повреждения или утраты жилья на приграничных территориях из-за обстрелов ВСУ, общей тенденцией подорожания аренды жилых помещений, трудностями при обеспечении жильем отдельных категорий граждан. Государство проводит большую работу, направленную на укрепление гарантий жилищных прав. Как следует из социологического опроса, граждане ожидают, что она будет наращиваться и далее.
Высокое место в рейтинге наиболее значимых прав и свобод продемонстрировало право на социальное обеспечение. Но коэффициент его востребованности снизился на 3 процентных пункта, что указывает на снижение обеспокоенности населения уровнем обеспеченности указанного права. Снижается и количество жалоб по вопросам социального обеспечения, поступающих к Уполномоченному. Это сочетается с тенденцией роста денежных доходов населения страны и укрепления законодательных гарантий прав наименее защищенных категорий граждан, включая долгожданное возвращение по поручению Президента Российской Федерации индексации пенсий работающим пенсионерам. Однако здесь, по мнению граждан, сохраняются значительные "зоны роста". Так, 69% респондентов отмечают, что пожилым людям в российском обществе должно уделяться более пристальное внимание.
Каждый третий респондент в числе значимых указывает право на труд и его справедливую оплату. Коэффициент востребованности этого права в 2024 году также продемонстрировал снижение - на 6 процентных пунктов (с 37% до 31%). Обращений к Уполномоченному о защите трудовых прав также становится меньше. Это ожидаемая тенденция в условиях повышения МРОТ, достижения в нашей стране рекордно низкого уровня безработицы, снижения суммарной задолженности работодателей по оплате труда. Среди тревожных показателей, которые проявляются в ходе анализа результатов социологических исследований, - по-прежнему недостаточно высокий уровень востребованности рабочих профессий (29% респондентов указывают, что не выбрали бы работу в промышленности), низкие показатели работы по специальности среди граждан, окончивших высшие или средние специальные учебные заведения (только 21% опрошенных указали, что после обучения работают по специальности).
Гражданские (личные) права, которые граждане отмечают в числе наиболее значимых, преимущественно связаны с безопасностью: личная свобода и неприкосновенность (53%), неприкосновенность собственности и жилища (33%), право на личную и семейную тайну (24%). Эта особенность проявилась и в альтернативном рейтинге прав и свобод Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, где третье место заняло право на жизнь.
Такая тенденция объясняется обеспокоенностью граждан угрозами, которые проявляются как в физическом мире (провокации ВСУ в приграничных регионах, рост числа преступлений, совершенных нелегальными мигрантами), так и в цифровом пространстве (рост объема утечек персональных данных).
Социологические исследования показывают, что уровень доверия в российском обществе к судебным и правоохранительным органам высок (в 2024 году доверие к полиции выразили 62% опрошенных, доверие к судебной системе - 58% опрошенных). Однако более детальный анализ позволяет говорить о некоторых тревожных тенденциях. Так, в сравнении с предыдущим годом доля респондентов, доверяющих полиции, несколько снизилась (на 4 процентных пункта), одновременно увеличился удельный вес опрошенных, занимающих противоположную позицию (на 5 процентных пунктов). Люди, критически настроенные к работе судов, чаще встречались среди респондентов, которые лично сталкивались с судопроизводством. Эти показатели сигнализируют, что в работе судебных и правоохранительных органов еще сохраняются "зоны роста". Конкретные предложения в этой связи представлены в профильных параграфах настоящего Доклада.
Наименьший коэффициент значимости продемонстрировали политические права - свобода слова, право на участие в управлении обществом и государством, свобода собраний, право на обращение, свобода создания и деятельности объединений. Среди обращений, поступающих к Уполномоченному, жалобы по вопросам соблюдения и защиты политических прав также демонстрируют небольшой удельный вес. Это свидетельствует об удовлетворенности граждан объемом их гарантий либо об отсутствии большой заинтересованности в их реализации.
Представленный рейтинг дополняют результаты опросов о факторах, влияющих на реализацию и защиту прав и свобод, которые вызывают обеспокоенность граждан.
Среди внешних факторов примерно каждый третий обеспокоен из-за угрозы массовых эпидемий, столько же - из-за угрозы нападения на Россию других государств. Вместе с тем в противодействие внешним факторам граждане выражают доверие государству: большинство высоко оценивают внешнюю политику России, поддерживают проведение специальной военной операции и убеждены, что каждый россиянин должен вносить посильный вклад в достижение ее целей.
Эти позиции соотносятся с усилением внимания государства к внешнеполитической сфере: в 2023-2024 годах утверждена Концепция внешней политики Российской Федерации, Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания.
В перспективе граждане ожидают в этой сфере, что государство добьется отмены западных санкций, обеспечит мирное сосуществование с другими странами, отстоит независимость и суверенитет.
Среди внутренних факторов в условиях цифрового бума повышается обеспокоенность соблюдением и защитой прав в условиях внедрения новых информационных технологий. Опросы показывают: россияне активно пользуются цифровыми "благами": с той или иной периодичностью к электронным услугам прибегают 8 из 10 граждан (81%). При этом преобладающее большинство (68%) опасаются за сохранность в киберпространстве личной информации - таких как данные банковского счета, пароли от почты или социальных сетей.
В числе недостатков работы органов публичной власти особое беспокойство граждан вызывает коррупция. По мнению 61% респондентов, уровень коррупции в стране остается высоким, однако 41% полагают, что его удастся снизить в ближайшие годы. Большинство опрошенных считают, что государство хочет, но не может успешно бороться с коррупцией (29%). Чуть меньшее количество граждан убеждено, что государство хочет и может противодействовать коррупции (28%). Несмотря на то, что преобладающая часть опрошенных не верит в возможность преодолеть коррупцию в России (47%), многие рассчитывают на снижение ее уровня в ближайшие годы (41%).
Значительная обеспокоенность респондентов связана с экологической ситуацией в России - ростом количества мусора и бытовых отходов, свалок (61%), загрязнением водоемов (51%), вырубкой лесов (38%), загрязнением воздуха (35%). Каждый второй опрошенный указывает, что причина проблем в этой сфере - низкий уровень экологической ответственности населения, каждый третий отмечает недостаточную заинтересованность государственных органов в улучшении экологической обстановки и нехватку контроля за соблюдением экологических норм.
Каждый третий из респондентов выражает обеспокоенность угрозой повышения цен, обнищания людей. Значительное число опрошенных (53%) ощущают, что за последние 5 лет в стране увеличился уровень социального неравенства, в первую очередь разрыв в уровне жизни и доходов. По мнению 76% респондентов, главной причиной такой тенденции является то, что различия в социальном положении и статусе передаются от родителей к детям - иными словами, социальные лифты сегодня функционируют недостаточно эффективно. Сохраняющуюся остроту проблемы бедности признал в своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации. Государство интенсивно работает над ее решением. В 2024 году упрощен порядок оказания малоимущим социальной помощи, введен "налог для богатых" - повышенная ставка НДФЛ для граждан, которые получают доход 5 млн рублей и выше. Разработаны новые национальные проекты, направленные на повышение качества жизни, снижение бедности и регулировку социальных лифтов - "Продолжительная и активная жизнь", "Семья", "Молодежь России".
Отдельные внутренние факторы, сказывающиеся на соблюдении прав и вызывающие беспокойство населения, связаны с безопасностью личности и охраной правопорядка (распространение телефонного мошенничества, бытовое насилие). По оценкам граждан, безопасность ставится сегодня под угрозу в связи с недоработками органов исполнительной власти и правоохранительной системы, нехваткой кадров в полиции. Практика Уполномоченного подтверждает наличие недостатков в деятельности правоохранительной системы: по-прежнему существенное количество жалоб поступает по вопросам защиты прав граждан в уголовном процессе, при производстве по делам об административных правонарушениях, при исполнении уголовных наказаний.
***
Общественное мнение - один из наиболее значимых индикаторов соблюдения прав и свобод человека и гражданина. В этой связи заслуживает поддержки утверждение в 2024 году Президентом Российской Федерации обновленного перечня показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, в котором "доверие к власти", определяемое посредством исследования общественного мнения, занимает первое место. В качестве одного из составляющих в рамках указанного критерия представляется целесообразным использовать результаты социологического опроса об оценке населением степени защищенности прав и свобод жителей региона.
В Докладе о деятельности Уполномоченного за 2020 год органам государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с региональными уполномоченными по правам человека было рекомендовано на регулярной основе проводить изучение общественного мнения по вопросам соблюдения и защиты прав человека в соответствующих регионах. Эта рекомендация сохраняет актуальность. В некоторых регионах (например, в Ярославской области) она воспринята, результаты проводимых социологических исследований используются как в деятельности региональных органов государственной власти, так и уполномоченных по правам человека, в том числе при подготовке ежегодных докладов. Представляется целесообразным масштабировать этот опыт.
В 2024 году к Уполномоченному от граждан и в их интересах поступило 126 715 обращений. Это на 35% больше, чем в прошлом году. Тенденция на увеличение количества обращений сохраняется.
Как и в 2023 году, рост определили так называемые "гуманитарные обращения" - об оказании помощи участникам СВО и членам их семей, эвакуированным лицам, жителям приграничных территорий.
Из числа поступивших 1483 обращений были коллективными и 209 касалось неопределенного числа лиц. По сравнению с прошлым годом количество коллективных обращений сократилось на треть. Стало меньше поступать коллективных обращений от членов семей участников СВО, трудовых коллективов, от мигрантов.
В целом снизилось количество обращений по вопросам прав участников уголовного процесса, осужденных и эвакуированных лиц, что стало результатом системной работы государства по обеспечению гарантий их прав.
20 003 гражданам из 25 069 обратившихся по телефонам круглосуточной горячей линии были предоставлены устные юридические консультации, другие 5066 звонка - зарегистрированы как письменные, поскольку требовали дальнейшей проработки.
Среди письменных обращений 22 032 были повторными, по которым ранее уже были зарегистрированы аналогичные обращения от других лиц, из них 20 168 касались участников СВО.
Обращения поступали от граждан различных возрастов, профессий, национальности, гражданской принадлежности и по всему спектру конституционных прав.
В целом все категории заявителей можно условно разделить на три большие группы.
Обращения по вопросам оказания гуманитарной помощи в связи с проведением специальной военной операции касались просьб о содействии в розыске участников СВО, их освобождении из плена, в возвращении тел погибших, в эвакуации граждан с территории Украины. Количество таких обращений по сравнению с прошлым годом возросло.
Несколько увеличилось количество обращений по вопросам социально-экономических и культурных прав. Данное увеличение произошло за счет обращений участников СВО и членов их семей о содействии в оказании социальной помощи, в решении вопросов прохождения военной службы (отпуск, увольнение). В общем количестве обращений данной тематики учитывались также обращения заключенных и осужденных. Без этих обращений, наоборот, обращения по вопросам социально-экономических и культурных прав общегражданской направленности за последние три года демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению. В большей степени эта тенденция проявилась в сфере экономических, семейных прав, права на образование, а также социального обеспечения (3384 обращения в 2023 году и 2662 в 2024 году), трудовых (1272 обращения в 2023 году и 1032 в 2024 году). Практически не увеличилось количество обращений о праве на медицинскую помощь (1102 обращения в 2023 году и 1103 в 2024 году). Немногим больше поступило обращений и по жилищным вопросам, что с учетом масштабов задачи по обеспечению жильем жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей свидетельствует об имеющихся успехах в достижении поставленной цели.
В группе гражданских (личных) и политических прав значительное снижение обращений по вопросам свободы совести и вероисповедания, проведения публичных мероприятий, а также в сфере миграции в части получении мер поддержки, положенной гражданам, признанных беженцами (с такими просьбами в 2022 и 2023 годах поступало много обращений от граждан Украины, многие из которых в настоящее время приобрели российское гражданство).
Самый высокий удельный вес в группе процессуальных прав занимают обращения от участников уголовного процесса, но устойчивая динамика на их снижение продолжается. По нашему мнению, такая тенденция является следствием гуманизации уголовного законодательства и повышением уровня гарантий прав граждан в сфере уголовного судопроизводства. Существенно сократилось число жалоб на нарушение сроков предварительного следствия; избрание и продление сроков содержания под стражей; привлечение в качестве обвиняемого; объективности предварительного расследования. Вместе с тем увеличилось число жалоб на неправомерные действия должностных лиц правоохранительных органов, применение ими недозволенных методов расследования, на ненадлежащее проведение правоохранительными органами процессуальных проверок, длительность сроков их проведения, на отказы в возбуждении уголовного дела.
Увеличение количества обращений о защите прав человека в гражданском и административном процессе обусловлено созданием в конце 2023 года в Аппарате Управления судебной защиты и появившейся в этой связи новой возможностью граждан обращаться к Уполномоченному по вопросам пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.
На протяжении последних трех лет наблюдается тенденция снижения обращений от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, и в их интересах. Представляется, что такая тенденция обусловлена результатами работы органов государственной власти по улучшению условий содержания лиц в учреждениях УИС. Почти в 2 раза сократилось количество жалоб на условия содержания, просьб о содействии в переводе ближе к месту жительства родственников, на четверть - о направлении текстов нормативных правовых актов, о привлечении к труду. Несколько увеличилось количество обращений по вопросам медицинского обеспечения, ресоциализации, обжалования действий сотрудников УИС.
Граждане использовали различные каналы связи с Уполномоченным, наиболее активно - интернет-приемную, горячую линию и почтовые обращения.
Наибольшая доля обращений поступает через Интернет-приемную(почти половина), при этом отмечается устойчивый рост востребованности этого канала связи.
Значительную доступность граждан к Уполномоченному обеспечивает также "горячая линия" (пятая часть всех обращений).
Посредством почты к нам адресуется до 20% всех обращений. Чаще ее выбирают граждане, не имеющие возможности пользоваться другими каналами связи, например осужденные к отбыванию наказания в местах лишения свободы, граждане, не имеющие компьютерную технику.
В 2024 году Уполномоченным и сотрудниками рабочего аппарата было проведено 3724 личных приема. Из них: 263 выездных, в том числе 58 в ПВР, 65 коллективных, 334 проведено совместно с представителями других органов и организаций. Кроме того, проведены личные приемы по телефону (телефонные беседы) с более 40 тыс. заявителей, которые обращались по гуманитарным вопросам в связи с проведением СВО.
С введением в практику Уполномоченного Федеральной государственной информационной системы (ФГИС УПЧ) доступность граждан к помощи института расширится - предусмотрены онлайн-консультации и личные кабинеты заявителя.
Вместе с тем данная система не подменяет уже имеющиеся каналы поступления обращений, что оставляет актуальным ряд вопросов, не урегулированных законодательством. Так, в Федеральном законе от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" порядок рассмотрения устных обращений урегулирован с точки зрения проведения личного приема, но не определен статус жалобы, размещенной в социальных сетях, поступающей посредством "горячей линии".
Наибольшее число обращений ежегодно поступает из регионов, отличающихся большой численностью населения. Поэтому для сравнения объема обращений из субъектов Российской Федерации применятся метод расчета, основанный на отношении количества обращений к численности населения соответствующей территории. Полученное значение показывает количество обращений, поступивших к Уполномоченному, приходящихся на 10 тыс. жителей региона. Для оценки ситуации с правами человека существенное значение имеет изменение величины коэффициента интенсивности.
В 2024 году в среднем на 10 тыс. человек приходилось по 8,65 обращений всех видов (в 2023 году - 6,4), показатель зарегистрированных в качестве требующих дальнейшей проработки (письменных обращений) - 7,3, что выше чем за 2023 год (5,46).
В сравнении с 2023 годом в 6 федеральных округах интенсивность обращений уменьшилась, более всего в Южном федеральном округе (-1,67), менее всего - в Приволжском федеральном округе (-0,04). В Уральском и Дальневосточном федеральных округах показатель интенсивности увеличился (на 0,39 и 0,13 соответственно).
Выше среднего по стране (2,88) были показатели интенсивности в Центральном федеральном округе - 3,37 обращения на 10 тыс. населения (в 2023 году - 3,47) и Южном федеральном округе - 3,23 (в 2024 году - 4,81).
В субъектах Российской Федерации самый высокий коэффициент интенсивности обращений (3 и более) с его увеличением по сравнению с 2023 годом отмечен в Курской, Белгородской, Ульяновской, Магаданской областях, Приморском крае, в Республике Коми.
В 25 субъектах Российской Федерации показатель обращений был выше среднего по стране (2,88), в том числе в 3 регионах России выше среднего, но менее 3 обращений на 10 тыс. жителей.
Наименьшая интенсивность обращений (менее 1 на 10 тыс. жителей) наблюдалась в Чеченской Республике, в Чукотском автономном округе. Всего же в 60 субъектах Российской Федерации показатель обращений ниже среднего.
По итогам рассмотрения обращений во взаимодействии с государственными органами в 2024 году положительное разрешение (оказано содействие в восстановлении и реализации прав) получили 13 006 обращений граждан, в том числе 75 коллективных и 48 в отношении неопределенного круга лиц. Это выше показателей предыдущих лет.
Больше всего положительно разрешенных обращений по гуманитарным и социальным вопросам СВО. Это ожидаемая тенденция, поскольку именно такая тематика лидирует в общем количестве обращений к Уполномоченному.
В общей сложности восстановлены права и оказана помощь в реализации прав 104 446 гражданам, в том числе адресная помощь - 25 043 гражданам.
Поддержка в реализации прав неопределенному кругу лиц оказывалась преимущественно в рамках рассмотрения обращений, затрагивающих вопросы социально-экономического блока.
В ходе командировки сотрудников Аппарата в Херсонскую область на личном приеме в городе Геническе поступило обращение от директора ГКУХО "Новотроицкий комплексный центр социального обслуживания" об отключении от электроснабжения здания отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов. Вопрос разрешен положительно на месте, электроснабжение восстановлено (вх. № КЛ-89 от 29.01.2024).
В результате рассмотрения жалоб по инициативе Уполномоченного были признаны полностью или частично незаконными и отменены 784 решения государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц (постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении, прекращении уголовного дела, решения о дисциплинарных взысканиях в отношении осужденных, отказы о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании жилых помещений аварийными и др.).
С жалобой обратилась супруга осужденного А., отбывающего наказание в УФИЦ № 2 при ФКУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю. В жалобе были приведены сведения о необоснованном применении к А. мер взыскания, что может послужить препятствием в его условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Изучив представленные материалы, мы обратились в прокуратуру Приморского края. По результатам прокурорской проверки установлено, что вина А. в совершении нарушений, за которые к нему применены меры взыскания, в должной мере не подтверждается материалами проверок, в связи с чем в адрес начальника УФИЦ № 2 внесено представление, взыскания отменены (вх. № А-228 от 29.01.2024).
В 6 решениях Конституционного Суда Российской Федерации учтена правовая позиция Уполномоченного, предложения Уполномоченного учтены в 2 постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
В связи с нашими обращениями и в инициативном порядке совместно с фондами, иными некоммерческими организациями в течение года осуществлена 51 гуманитарная акция. Только в пункты временного размещения эвакуированных и переселенных лиц, в приграничные регионы, госпитали доставлено более 120 тонн гуманитарной помощи (продовольствия, детских вещей и канцтоваров, медикаментов).
Так, в апреле вместе с фондами "Планета" и "Возрождение и Надежда" собрали и доставили более 6 тонн гуманитарного груза в Оренбургскую область для эвакуированных из зон затопления граждан, размещенных в ПВР.
В августе совместно с Благотворительным фондом помощи детям имени Е.М. Примакова в Курскую область доставлено 3 тонны муки, 20 тонн консервов, 20 тонн питьевой воды, крупная партия медикаментов.
В октябре совместно с благотворительным фондом "Добровольцы Донбасса" и Уполномоченным по правам человека в Луганской Народной Республике доставили гуманитарную помощь для одной из школ и инвентарь для детской спортивной секции в г. Луганске.
В декабре нуждающимся семьям в Белгородской области было передано 20 тыс. единиц детской одежды, обуви и канцелярских принадлежностей. Акция организована совместно с Благотворительным фондом помощи детям имени Е.М. Примакова и Уполномоченным по правам человека в Белгородской области.
В числе возвращенных граждан 46 жителей Курской области, перемещенных в Украину. Эта акция осуществлена во взаимодействии с компетентными государственными органами при поддержке властей Белоруссии.
***
Характер положительно разрешенных обращений является определенным барометром состояния ситуации с правами человека, показывает государственным органам, где они не дорабатывают, какие права граждан чаще всего нарушаются.
* Обращения участников СВО и членов их семей социально-экономической тематики чаще всего удовлетворялись по вопросам социальных выплат и оказания медицинской помощи. Командованием воинских частей допускались также отступления от установленного порядка расторжения контрактов, перевода и предоставления отпуска военнослужащим.
* В сфере защиты жилищных прав чаще всего устранялись нарушения по вопросам предоставления жилых помещений льготным категориям граждан, оплаты за жилье и коммунальные услуги, расселения аварийного жилья, содержания и эксплуатации жилищного фонда, предоставления жилых помещений по договору социального найма. Большинство недостатков были связаны с несоблюдением жилищного законодательства, однако имели место и системные проблемы, обусловленные недостаточным финансированием мероприятий по обеспечению жильем, нехваткой жилого фонда для исполнения государством своих обязательств, пробелами законодательства.
* В секторе социального обеспечения значительная часть подтвержденных нарушений касалась оформления и осуществления пенсионных выплат. Недостатки выявлялись по установлению трудового стажа для определения размера начисляемых пенсий, при досрочном назначении пенсий. Результаты рассмотрения обращений свидетельствуют о сохранении здесь целого ряда острых проблем, в том числе связанных с назначением пенсий жителям ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.
* По результатам рассмотрения обращений по поводу права на охрану здоровья и медицинскую помощь больше всего нарушений прав было подтверждено по вопросам доступности и качества медицинской помощи, лекарственного обеспечения. Злободневность этих тем сохраняется на протяжении нескольких лет, что подтверждает правильность избранного сегодня системного подхода по устранению имеющихся недостатков в системе здравоохранения.
* Адресная помощь в сфере семейных отношений оказана по вопросам исполнения алиментных обязательств, выплат пособий по беременности и при рождении ребенка, опеки и попечительства, использования материнского капитала, защиты прав и законных интересов детей. Полагаем, что позитивную роль в преодолении имеющихся здесь проблем сыграет реализация Указа Президента Российской Федерации по поддержке многодетных семей.
* В области образования гражданам оказана помощь по вопросам зачисления ребенка в школу, строительства новых школ и детских садов, поступления в колледжи и вузы, обеспечения доступности образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, разрешения конфликтных ситуаций между учащимися и администрациями образовательных организаций.
* Подтвержденные жалобы по вопросам трудовых прав касались вопросов невыплаты заработной платы, увольнения, трудоустройства, охраны и условий труда. Такое положение дел свидетельствует о необходимости дальнейшего наращивания усилий по решению системных проблем в этой сфере.
* В сфере уголовного процесса, как свидетельствуют удовлетворенные жалобы, распространены нарушения в ходе доследственных проверок, при принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного следствия и прекращении уголовных дел. Подобная статистика наблюдалась и в предыдущие годы, что свидетельствует о системности имеющихся здесь проблем.
* При рассмотрении обращений из мест принудительного содержания в большинстве случаев подтверждались нарушения, связанные с переводом осужденных для отбывания наказания ближе к месту жительства родственников, с обеспечением условий в соответствующих учреждениях, оказанием медицинской помощи. Права заявителей были восстановлены - однако частый характер таких нарушений, который прослеживается в практике Уполномоченного не первый год, позволяет поставить вопрос о необходимости дальнейшего совершенствования законодательства и правоприменения в этой сфере.
* Нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях чаще всего подтверждались при рассмотрении жалоб на исполнение судебных решений, постановлений о привлечении к административному наказанию. Указанные нарушения в основном носили правоприменительный характер и были обусловлены недостатками в работе соответствующих должностных лиц, однако проявлялись и системные проблемы, связанные с обеспечением состязательности при производстве по делам об административных правонарушениях, исчислением сроков обжалования постановления по делам об административных правонарушениях, отсутствием порядка обжалования постановлений об избрании меры обеспечения по указанной категории дел.
* При реализации гражданами права на обращение в органы публичной власти выявленные нарушения в основном выражались в бездействии компетентных органов при поступлении в их адрес обращений, в формализме ответов, несоблюдении процедуры их рассмотрения, препятствиях в записи на личный прием. Наряду с недостатками в работе должностных лиц к нарушениям прав приводили и системные проблемы, связанные с недостаточным регулированием подачи обращений в электронной форме, отсутствием в законодательстве детальных норм о порядке информирования о личных приемах.
* Российские граждане за рубежом получили содействие в возвращении на Родину, воссоединении семей, оказании помощи по уголовным делам, а также в рамках гражданских и административных процессов, проходящих на территории иностранных государств, проверке условий отбывания уголовного наказания. Сквозной причиной нарушений в этой сфере остается русофобия, для противодействия которой необходимо не только реагирование на конкретные сигналы о нарушениях, но также продвижение прав и законных интересов российских соотечественников на международных площадках.
* В области защиты права граждан на благоприятную окружающую среду выявлялись факты несоблюдения требований санитарно-эпидемиологического, природоохранного, градостроительного законодательства со стороны должностных лиц органов публичной власти и хозяйствующих субъектов, нарушения законодательства об обращении с твердыми бытовыми отходами.
* Жалобы по вопросам защиты права собственности на землю, по итогам рассмотрения которых удалось восстановить права заявителей, касались частных правовых земельных споров, предоставления земельных участков, их изъятия. Выявленные нарушения были преимущественно связаны с недостатками в деятельности конкретных должностных лиц.
Анализ удовлетворенных жалоб позволяет сделать вывод о ряде общих проблем в работе государственных органов, которые приводят к нарушению прав граждан.
Часто причиной этих проблем является недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за первичное рассмотрение обращений и документов. Также порой законность подменяется практической целесообразностью.
Нередко излишняя бюрократизация и формализация в работе государственных органов приводит к задержкам в принятии решений даже по самым простым вопросам. К сожалению, в работе чиновников зачастую не хватает милосердия, справедливости, желания помочь людям. Но должная ответственность за несвоевременное и некачественное рассмотрение заявлений и жалоб граждан наступает не всегда.
В правовом регулировании имеются пробелы и противоречия, которые препятствуют реализации прав граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
По итогам рассмотрения обращений в адрес органов публичной власти внесено 166 заключений, предложений и рекомендаций в целях устранения причин и условий, способствующих нарушению прав граждан, совершенствования правового регулирования соответствующих секторов общественных отношений, 56 предложений - по вопросам изменений в действующее законодательство о правах и свободах граждан. Предложения Уполномоченного учтены в 40 нормативных правовых актах, принятых в 2024 году, в том числе в 22 федеральных законах.
Основываясь на результатах рассмотрения жалоб граждан и с учетом актуальных потребностей общества, корректировали и правовое просвещение. Реализовано 25 просветительских проектов, в том числе - "Президент Российской Федерации - гарант прав и свобод человека и гражданина", Семейный правовой форум-фестиваль "Моя семья - наши права", "Правовой лекторий для жителей ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей".
***
С учетом достигнутых результатов в работе по обращениям граждан мы намерены внести определенные коррективы в свою правозащитную практику с целью повышения ее эффективности.
Приоритетом будет оставаться наращивание усилий по оказанию содействия в реализации прав участников СВО и их семей.
Планируем повысить свой вклад в устранение причин, порождающих жалобы. В этой связи расширим практику подготовки и направления предложений и заключений в государственные органы по результатам рассмотрения обращений граждан, активнее будем использовать инструменты подачи административных исков, предложений по улучшению законодательства и подготовки тематических докладов.
В работе с обращениями граждан будем укреплять взаимодействие с государственными органами и институтами гражданского общества, занимающимися вопросами защиты прав граждан. Предполагаем расширять практику совместных личных приемов граждан, проверок по жалобам и проведения мониторингов правозащитной ситуации, обсуждения актуальных проблем в области прав человека.
Продолжим координирующую и методическую роль института по отношению к уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации, особенно на приграничных территориях.
Намечены пути укрепления коммуникаций с зарубежными омбудсменами и международными организациями. Международная деятельность будет осуществляться с учетом построения новой системы защиты прав человека в условиях многополярного мира.
Для повышения эффективности рассмотрения обращений граждан определены пути улучшения внутриаппаратной работы, которые связаны с дальнейшей цифровизацией нашей деятельности, запуском в эксплуатацию Федеральной государственной информационной системы "Уполномоченные по правам человека" (ФГИС "УПЧ"), повышением ответственности сотрудников и развитием структуры Аппарата.
Полный текст Доклада с графическими материалами и сведениями об источниках доступен на официальном сайте Уполномоченного ombudsmanrf. org, а также на rg.ru.
1 Заседание дискуссионного клуба "Валдай". Президент России. 7 ноября 2024 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/statements/75521 (дата обращения: 27.12.2024).
2 Казанская декларация БРИКС 23 октября 2024 года // URL: https://brics-expert.info/documents/dokumenty-esvu-briks/kazanskaya-deklaratsiya-briks-23-oktyabrya-2024-goda/?ysclid=m574hse9qa664509180 (дата обращения: 27.12.2024).
3 Комментарий официального представителя МИД России М.В. Захаровой в связи с решением Международного Суда ООН отвергнуть обвинения Украины о нарушении Россией Конвенции о геноциде // URL: https://mid.ru/ru/foreign_policy/un/1929312/ (дата обращения: 17.01.2025).
4 Об отказе Международного Суда ООН признать Россию "государством-агрессором", а ДНР и ЛНР - "террористическими организациями" на основании обвинений Украины // URL: https://russiaeu.mid.ru/ru/press-centre/news/ob_otkaze_mezhdunarodnogo_suda_oon_priznat_rossiyu_gosudarstvom_agressorom_a_dnr_i_lnr_terroristiche (дата обращения: 17.01.2025).
5 Заявление Государственной Думы "О геноциде народов Советского Союза Германией и ее пособниками в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" // URL: http://duma.gov.ru/news/56676/ (дата обращения: 17.01.2025).
6 В России 4,2 млн семей улучшили жилищные условия за 2024 год // URL: https://tass.ru/nedvizhimost/22775215?y sclid=m57647s1vx106878079 (дата обращения: 27.12.2024).