"РГ" стали известны некоторые подробности случившейся в среду авиакатастрофы в аэропорту южной столицы Киргизии города Ош, где накануне при заходе на посадку разбился и сгорел самолет Ту-134 местной авиакомпании "Кыргызстан".
К настоящему моменту уже точно установлено, что на борту лайнера находились 82 пассажира, в том числе 13 детей. В условиях практически полного отсутствия видимости самолет совершил жесткую посадку, при торможении выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, опрокинулся и загорелся. Силами аэродромной команды пламя удалось сбить. Пострадавшим, многие из которых самостоятельно выбрались из расколовшегося на части корпуса самолета, оперативно была оказана медицинская и психологическая помощь.
Всего час спустя после происшествия в больницы Оша были доставлены 19 человек, из них 7 детей. Пятеро пострадавших, в том числе 19-тилетняя Апал Мамытова и семимесячная Айбике Суйунбаева по-прежнему находятся в нейрохирургическом отделении Ошской областной детской клинической больницы. Еще трое пострадавших в авиакатастрофе - 35-летний житель города Кара-Суу Аскар Рустамов, 18-летняя ошанка Асель Исамаматова и 50-летняя жительница города Узген Чыныгуль Тургуналиева в данное время находятся в Ошской городской больнице.
Как сообщил "РГ" заместитель директора территориальной городской больницы города Ош Кылычбек Мамашарипов, все трое пациентов находятся в сознании, их состояние оценивается как стабильное, средней тяжести.
Корреспонденту "РГ" удалось побеседовать в больничной палате с одним из раненых. Аскар Рустамов содержится в травматологическом отделении горбольницы. У мужчины зафиксирована закрытая черепно-мозговая травма, повреждена левая ключица.
- Я сидел в хвосте самолета, на месте 19Б, - рассказывает Аскар. - Приземление было очень резким - толчок, потом еще толчок, отлетело шасси, самолет начало крутить, потом мы перевернулись, и оказались висящими вниз головой на ремнях безопасности. Вокруг раздались крики, началась паника.
По словам Аскара Рустамова, перед падением был слышен странный рев двигателя, как будто самолет снова шел на взлет.
- Я обратил внимание на этот звук, и почти сразу мы ударились о землю, - свидетельствует очевидец. - После этого в хвостовой части самолета произошел взрыв, появилось задымление и сильное пламя.
Рустамову и еще нескольким пассажирам удалось освободиться от ремней безопасности.
- Я почти сразу отстегнул ремень и сполз вниз, это же удалось сделать еще нескольким мужчинам, - продолжает Рустамов. - Мы стали вытаскивать из кресел женщин, детей и стариков. Какая-то женщина на 13-м ряду сумела самостоятельно открыть запасной выход. Кричавшие от боли и испуга люди начали покидать горящий самолет.
По словам Аскара Рустамова, пассажиры выбирались из самолета самостоятельно. Поначалу на месте крушения не было ни одного представителя соответствующих спецслужб, свидетельствует пострадавший.
- Пожарные и "скорая помощь" прибыли спустя минут 5-10 после того, как все пассажиры уже выбрались из самолета, - отмечает Аскар Рустамов.
Он выпрыгнул из горящего самолета одним из последних. "Я стоял в проеме запасного выхода и помню, что какой-то работник аэропорта махал мне руками, чтобы я оставался на месте, потому что высоко, и потом кто-то закричал, что самолет сейчас взорвется, и я прыгнул вниз".
По словам Аскара Рустамова, ни одного члена экипажа в пассажирском салоне самолета после крушения он не видел. "Ни командира корабля, ни пилотов не было видно, я не видел, как они выбирались из самолета, наверное, через отдельный выход. Людей помогали спасать два бортпроводника".
В четверг в Ош прибыл премьер-министр Киргизии Омурбек Бабанов. На расширенном совещании в аэропорту Оша, где присутствовали представители соответствующих министерств и ведомств, премьер распорядился проверить все аэропорты и самолеты республики на соответствие требованиям безопасности полетов и техоснащение, а также проверить на профпригодность все экипажи самолетов.
Согласно распоряжению премьер-министра, каждый пассажир разбившегося самолета получит компенсацию в размере 50 тысяч сомов за счет авиакомпании "Кыргызстан". Оказавшимся на больничной койке должно быть выплачено еще по 30 тысяч сомов также за счет авиаперевозчика.
К этому часу стало известно, что в момент снижения и посадки аварийного борта видимость в районе аэропорта составляла допустимые 700 метров. Что на самом деле послужило причиной катастрофы, предстоит выяснить межведомственной комиссии, которая уже приступила к изучению обстоятельств летного происшествия.