Председатель комиссии ОП по общественной безопасности Антон Цветков полагает, что необходимость в едином стандарте назрела, потому что действующие нормативные акты противоречат друг другу: "Например, решетки на окнах на первых этажах школ и садов необходимы с точки зрения антитеррористической безопасности, но противопожарные правила запрещают их установку. А в едином стандарте можно прописать, что решетки устанавливать не нужно, однако первые этажи должны быть снабжены сигнализацией с датчиками движения". По словам Цветкова, следует регламентировать и систему видеонаблюдения: "В стандарте должно быть прописано, где камеры установить обязательно: по внешнему периметру - на ограждении, по внутреннему периметру - на стенах самого здания. Также возможна установка купольной камеры на крыше, которая будет видеть все окрестности. Видеонаблюдением обязательно должно быть оборудовано входное пространство". Кроме того, в едином стандарте безопасности планируется прописать оборудование дорог, прилегающих к образовательным учреждениям. Предлагается также закрывать внешний периметр образовательных учреждений во время занятий, оборудовать все школы и детсады турникетами и видеодомофонами, регламентировать места установки и качество средств видеонаблюдения. Определением нормативов займется группа экспертов, после чего стандарт будет предложен Министерству образования и наук РФ.
Министерство образования и науки, впрочем, и само несколько месяцев назад подготовило проект постановления правительства, которое регламентирует правила антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность. "Для каждой категории организаций разработан обязательный для выполнения комплекс мер антитеррористической защищенности", - отмечают в минобрнауки. Сообщается также, что в каждом учебном заведении появится штатная должность - заместитель директора по безопасности образовательного процесса. Отчетность об антитеррористической защищенности учащихся будет им составляться в форме "паспорта безопасности". В этот документ войдут реквизиты организации, информация о руководстве, персонале, охране, учениках, план территории и этажей, сведения об инженерных сетях, водопроводе и вентиляции. Такой "паспорт" надлежит обновлять один раз в год накануне 1 сентября.
Случайно или нет, но разработка новых мер по усилению безопасности учебных заведений совпала с десятилетием бесланской трагедии. Тогда, в сентябре 2004 года, московский департамент образования пытался в экстренном порядке поставить заслон терроризму. В ряду нововведений, призванных обеспечить этот заслон, тоже фигурировал "паспорт безопасности". Только выдавать его предлагалось не учебному заведению, а каждому школьнику. На заглавной странице документа помещалась фотография, а далее - по графам: Ф.И.О., год рождения, группа крови, резус-фактор, медицинские противопоказания. От одного лишь прочтения вступительных пунктов детей и родителей охватывал ужас. Их заранее уведомляли: никакой безопасности этот "паспорт" не гарантирует. Документ понадобится не ДО, а ПОСЛЕ. Там же, справа от фото, был очерчен кружок - место для отпечатка большого пальца правой руки: чтобы, значит, при невозможности визуального опознания не доводить, как в Беслане, до генетической экспертизы... Дальше шла справочная страница - куда звонить при нападении: служба спасения, скорая помощь, экологическая милиция, газовая служба, ГИБДД, Госнаркоконтроль, Управление образования, поликлиника, РЭУ, ДЭЗ - целая телефонная книга. Но вы можете представить себе третьеклассника, который, оказавшись в плену у бандитов, в начиненном взрывчаткой спортзале, кинется названивать в департамент образования? А восьмиклассницу, ищущую спасения в РЭУ, от которого даже в мирное время помощи не дождешься?
Впрочем, заведомо было ясно: "паспорт безопасности" не может уберечь от пуль и осколков - бьют, как известно, не по паспорту. Но для тогдашних столичных чиновников этот "паспорт" служил охранной грамотой. Чтобы в случае чего можно было заявить: в профилактических целях мы делали все что могли... И столько всяких инстанций было вписано в "паспорт" тоже отнюдь не случайно. То был предусмотрительный размыв ответственности: все отвечают за все - и никто ни за что.
Между тем сегодня в Европе 75 процентов своего бюджета спецслужбы тратят не на оперативную работу, а на разъяснительную. У нас же, по данным Левада-Центра, такую работу с населением считают необходимой лишь 23 процента опрошенных. Российское большинство солидарно с чиновничеством и требует исключительно "усиления мер". Как однажды выразилась одна местная столоначальница, "мы намерены решить проблему школьных заборов". То есть там, где их нет, - нагородить, там, где есть, - нарастить. Но уж коли в чьем-то представлении проблема упирается в забор, так хотя бы в воротном проеме, а не у школьных дверей следует ставить охранников.
Необходимость порядка в сфере охраны и безопасности учебных заведений не вызывает сомнений. Намерение Общественной палаты и минобрнауки создать единую систему защиты школьников и детсадовцев от террористической, пожарной и прочих угроз заслуживает серьезного внимания. Вопрос лишь в одном: как сделать эту защиту действительно эффективной?
Нужен не завуч по антитеррору. Нужен всегда лежащий на своем месте ключ от запасного выхода.
Необходим не "паспорт безопасности", а гардероб, устроенный таким образом, чтобы при экстренной эвакуации первоклашки могли дотянуться до вешалки.
Надобны не решетки на окнах первого этажа, через которые не влезешь внутрь, но и не вылезешь наружу, а жалюзи современной конструкции.
Нужны, если кратко, другие подходы к проблеме. А не "меры по усилению" чего-то, уже многократно "усиленного".