"Левиафан" Андрея Звягинцева вошел в шорт-лист номинантов "Оскара"

Вот теперь с полным правом можно сказать: "Левиафан" Андрея Звягинцева - в шорт-листе "Оскара". Сегодня в 5 часов 38 минут утра по тихоокеанскому времени, т.е. в 13.38 по Гринвичу и в 16.38 по Москве, когда в Калифорнии еще и не рассвело, журналистам были объявлены "короткие списки" претендентов на Академические премии во всех 24 номинациях. Теперь в категории "Лучший фильм на иностранном языке" нашей картине предстоит соревноваться с фильмами "Ида" Павела Павликовского (Польша), "Дикие истории" Дамиана Шифрона (Аргентина), "Тимбукту" Абдеррахмана Сиссако (Франция - Мавритания) и "Мандарины" (режиссер Заза Урушадзе, Эстония).

На этой финишной прямой наш главный соперник, я думаю, - "Ида" Павела Павликовского (Польша): именно она стала абсолютным победителем на церемонии вручения премий Европейской киноакадемии, оттеснив "Левиафана" по всем позициям. Но место на кинематографическом Олимпе, можно считать, уже завоевано: быть номинантом "Оскара" считается почти так же почетно, как стать его лауреатом. Фильмам-номинантам гарантировано повышенное внимание публики и прессы на всех континентах, они вписаны в историю Киноакадемии отныне и навсегда.

Основные номинации "Оскара" сложились достаточно предсказуемо. "Отрочество" Ричарда Линклейтера, уже завоевавшее звание лучшего фильма на церемонии "Золотой глобус", стал фаворитом и у академиков: он вошел во все главные номинации, включая "Лучший фильм", "Лучшая режиссура" и "Лучший сценарий". Именно этой картине большинство наблюдателей сулят и окончательную победу - что было бы оправдано уже уникальностью и отчаянной смелостью проекта: фильм снимался в течение 12 лет, и сюжет его складывался спонтанно, по мере роста, взросления, старения и непредсказуемых извивов судеб его героев. Среди соперников - "Отель "Гранд Будапешт" Уэса Андерсона, "Бердмен" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, "Игра в имитацию" Мортена Тильдума, "Теория всего" ("Вселенная Стивена Хокинга") Джеймса Марша, "Сельма" Авы Дюверней, "Американский снайпер" Клинта Иствуда, "Одержимость" (Whiplash) Дэмьена Шазелла. Все они с успехом шли на фестивалях уровня Канна и Торонто, получали лестные оценки критиков, были избранниками профессиональных гильдий. Как известно, пару лет назад регламент премии "Оскар" был несколько изменен, и номинация "Лучший фильм" расширена с пяти до девяти или даже десяти названий. Практика показывает, что толку от этого мало: уже теперь ясно, что главное состязание развернется между "Отрочеством", "Отелем Гранд Будапешт", "Бердменом" и "Игрой в имитацию", причем самые большие шансы на выигрыш, я думаю, у "Отрочества".

Остальные названия - как говорят, "до кучи".

Увы, сошли с дистанции такие картины, как "Интерстеллар" Кристофера Нолана, которому светят только премии в технических номинациях, и "Несломленный" Анджелины Джоли - работа средняя, но, по "оскаровским" канонам, тематически важная.

В актерских номинациях лидируют Джулианна Мур, в драме "Все еще Элис" сыгравшая теряющую память преподавательницу лингвистики, Дженнифер Аристон (главная роль в душераздирающей драме "Торт"), Розамунд Пайк (уже знакомая нашим зрителям драма "Исчезнувшая"), Риз Уизерспун в биографическом "дорожном" фильме "Дикая" и француженка Марион Котийяр в фильме "Два дня, одна ночь". Претенденты в номинации "Лучшая мужская роль": Майкл Китон в роли стареющей культовой звезды ("Бердмен"), Эдди Редмэйн в роли ученого Стивена Хокинга ("Теория всего"), Бенедикт Камбербэтч ("Игра в имитацию"), Брэдли Купер в "Снайпере" и Стивен Каррелл в "Охотнике на лис".

За статус лучшего режиссера будут состязаться Алехандро Гонсалес Иньярриту ("Бердмен"), Ричард Линклейтер ("Отрочество"), Беннетт Миллер ("Охотник на лис"), Уэс Андерсон ("Отель "Гранд Будапешт") и Мортен Тильдум ("Игра в имитацию").  Лучшие оригинальные сценарии, по версии "Оскара", в фильмах "Бердмен", "Отрочество", "Охотник на лис", "Отель "Гранд Будапешт") и "Стрингер", лучшая операторская работа - в фильмах "Бердмен", "Отель "Гранд Будапешт", "Ида", "Мистер Тернер" и "Несломленный".

В номинации анимационных полнометражных фильмов на финишную прямую вышли "Как укротить дракона-2", "Город героев" (Big Hero 6), "Семейка монстров" (Boxtrolls), "Песни моря" и японская анимация "Сказание о принцессе Кагуя".

Номинантов объявили продюсер, режиссер и сценарист Джей Джей Абрамс, актер Крис Пайн и Черил Бун Айзекс - первая афроамериканка, избранная на пост президента Киноакадемии США. На утреннюю пресс-конференцию спозаранку собрались более 400 журналистов со всего мира, она транслировалась онлайн на сайте "Оскара".

Новые лауреаты Академических премий будут объявлены на 87-й торжественной церемонии в голливудском "Долби-театре" вечером 22 февраля. Церемонию смогут смотреть телезрители более 225 стран мира.

Из досье "РГ"

В коллекции нашего кино шесть "Оскаров": за фильмы "Разгром немецких войск под Москвой" (документальный) Леонида Варламова и Ильи Копалина (1942), "Война и мир" Сергея Бондарчука (1968), "Дерсу Узала" Акиры Куросавы (1975), "Москва слезам не верит" Владимира Меньшова (1981), "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова (1994), "Старик и море" (анимационный) Александра Петрова (1999).

Номинантами на Академические премии в категории "Лучший фильм на иностранном языке" в разные годы были "Братья Карамазовы" Ивана Пырьева (1969), "Чайковский" Игоря Таланкина (1971), "А зори здесь тихие..." Станислава Ростоцкого (1972), "Белый Бим Черное ухо" Станислава Ростоцкого (1978), "Частная жизнь" Юлия Райзмана (1982), "Военно-полевой роман" Петра Тодоровского (1984), "Урга" Никиты Михалкова (1992), "Кавказский пленник° Сергея Бодрова (1996), "Вор" Павла Чухрая (1998), "12" Никиты Михалкова (2007).