Итоги 2016 года: 11 лучших фильмов, которых вы не видели
"Ведьма" (The Witch)
Стильное, исполненное с редкой внимательностью к деталям и обладающее более чем внятным посылом кино, которое можно отнести к фильмам ужасов с преизрядной долей условности (хотя и "развенчивать" мистику - как это любят делать некоторые - режиссер Роберт Эггерс, к счастью, не стал). Мрачная история, призывающая поразмышлять о природе и генезисе фанатизма, по иронии судьбы, похоже, не дошла до наших экранов, по причинам, которым она сама дает свой суровый комментарий.
"Настанет день" (Der kommer en dag)
Йеспер В. Нильсен несколько лет батрачил на сериалах, но в какой-то момент ему это надоело, и в 2016-м он выдал, вероятно, самое душераздирающее кино года. Выбрав больную, судя по всему, для датчан тему - буйным цветом произраставшее насилие в детских домах страны в 60-е, - он посвятил ей ежеминутно выжимающую слезы историю двух братьев, попавших в "образцовый" интернат. "Настанет день" весьма походит на "Спящих" Барри Левинсона (и на "Побег из Шоушенка"), однако отличается в лучшую сторону поэтической одаренностью: мытарства сиротинушек метафорически сравниваются с хроникой также многострадальной программы покорения Луны "Аполлон". Отдельного восхищения заслуживает Ларс Миккельсен, сыгравший директора приюта - существо, не заслуживающее права называться человеком. Так и хочется придушить эту гадину. Но основные рукоплескания, переходящие в стоячую овацию, следует адресовать актерам-детям, чья пронзительная игра то и дело заставляет глаза увлажняться.
"Гримерка" (Green Room)
Брутальнейший триллер Джереми Солнье оказался одним из последних в фильмографии трагически погибшего Антона Ельчина. Но не только и не столько этим он ценен. Камерный (точнее, клаустрофобный) рассказ о панках-леваках, волею судьбы оказавшихся в ловушке у злобных неонацистов, обладает полным набором жанровых достоинств. Саспенс, провоцирующий обильное потоотделение? Обязательно. Шок-контент и ультранасилие? Куда без него. Постоянные выбросы адреналина? А как же! Плюс совершенно прекрасный сэр Патрик Стюарт в роли самого главного скинхеда. И впечатляющая визуальная подача - от потертых интерьеров до приглушенных цветов.
"Охота на дикарей" (Hunt for the Wilderpeople)
Милое, доброе, вечное в дебрях новозеландского буша от автора вампирского фарсового мокьюментари "Реальные упыри" Тайки Вайтити, который на сей раз сваял что-то среднее между "Совершенным миром" Иствуда и "Королевством полной Луны" Андерсона. Трудного ребенка маорийской национальности усыновляет чета отшельников, но вскоре женская ее половина отходит к праотцам, и пухлый смуглый мальчуган со скверным характером остается один на один с пожилым смурным мизантропом. За чем следует дикорастущее роуд-муви по живописным местам съемок "Властелина колец" (соответствующая шутка присутствует), представляющее собой побег от ювенальной юстиции к истинным семейным ценностям. Здоровый и полезный дауншифтинг, каким он должен быть. Не то что этот ваш псевдононконформистский "Капитан Фантастик".
"Монстры существуют" (The Monster)
"Ужастик" Брайна Бертино обходится без звезд уровня Ельчина или Стюарта, но актерские работы и в нем весьма и весьма хороши. Зои Казан играет спивающуюся мать-одиночку, юная Элла Бэллентайн - ее проблемную дочь-подростка. А помещен этот дуэт в по-настоящему экстремальные условия - на ночную лесную дорогу, где хозяйничает некое чудовищное существо. Оное передает приветы Хищнику, чем - вкупе с постоянной темнотой и хлещущим дождем - заставляет зрителя нервно ерзать в кресле, иногда отвлекаясь на добротную семейную драму. Правда, показывать монстра "в полный рост" все же не стоило. Он, скорее, смешит, чем пугает.
"Материнская рана" (Annemin Yarasi)
Турко-боснийско-сербская копродукция о подлом эхе войны. Кареокий юнец выпускается из интерната и отправляется на поиски родни. Страшная правда раскрывается быстро: его боснийскую мать изнасиловал сербский командир Борислав Милич. Твердо вознамерившись встретиться с отцом, молодой человек принимается искать всех людей с таким именем и в конце концов с размаху влетает в бесчеловечно жестокую развязку. В этом фильме нет печальной веселости Кустурицы, а лишь одна только неизбывная боль и память о ней, порождающая в свою очередь новую боль. И так до бесконечности. Конечно, данный взгляд на балканские междоусобицы - понятно откуда и под каким углом, но, стоит признать, дальше частностей он не заходит, а освещает проблему насколько это возможно честно, с помощью здорово написанной и разыгранной драмы.
"Глаза моей матери" (The Eyes of My Mother)
Ну а этот хоррор вполне мог бы победить в номинации "самый странный фильм года". Причем странность здесь сугубо положительная - сродни лучшим картинам Алехандро Ходоровского или Бунюэля. От последнего тут стильная черно-белая картинка, от первого - смесь беспросветной депрессии с психоделической горячкой и безумием. Сюжет развивается вокруг девочки (отличная молодая португальская актриса Кика Магалхэс), которая живет на ферме с родителями, а также самих родителей и маньяка. Потом все закручивается в довольно тугой клубок, причем самые жирные нити в нем - не собственно "хоррорные", а драматические. Но лучше обойтись без спойлеров.
"Его дочь"
Слава якутского кинематографа гремит и в нашей стране, и за ее пределами, но фильм "Его дочь" - случай особый. Созерцательно-ностальгическая автобиографическая лента Татьяны Эверстовой пока не так известна, как, скажем, амбициозный якутский неонуар, и в прокат, в отличие от него, не вышла. Остается надеяться, что в наступившем году это недоразумение будет исправлено. Ведь на фестивалях картина стабильно имеет заслуженный успех.
"Тишина" (Hush)
Взглянешь на список хороших хорроров и триллеров, не дошедших до нашего проката, - и перестанешь удивляться тому, что примерно 90% картин этой категории в отечественных кинотеатрах смотреть невозможно. Это же надо было прокатчикам умудриться из трех фильмов Майка Флэнегана, вышедших в 2016-м, не привезти самый мощный - "Тишину". Своеобразно рифмующийся с другим безусловным хитом года - "Не дыши" - сурвайвал о борьбе глухой писательницы с маньяком в лесной хижине представляет собой почти идеальный образец выверенного саспенса.
"Вопль" (Goksung)
Мистический триллер из Южной Кореи о захолустной деревушке, затерянной в лесах, где творится черт-те что. Одних людей на куски рвут, другие язвами покрываются и с ума сходят. Кто за этим стоит, непонятно: то ли грибы ядовитые, то ли странный японец, поселившийся неподалеку, - а расследовать все придется не слишком умному щекастенькому полицейскому. Режиссер На Хон-джин свалил в одну кучу детектив, экзорцизм, зомби-муви, родной фольклор, комедию, призраков и демонов. Получилось очень странно, очень долго и вообще ни на что не похоже. Небезупречно, но незабываемо.
"Я не серийный убийца" (I Am Not a Serial Killer)
Выполненной в модной нынче стилистике 80-х фантастический триллер почти безвестного ирландца Билли О'Брайэна рассказывает о мальчике, потомственном патологоанатоме, который живет в маленьком заснеженном городке и пытается выяснить, кто же это повадился местных жителей зверски убивать и органы их прикарманивать. И, что характерно, выясняет. Помимо фаргообразной атмосферы с легким флером "Странных дел", "Не серийный убийца" может похвастаться оригинальной концепцией: монстр-душегуб здесь - существо неистово романтическое, движимое любовью. Тогда как преследователь оного, протагонист - социопат, до человеческих страстей и чувств не проявляющий ровно никакого интереса.