Но с уходом Coca-Cola из России в стране как грибы стали появляться аналоги. Причем бывалые знатоки оригинального напитка почти не находят отличий в отечественных вариантах. Разве что не настолько газированные, чтобы вызывать отрыжку. "Российская газета" разбиралась, что пришло (или придет) на смену импортным продуктам, решившим самоликвидироваться на российском рынке.
Махнем по "Байкалу"
В июне Coca-Cola сообщила о решении остановить производство в России и продажу напитков под брендами Coca-Cola - после распродажи складских запасов больше поставок не будет. Еще в марте PepsiCo объявила о приостановке продажи напитков под своими брендами в России.
Между тем несколько российских производителей уже в мае заявили о начале производства аналогов Coca-Cola и PepsiCo. Так, о начале производства CoolCola, Fancy и Street (по аналогии с Coca-Cola, Fanta и Sprite) заявил Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково". CoolCola позиционируется как напиток "с культовым вкусом", Fancy - с натуральным апельсиновым соком, Street - газировка с натуральными соками лимона и лайма и растительными экстрактами. Недавно в Минсельхозе Московской области сообщили, что сеть ресторанов Burger King и KFC переходят на напитки от подмосковной "Черноголовки". Также завод "Сыктывкарпиво" наладил производство "Коми Колы".
Эксперты ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности утверждают, что наши напитки куда более полезные. Скажем, в основе "Байкала" - чай черный (или кора дуба), солодковый корень, корень элеутерококка, лимонное, пихтовое, эвкалиптовое эфирные масла, а также масло лавра благородного.
И жители России уже переходят на наши напитки, свидетельствуют данные компании NielsenIQ. По итогам мая больше других увеличилась популярность "Байкала". Спрос на него вырос сразу на 30% в натуральном выражении. Также потребители делали выбор в пользу "Мохито" (+19,7%), "Дюшеса" (+12%), "Тархуна" (+8,6%). При этом доля продаж Колы в сравнении с зимними месяцами за март - май сократилась с 49% до 45,1%, апельсина - с 7,7% до 7%.
Поставили на "Жокея"
В России приостановили работу два заметных игрока кофейного рынка: финская компания Paulig и итальянская Lavazza Group. У компании в России есть завод обжарки кофе, на котором работают 200 человек. В прошлом году представители Paulig оценивали свою долю рынка в России в 17%. Lavazza импортирует в Россию уже готовый продукт. Ее доля несколько лет назад оценивалась в 8%. Также в начале марта компания Nestle сообщила, что прекращает поставки в Россию кофе и товаров под маркой Nespresso - кофе в капсулах, кофемашин, посуды и аксессуаров.
Долю Lavazza займут другие компании, которых в достатке на российском рынке, пояснял "РГ" генеральный директор ассоциации "Росчайкофе" Рамаз Чантурия. Paulig - один из лидеров российского рынка. Но игроком N 1 является все же отечественная группа компаний "Орими", которая производит и растворимый, и жареный кофе ("Жокей" и Jardin). По оценке эксперта, 80% всего кофе производится именно на территории России: сюда завозят сырье, перерабатывают и упаковывают.
Да и завод Paulig наверняка продолжит производство, разве что этикетки на продукции придется заменить. К тому же более сотни отечественных обжарщиков будут рады увеличить объем производства, уверен Рамаз Чантурия. При этом само зерно завозится из стран, которые не объявляли санкций России, поэтому проблем с сырьем не будет.
Выпустили джина
Недавно крупнейший мировой производитель алкоголя Diageo (такие бренды, как Smirnoff, Black Label, Johnnie Walker, Guinness, Baileys) заявил, что прекратил отгрузку и продажу своей продукции в России.
Ранее и на пивном рынке случился исход иностранных компаний: Carlsberg и Heineken объявили о своем уходе из России и продаже предприятий. О прекращении поставок заявили также чешские производители пива Plzensky Prazdroj, Budejovicky Budvar, Staropramen и Bernard.
Ошибочно думать, что джин или ром исчезнут из продажи, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Джин мы прекрасно умеем делать сами, его также завозят в Россию из Беларуси. "Это просто настойка обычной водки на можжевеловых ягодах", - отмечает эксперт. Россия даже экспортирует джин: например, в Бразилию в 2021-м его отправили из России в два раза больше, чем водки.
С ромом тоже проблем нет. Его можно делать даже в домашних условиях из тростникового сахара. К тому же главный производитель рома - Куба против нас санкций не вводила. Прекрасный виски делают в Индии, которая тоже не входит в число недружественных стран. И при всех сложностях логистики пусть он будет дороже, но даже "санкционный" ром можно будет купить, например, в Казахстане, говорит Шапкин.
А пивоваренные транснациональные компании надо только поддержать в их стремлении покинуть российский рынок, уверен директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. По его оценке, российские пивовары смогут в течение года занять освобождающуюся нишу в 65% рынка только своими брендами без покупки новых предприятий. При этом наше пиво не хуже.
Что касается вина, то сами западные виноделы не отказываются от поставок в нашу страну, но усложнены логистика и расчеты. Потому импортеры начинают работать с поставщиками из Уругвая, Турции, Сербии, Ливана, Иордании, а еще Армении и Молдавии. Пока отечественного вина хватает только наполовину от наших потребностей. Но уже грузинских и армянских вин, а также коньяка нам хватит, чтобы закрыть возможный дефицит, который может образоваться из-за недостатка европейских напитков.
Новые старые бургеры
Сказать, что бургеры или наггетсы "Макдоналдса" исчезли с российского рынка, нельзя. Сеть перезапустилась с новым владельцем и названием "Вкусно - и точка", сохранив большинство позиций в меню. Пришлось отказаться разве что от "Биг Мак" и мороженого "МакФлурри". Названия устойчиво ассоциируются с сетью "Макдоналдс". А вместо "Биг Тейсти" в ассортименте появился "Биг Гранд". Руководство сети обещает, что выпадающим позициям в меню в скором времени будет найдена замена, в том числе и тем продуктам иностранных компаний, которые уходят с российского рынка (например, Coca-Cola). Другое дело, что старые новые блюда в сети быстрого обслуживания стали дороже, чем были у предшественника. Например, бургеры подорожали на 8-10%.