Стоять на месте не будем точно: эксперт рассказал, чем сильны частные клиники и какие проблемы пациентов решают

Стоять на месте не будем точно: эксперт рассказал, чем сильны частные клиники и какие проблемы пациентов решают

За последние годы в стране сформировалась система частных медицинских организаций, которые работают параллельно с государственными. В 2022 году в них, по данным опроса ВЦИОМ, обращался 31 процент россиян. Опыт лучших из них перенимают и государственные поликлиники и больницы. Чем сегодня сильны частные клиники, какие проблемы пациентов решают, "РГ" рассказал основатель и генеральный директор медицинского холдинга "СМ-Клиника" Николай Смыслов.

Пресс-служба "СМ-Клиника"

Николай Вениаминович, с чего начинался холдинг?

Николай Смыслов: Я пришел в частный медцентр с одной проблемой, и думаю: раз уж я здесь, схожу сразу и к другому врачу. Но мне предложили запись через неделю, так как нужный врач принимал редко. Тогда я и понял, что частной медицине не хватает системности, комплексного подхода. К тому же, понятия "сервис" в медицинских учреждениях тогда не существовало. И все совпало так, что арендатор помещения, которым я владел, открыл там медицинский кабинет, но не справился. Так мы с друзьями и семьей начали строить собственный медицинский центр с большим желанием изменить формат медицинской помощи. Начали с главного - поиска специалистов. Ключевой момент в комплексной медицинской услуге - это возможность за одно посещение пройти ряд специалистов, которые необходимы, в этом же месте сдать анализы, пройти исследования. И все это - в комфортных условиях, с вежливым персоналом и доброжелательным отношением. Поэтому мы собирали сильную команду специалистов, чтобы выстроить системный подход.

Специалисты были готовы работать в новых условиях?

Николай Смыслов: Мы сразу поняли, что и специалистов надо обучать новым стандартам медицинской помощи. И организовали корпоративное обучение - с привлечением партнеров. У нас работают различные программы повышения квалификации, можно пройти тренинги, в том числе по навыкам общения. Сейчас наши врачи могут получать баллы в системе непрерывного профессионального образования (НПО) - это требование со стороны государства. Есть программа "Кадровый резерв", в которой мы "выращиваем" из линейных сотрудников руководителей. Есть конкурс "Перспектива", в нем принимают участие молодые врачи, успешно совмещающие практику с научной деятельностью. Крайне важно, чтобы результаты их разработок можно внедрять в практическую деятельность холдинга.

Холдинг начал формироваться более 20 лет назад. Тогда уже существовали крупные частные медцентры. Вы не боялись конкуренции?

Николай Смыслов: Я о ней не думал и не думаю до сих пор. Всегда говорил и говорю команде: нужно самим лучше работать, предлагать качественные услуги. Бизнес, который только зарабатывает деньги, никогда не будет успешным в долгой перспективе. Людей надо не просто лечить, их нужно вылечивать, и тогда не будет необходимости беспокоиться о конкурентах. Мы многому учились у частных стоматологий, опирались на собственный опыт и чувство ответственности перед пациентами. Тогда все было на бумажных носителях, было сложно анализировать работу, выявлять недостатки. Но когда открыли вторую клинику, поняли необходимость создания своей информационной системы. Сейчас она у нас работает и позволяет в режиме реального времени мониторить показатели как по холдингу в целом, так и по каждой клинике вплоть до каждого пациента. Это позволяет не упустить негативные моменты, быстро их исправить.

Во второй клинике вы открыли круглосуточный стационар - тогда это было редкостью: частные клиники неохотно открывают стационары, поскольку это самый дорогой вид медицинской помощи. Почему пошли на этот риск?

Николай Смыслов: Мы ориентировались на запрос пациентов - им стало не хватать услуг, которые мы могли оказывать в условиях небольшой поликлиники. К тому же, выросла потребность в манипуляциях, для выполнения которых необходимы условия стационара. Сейчас у нас уже 9 круглосуточных стационаров, в марте как раз открываем еще один. В них проводится и терапевтическое, и хирургическое лечение.

Есть ли у стационаров специализация или все они многопрофильные?

Николай Смыслов: В каждом стационаре можно проводить терапевтическое лечение и сделать операцию по общему хирургическому профилю. Но со временем мы начали создавать и специализированные центры по узким направлениям - всего их уже более 20. К нам на лечение приезжают пациенты даже из других стран, это о многом говорит.

Каким медицинским оборудованием оснащены клиники, и как вы его обслуживаете?

Николай Смыслов: С самого начала мы понимали, что необходимо оснащаться по последнему слову техники. У нас огромный парк современной диагностической аппаратуры. Но на любом, даже самом дорогом оборудовании, должны работать люди, которые его хорошо знают. Поэтому мы вкладываемся в обучение специалистов, оплачиваем стажировки, в том числе за рубежом, способствуем их научной карьере, помогаем с написанием диссертаций, изданием монографий. Часто проводим конференции с участием известных врачей не только из холдинга, но и из других клиник.

Поскольку объемы закупок оборудования большие, мы создали собственную службу материально-технического оснащения, которая занимается отбором, закупкой, настройкой оборудования, обучением работы на нем. Со временем пришли к тому, что не хотим зависеть от сторонних инженеров - это долго и дорого, и в холдинге появилась компания "Мед-ремонт".

В холдинге есть и своя лабораторная служба. Зачем создавали ее?

Николай Смыслов: Первую лабораторию мы открыли еще в 2009-м, когда нарастили объемы исследований и поняли, что не хотим зависеть от сторонних организаций ни в качестве, ни в скорости выполнения анализов. Сейчас врачам очень удобно работать. Их результаты хранятся в карте пациента с первого обращения - можно все посмотреть в динамике.

А как вы пришли к формату детских и семейных клиник?

Николай Смыслов: Пациенты все чаще спрашивали нас, когда они смогут приводить к нам детей? В итоге в 2010 году мы открыли первое детское отделение, сейчас их в холдинге уже 15. Причем мы реализовали формат семейных палат -раньше такого не было. Если есть необходимость и желание, чтобы мама или папа были рядом во время лечения ребенка, у нас это приветствуется.

Были ли у вас неудачные проекты, или всегда все получалось?

Николай Смыслов: Конечно, были и неудачи. Когда-то мы открыли клинику по борьбе со старением. Но нам не хватило опыта, знаний, не было врачей-геронтологов, да их и сейчас трудно найти. Проект "не взлетел", и мы перепрофилировали клинику. И только сейчас, уже имея опыт, начинаем понимать, как правильно это делать - возможно, попробуем еще раз обратиться к теме долголетия.

А еще какие нереализованные направления кажутся вам перспективными?

Николай Смыслов: Мне очень импонирует идея создания клиники сохранения и восстановления памяти. Коронавирусная инфекция, которая терроризировала весь мир последние несколько лет, сделала эту тему очень актуальной.

Как в медицине рождаются новые идеи, новые проекты?

Николай Смыслов: В холдинге работает более 7000 человек, это наш основной капитал. Большинство из них очень талантливые люди, которые стремятся развивать свое направление, готовы давать обратную связь непосредственным руководителям и мне, как генеральному директору. Недавно мы опробовали очень интересный формат для руководителей подразделений. Собрали их вместе и провели "мозговой штурм". Они высказывали свои идеи и идеи сотрудников по всем направлениям работы холдинга. На их основе мы создаем сейчас "банк идей", который будет постоянно пополняться, а лучшие идеи будут воплощаться в жизнь. Я уверен, что нет ничего важнее коммуникации с людьми, и речь не только о пациентах, но и о команде, ведь именно от нее зависит, насколько успешно мы будем выполнять свою работу.

Расскажите о вашей команде: как она сложилась, чем отличается?

Николай Смыслов: Очень многие сотрудники с самого начала холдинга и до сих пор вместе с нами. Это и врачи, и младший медперсонал, и водители, и руководящий состав. Мы всегда отмечаем индивидуальные заслуги и приветствуем инициативу. Помимо общей идеи, у нас неплохой соцпакет: льготы на медицинское обслуживание для сотрудников и членов их семей, есть свой тренажерный зал. Чтобы успешно адаптироваться, для новых сотрудников работает программа "Добро пожаловать". Регулярно проводим мониторинг того, какие активности хотели бы видеть сотрудники, и стараемся эти пожелания учесть. У нас, например, большой популярностью пользуются корпоративные квизы - команды из разных подразделений и городов соревнуются в ответах на каверзные вопросы. Еще есть парк-отель в Тверской области, в котором сотрудники с семьями могут отдыхать по корпоративным тарифам. Мы делаем все, чтобы коллегам было комфортно работать, учиться, развиваться, отдыхать.

У частных клиник есть возможность работать в системе ОМС. Почему ваши клиники не включились в эту программу?

Николай Смыслов: Если государству будет нужна наша помощь в обслуживании пациентов по ОМС, мы с удовольствием поможем, пока таких запросов нет.

Какими вы видите формы сотрудничества бизнеса с государственной системой здравоохранения?

Николай Смыслов: Мы стараемся находить продуктивные формы взаимодействия с государством, например в научно-образовательной деятельности, в инновациях. Много лет ведем совместную работу с крупными вузами страны - Сеченовским университетом и РУДН, на базе наших клиник в них действуют 7 кафедр различных направлений. А в 2017 году на базе "СМ-Клиники" была создана Университетская клиника РУДН. Наши врачи преподают там, лучшие студенты и аспиранты приходят к нам на стажировку, а лучших выпускников приглашаем в штат.

Традиционный финальный вопрос: какие у вас и вашей команды планы?

Николай Смыслов: Во-первых, будем осваивать новые направления, во-вторых, развивать те площадки, которые уже открыты. И обязательно будем двигаться в регионы. В общем, стоять на месте не будем - это точно.

Здравоохранение
Следующий материалГоспрограммы помогают россиянам решить квартирный вопрос