На качественные материалы будут наносить специальную маркировку
Убедиться в качестве стройматериалов сможет со временем любой покупатель, воспользовавшись создаваемым в России Реестром добросовестных производителей. При этом участники рынка считают, что нужно создать и "черный список" недобросовестных производителей. Иначе выиграют лишь крупные компании.
Реестр добросовестных производителей стройматериалов создается Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) с участием минстроя и минпромторга. Весной 2022 года, после введения санкций, НОСТРОЙ начал составлять Каталог импортозамещающих стройматериалов и оборудования, с помощью которого строители могли найти отечественные аналоги импортной продукции. Новый реестр создается на его основе. Данные о добросовестных производителях нанесут на карту.
В первую очередь в реестр включаются производители товаров, оказывающих наибольшее влияние на стоимость строительства. В перечне 28 позиций: от щебня до линолеума. Также в него будут включать деревянные конструкции, домокомплекты, изделия и конструкции из железобетона, металлоконструкции, металлокаркас и сэндвич-панели.
Трансформация каталога в реестр производителей и поставщиков началась в середине нынешнего года, рассказали "Российской газете" в НОСТРОЙ. Сейчас в каталоге почти четыре тысячи позиций, и сначала работа идет по ним. Кроме того, в объединение поступило еще более 180 заявок на включение в реестр как от российских, так и от иностранных производителей. Единомоментно проверить все заявки сложно, поэтому образовалась некая очередь, признают в НОСТРОЙ. Первый этап - проверку производителей и их материалов - планируется завершить в январе 2024 года.
С помощью реестра пользователь сможет, например, найти ближайшего к нему производителя нужных стройматериалов и удостовериться в том, что его продукция качественная.
Качество оценивают по нескольким критериям. Учитываются, к примеру, наличие производственных мощностей, персонала, контроль за качеством. Также проводятся лабораторные исследования продукции. Любое заинтересованное лицо может инициировать такую проверку, если возникли сомнения в качестве приобретенного материала, подчеркивают в НОСТРОЙ. Можно подать жалобу на производителя через форму обратной связи на странице реестра. "Но каждая жалоба будет очень тщательно проверяться, нам важно не допустить недобросовестной конкуренции", - отмечают в НОСТРОЙ.
Если товар успешно прошел испытания в лаборатории, производитель сможет маркировать его специальным знаком качества. В октябре был промаркирован первый товар - на модуль порошкового пожаротушения, который производится в Кировской области, нанесли QR-код наподобие тех, что стали уже привычными на молочных продуктах, минеральной воде и других товарах. Отсканировав знак смартфоном, можно перейти на страницу продукции производителя в реестре и получить сведения о производителе, характеристиках товара, сертификатах качества и т.п.
"Внедрение системы маркировки позволит точно идентифицировать каждую единицу выпускаемой продукции и отслеживать ее путь от производства до места использования. Это, безусловно, прорыв в развитии отрасли, который позволит нам повысить качество выпускаемой продукции. Минстрой готов оказывать сопровождение проекта с точки зрения нормативной работы", - сказал замглавы минстроя Сергей Музыченко.
Создание реестра решает сразу несколько задач, поясняют в НОСТРОЙ. Во-первых, это получение потребителем (а им могут быть как физлица, так и крупные строительные компании) достоверной информации о качестве продукции из независимого источника. А это гарантия соответствия технических характеристик материала и оборудования, поступившего на стройку.
Во-вторых, реестр ускоряет подготовку исполнительной документации, так как информация о строительных ресурсах собрана в одном месте.
И, наконец, в глобальном масштабе - это сервис прогнозирования потребления строительных ресурсов, отмечают в НОСТРОЙ, поскольку в реестр предполагается вносить данные и о застройщиках - потребителях товаров.
Информация важна как для инвесторов, с точки зрения понимания гарантированного сбыта продукции, так и для потребителей, которым важно понимать, где оптимальнее покупать, достаточно ли товаров в регионе, где планируется стройка. Важна информация и для государства.
Для производителей и поставщиков включение в реестр позволит повысить конкурентоспособность, получить доверие потребителей, увеличить спрос и осуществлять кросс-маркетинг, считают создатели реестра. "Реестр позволит в конечном итоге очистить рынок от недобросовестной конкуренции, некачественной и фальсифицированной строительной продукции и даст возможность строительным компаниям и гражданам нашей страны работать только с добросовестными производителями и поставщиками", - подчеркивают в НОСТРОЙ.
Составление реестров добросовестных производителей и поставщиков является важной и актуальной задачей, считает исполнительный директор Национального объединения производителей стройматериалов, ответственный секретарь Комиссии по стройматериалам Общественного совета при минстрое Антон Солон. Такой ресурс значительно упростит работу специалистов по снабжению на строительных объектах, создаст условия для установления информационных ориентиров для добросовестных участников рынка и оздоровления конкурентной среды. Справедливо, что оператором реестра будет НОСТРОЙ, которое объединяет практически всех профессиональных потребителей строительной продукции.
"Вместе с тем заслуживает поддержки проект минпромторга, который по поручению кабмина приступил к созданию открытой базы данных о недобросовестных производителях и поставщиках промышленной продукции. Угроза попадания в "черный" список должна стать отрезвляющим фактором для производителей, желающих сэкономить и снизить стандарты качества после прохождения формальной проверки и получения сертификата. Практические аспекты реализации этого проекта сейчас активно обсуждаются в профессиональном сообществе", - говорит он. Критерии "черного" реестра НОПСМ разработало и направило на согласование в профильные департаменты минстроя и минпромторга, а также в ведущие отраслевые объединения производителей.
Для потребителя важна любая дополнительная информация, которая поможет ему сделать правильный выбор, считает гендиректор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) Игорь Прудников. Поэтому реальные рейтинги, реестры добросовестных производителей и продавцов и иные маркеры, безусловно, нужны. "Однако, по нашему мнению, не менее, а, скорее, более важна для потребителя информация о тех, кто работает на рынке, нарушая правила цивилизованного поведения, кто производит и продает контрафактную и фальсифицированную продукцию, кто может представлять реальную угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу", - говорит он. "Черные списки станут ориентиром и для добросовестных участников рынка, и для конечных потребителей", - говорит он.
В то же время пока роль реестра добросовестных производителей очень неопределенна, считает гендиректор Ассоциации производителей трубопроводных систем Владислав Ткаченко. Это может стать лишь повторной нагрузкой - дополнительной сертификацией к уже существующим. При этом его функция по борьбе с фальсификатом, по мнению Ткаченко, не ясна. "Если в процессе проверки будет выявлен фальсификат, какие меры будут приняты? Если продукция не была в реестре, то и не появится там. А если была - ее удалят из реестра? Да и попасть в этот реестр захотят, скорее всего, только крупные компании для повышения и без того хорошей репутации".
Если бы это был реестр всех проверок - товаров, и прошедших, и не прошедших испытания, то есть так называемый черно-белый реестр, то это можно было бы только приветствовать. А в данном случае, говорит Ткаченко, предлагается только отмечать "отличников" и умалчивать про "двоечников".
Из-за реформирования контрольно-надзорной деятельности с июля 2021 года был упразднен госконтроль за рядом товаров. Среди них - цемент, строительные смеси, радиаторы отопления и конвекторы отопительные, кабельно-проводниковая продукция. После этого, как отмечают в деловом сообществе, количество контрафактной продукции на рынке выросло. Так, доля фальсифицированного цемента в 2022 году составила 18,2 процента, это в три раза больше, чем в 2020 году.