По его словам, развитие электронной торговли обеспечивает рост логистики, занятости населения, малого и среднего бизнеса. Поэтому важно пресекать недобросовестные практики в сфере электронной торговли - такие, например, как пожизненные блокировки в такси или штрафы за отказ продавцов от участия в акциях цифровых платформ.
В 2023 году ФАС был принят "Пятый антимонопольный пакет", направленный на пресечение злоупотреблений доминирующим положением со стороны владельцев цифровых платформ. Это позволило обеспечить эффективную защиту конкуренции на рынке.
В этом году был отменен мораторий на проверку компаний, введенный в 2022 году. Он выполнил свои задачи по поддержанию роста интернет-компаний, однако отсутствие монопольного контроля привело к ряду проблем. ФАС выявил ряд серьезных нарушений антимонопольного законодательства со стороны цифровых площадок. "Это непрозрачный механизм блокировки, исключение и расторжение договоров, различные штрафы, несогласованные изменения цен и так далее", - отмечает Шаскольский. Выдано предупреждение маркетплейсам Wildberries и Озон за навязывание невыгодных условий торговли для продавцов. Предупреждение антимонопольной службы касалось установления соразмерной ответственности интернет-площадок перед продавцами, налаживания контактной связи между продавцами и покупателями, прекращения практики максимальных штрафов. Большая часть требований ФАС уже удовлетворены.
Также ведется работа с агрегаторами такси, основная проблема здесь - непрозрачность ценовых алгоритмов. Особенно это касается балльно-рейтинговой системы, которая, по оценкам экспертов, приводит к повышению цен.
В рамках защиты конкуренции также проводится модификация регулирования торговли. По мнению Шаскольского, необходимо ввести единую форму имущественных торгов на интернет-площадках. Это существенно упростит процедуру передачи имущества, поможет сформировать однородную практику применения законов, снизить количество нарушений и повысить уровень конкуренции.
ФАС не поддерживает введение бесплатного возврата на маркетплейсах, так как этим инструментом компании пользуются для воздействия на конкурентов. Например, картель по продаже наушников могла сделать несколько логистически сложных заказов у конкурентов и затем отменить их в момент доставки товаров. Бесплатная отмена товара может спровоцировать всплеск подобных нарушений на цифровом рынке.
До 3,5 тыс. дел в год возбуждается по признакам нарушений Закона о рекламе. Особенное внимание ФАС уделяет рекламе финансовых услуг, так как здесь распространены практики обмана потребителя в отношении условий оказываемых услуг. Шаскольский отметил, что Служба планирует увеличивать штрафы за недобросовестную рекламу, так как сейчас небольшой размер штрафов позволяет игрокам рынка пренебрегать законами.