Дорога к дюнам
Соревнования сложные. Трасса "Шелкового пути" отнюдь не легче трассы "Дакар".
Гонка разбита на 11 этапов. Общая протяженность маршрута - более 5,2 тысячи километров. На пути у участников соревнований будут сибирская тайга, Алтайские горы и монгольская часть пустыни Гоби.
В грузовом зачете ралли участие будут принимать пять экипажей "КАМАЗ-мастер". Первый экипаж представляют пилот Эдуард Николаев, штурман Евгений Яковлев и механик Дмитрий Авдеев, второй - пилот Дмитрий Сотников, штурман Руслан Ахмадеев, механик Ильгиз Ахметзянов, третий - пилот Андрей Каргинов, штурман Иван Мальков, механик Данил Телепов, четвертый - пилот Богдан Каримов, штурман Дмитрий Никитин, механик Алмаз Ахмедов и пятый - пилот Сергей Куприянов, штурман Александр Куприянов, механик Иван Татаринов.
Пять экипажей нужны для того, чтобы провести на пяти машинах как можно больше тестов новых инженерных решений. Таким образом, у каждого экипажа будет своя задача и свои тесты. По их итогам предстоит решить, какие именно инновации будут внедряться.
Подготовка к гонкам с препятствиями идет полным ходом. Деталями участники экипажей делятся с журналистами. Как рассказывают представители команды, в этом спортивном сезоне они рассчитывают воплотить идеи, которые родились у них в ходе заездов на российских чемпионатах по ралли-рейдам "Золото Кагана" и "Пески Арчеды".
Где поднажать
Разработкам новых технических решений предшествовал анализ участий команды в прежних соревнованиях. Выявляли слабые стороны и работали над устранением пробелов.
Начальник конструкторского отдела команды Евгений Яковлев уже ранее рассказывал журналистам, что спортивный сезон 2023 года выдался непростым. Подобные соревнования нацелены на то, чтобы продемонстрировать одновременно две самые важные характеристики автомобиля - скорость и при этом надежность.
Для российской команды задача усложнилась тем, что из России ушли зарубежные компании, поставлявшие важные узлы автомобилей. То есть пришлось усиленно работать над замещением импорта. Работа длилась практически два года, так что сезон 2024 года важен еще и тем, что теперь команда должна наглядно продемонстрировать результаты этой непростой работы. Один пример. Спортивный двигатель, который установлен на автомобилях в 2016 году был укомплектован только блоком управления российского производства. Зато теперь он оснащен также отечественными датчиками. Необходимые показатели мощности и надежности обеспечены. Используются материалы и детали других российских компаний.
По отзывам участников команды, было много сделано для повышения плавности хода спортивного грузовика. Эта характеристика определяется массой автомобиля, особенностями ее распределения, рессорами и многими другими факторами. Особого внимания требует подвеска кабины. Эта часть автомобиля подверглась серьезным изменениям. В ходе поиска решения удалось перекомпоновать имеющиеся комплектующие таким образом, чтобы повысить плавность хода при пересечении участков бездорожья. Кроме того, удалось добиться снижения крена. Но при этом выросла нагрузка на элементы шасси, потому потребовалось усиливать эти зоны.
Еще одна задача - решить вопрос с системой охлаждения. Во время гонок прошлого года температура поднималась до 45 градусов Цельсия, вспоминают спортсмены".
Так что с учетом жары в пустынях Монголии требовалось улучшить показатели охлаждения систем двигателя. В результате в ходе совместных работ с партнерами по некоторым компонентам российского производства удалось даже добиться более высоких показателей по сравнению с зарубежными аналогами.
Были предприняты и другие улучшения. Например, проведены работы по снижению центра тяжести. Силовой агрегат и запасные колеса расположили поближе к центру автомобиля, а самые массивные узлы перенесли в базу автомобиля.
Наконец, конструкторы и инженеры поработали над шинами. Время накачки и сброса воздуха в шинах сократили более чем вдвое. В условиях гонки это очень важно, так как давление в шинах приходится менять по мере изменения трассы. Кроме того, в некоторых случаях обновленная система позволяет продолжить движение даже с поврежденными шинами.
Командная работа
Подготовка качественного современного спортивного грузового автомобиля - сложная задача. Даже такому гиганту, как КАМАЗ сложно учесть все нюансы. Потому подготовка к участию в пробеге, прежде всего, командная.
Выжить без поддержки партнеров невозможно. Причем поддержка нужна не только финансовая, но и моральная, технологическая, организационная. Среди партнеров российской команды и влиятельные банки, и нефтегазовые компании, и известные мировые производители. Часто отношения с партнерами выходят за пределы прагматических деловых контактов и превращаются в настоящую дружбу. Дело в том, что работа спортивной команды и ее достижения привлекают таких же увлеченных людей, можно сказать, родственные души, то есть профессионалов, отчасти романтиков, преданных своему делу. Роднит также спорт и бизнес необходимость быстро ориентироваться в сложной обстановке, принимать решения и действовать в высококонкурентной среде.
В ноябре 2023 года к кругу увлеченных единомышленников присоединилась компания ПАО "САК "Энергогарант". Основана она была в 1992 году для страхования крупных рисков в энергетической сфере. За время работы на рынке накопила огромный опыт, сопряженный с надежностью, целеустремленностью и желанием двигаться вперед. Сейчас региональная структура компании включает более 250 представительств, расположенных во всех регионах России. А многие предлагаемые программы страхования как для физических, так и для юридических лиц уникальны по своим решениям.
"Это наш первый опыт партнерских отношений со спортивной командой, но он осознанный. Команда "КАМАЗ-мастер" вдохновляет, мы видим в ее участниках сильных, увлеченных людей. Хочется поддержать их и разделить с ними и наше стремление добиваться результатов, двигаться вперед, невзирая на сложности и препятствия. Командная работа, прекрасный метод что в спорте, что в бизнесе", - говорит Александр Давыденко, Генеральный директор "ЭНЕРГОГАРАНТ".
Стремиться в будущее
Итак, подготовка к ралли "Шелковый путь" на финишной прямой. Теперь предстоит достойно прийти к финишу и на трассе.
Но работа по поиску новых решений, качественных производств, технических разработок и партнеров, конечно, продолжится и после этих состязаний.
К тому же, признаются участники команды, к выступлениям на "Шелковом пути" удастся внедрить не все новации, так как не удалось завершить все циклы испытаний. Часть наработок будет использована. Это элементы тормозной системы, ходовой части, двигателя. Остальные разработки еще будут тестироваться и внедряться позже по мере готовности.
У команды на этот год расписан довольно плотный график. А на следующий год она даже допускает участие в ралли "Дакар". Во всяком случае, технически и физически команда готова, чтобы участвовать и побеждать.