12.08.202407:00

Государство поможет тем, кто проектирует, выпускает и эксплуатирует БПЛА

Российские разработчики и производители беспилотных авиационных систем (БАС) и их комплектующих получат доступ к различным мерам государственной поддержки. Среди предусмотренных законом мер не только финансирование, но и консультационная поддержка, содействие выходу на внешние рынки и доступ к инновациям.

Достоинства дронов самолетного типа - дальность, большая высота и продолжительность полета, а также маневренность.
Достоинства дронов самолетного типа - дальность, большая высота и продолжительность полета, а также маневренность. / Сергей Петров / NEWS.ru / TACС

Однако для начала предстоит разобраться в том, какие БАС сейчас предлагают различным потребителям и чем они отличаются, в том числе по цене. В соответствии с законом предполагается создать единый реестр организаций, занимающихся разработкой и производством дронов различного назначения. Формировать и вести реестр будет Минпромторг России.

Для отечественной промышленности разработка и производство беспилотных летательных аппаратов - дело совсем не новое. Многие годы беспилотники различного класса демонстрировали на авиасалонах МАКС. Основной упор делался на аппараты мирного назначения, нацеленные на выполнение мониторинговых и сельскохозяйственных работ.

Дроны в интересах минобороны разрабатывал концерн "Калашников". Его подразделение ZALA Aero Group спроектировало и запустило в производство целую серию боевых и разведывательных беспилотников, среди которых наибольшую известность получил барражирующий "Ланцет". Сегодня созданием боевых беспилотников занимаются и другие фирмы.

Вскоре после начала специальной военной операции стала очевидна огромная роль беспилотных летательных аппаратов в условиях боевых действий. Выяснилось, что прекрасно воюют не только сложные аппараты, созданные крупными конструкторскими коллективами и выпускаемые серийно, но и достаточно простые. Яркий пример - FPV-дроны, буквально заполонившие небо на линии боевого соприкосновения.

Дроны оказались очень востребованным товаром. Начался бум в разработке и производстве самых различных беспилотных летательных аппаратов. Их в огромном количестве стали создавать различные энтузиасты, работавшие чуть ли не в гаражных мастерских. И, надо сказать, нередко такие беспилотники показывали в боевых условиях очень хорошие результаты.

Важным моментом, стимулировавшим рост производства в рамках так называемого "народного ВПК", стало то, что противник смог адаптироваться ко многим угрозам, в том числе исходящим от беспилотных авиационных систем. Потребовалось принимать какие-то новые решения, порой даже перезапускать производство.

В условиях крупных предприятий, которые обязаны соблюдать многочисленные регламенты, технические условия и постоянно вести согласование сопровождающих документов, оперативно перестраиваться сложно. А вот небольшие конструкторские и производственные организации в этом смысле оказались в выигрышной ситуации. Они чутко реагировали на новые вызовы и показывали высокую динамику как обновления конструкторской документации, так и производственного процесса, включая внедрение новых технологий.

Небольшие конструкторские и производственные организации динамично осваивали выпуск БПЛА

Однако проектирование и выпуск даже не очень сложных дронов - дело затратное. Естественно, многочисленные создатели беспилотных летательных аппаратов стали обращаться в различные властные и финансовые структуры за поддержкой. И возник закономерный вопрос: кто в первую очередь достоин господдержки, в каком качестве и каком объеме?

С этим сейчас разбираются.

И еще надо принимать во внимание, что наряду с беспилотными авиационными системами военного назначения продолжается и даже наращивается выпуск гражданской продукции. Мирные беспилотники уже работают в отдаленных районах страны. Без них никак не обойтись при освоении Крайнего Севера. В господдержке подобных беспилотных систем есть свои особенности. Их тоже надо учитывать.

В тему

По поручению президента России с 2024 года реализуется нацпроект "Беспилотные авиационные системы". Стратегией определены пять ключевых направлений развития:

  • стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы;
  • разработка и серийное производство таких систем;
  • развитие инфраструктуры;
  • подготовка кадров для беспилотной авиации;
  • фундаментальные и перспективные исследования в сфере беспилотных авиационных систем.

Для разработчиков и производителей БАС Минпромторг России разработал меры господдержки:

  • льготы: лизинг - от 3,5 до 8,5 процента годовых и займы - до 1 миллиарда рублей;
  • субсидирование скидки - до 2 миллионов рублей;
  • субсидирование летного часа - до 95 тысяч рублей в час;
  • грантовая программа: разработка конструкторской документации - до 100 миллионов рублей; субсидирование "сквозных НИОКР"; гранты на сертификацию - до 250 миллионов рублей;
  • обучение: программы высшего, среднего и дополнительного образования;
  • скидка покупателю БАС до 40 процентов цены и компенсация затрат продавцу в размере скидки - до 2 миллионов рублей.
Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации