20.08.202420:46

ЦБ хочет ограничить количество одновременных займов "до зарплаты" только одним

Банк России предложил реформировать микрофинансовый рынок в течение ближайших трех лет, о чем говорится в опубликованном регулятором докладе для общественных консультаций. В ЦБ в том числе предлагают ограничить количество одновременно действующих займов "до зарплаты" только одним, снизить максимальный уровень переплаты по долгу и выделить в отдельный сегмент компании, которые выдают микрозаймы бизнесу. По сути, если предложения ЦБ будут реализованы в предложенном виде, по уровню регулирования микрофинансовые организации (МФО) приблизятся к небольшим банкам.

Максим Блинов/ РИА Новости

МФО предоставляют займы миллионам граждан, которые, как правило, не имеют доступа к банковским продуктам из-за отсутствия кредитной истории, невозможности официально подтвердить доход или территориальной удаленности от банков. Их услугами активно пользуются предприниматели и небольшие компании. За последние десять лет количество МФО, по данным ЦБ, снизилось в 4,5 раза, теперь на рынке примерно 1 тыс. компаний. Объем выдачи микрозаймов с 2014 года увеличился в 7,7 раза, он составляет 1 трлн руб.

Ушли в прошлое ставки, достигавшие 1000% годовых (сейчас максимум - 292% годовых), и практики жесткого взыскания со стороны МФО. "Ограничены максимальная процентная ставка по займу, предельный размер переплаты и неустойки. От потери квартир граждан защищает введенный запрет на выдачу займов под залог жилья. Установлены лимиты на предоставление средств наиболее закредитованным заемщикам, и разработан механизм самозапрета на получение займов для защиты граждан от мошенничества", - говорится в докладе.

У ряда заемщиков сформировалась настоящая зависимость от микрокредитов

Займы "до зарплаты" часто обременительны для клиентов. Этот рынок сконцентрирован в максимально допустимом диапазоне процентных ставок. "Полная стоимость потребительского кредита (займа) (ПСК) не дифференцирована в зависимости от вида продукта и качества заемщика, в результате чего платежеспособные клиенты платят за себя и за тех, кто не справляется с долгом", - подчеркивают в ЦБ. Около трети займов переоформляются в новые, долг и проценты по предыдущим займам включаются в тело вновь выдаваемых, что позволяет МФО обходить регуляторные ограничения, а заемщики сталкиваются с кратным ростом долга.

У ряда заемщиков появилась зависимость от микрозаймов, констатируют в ЦБ. "Они оформляют по несколько договоров в месяц, обращаясь одновременно в разные МФО. В отличие от стандартной модели потребления (продукты питания, топливо, лекарства, универсальные магазины), в данном случае деньги используются на погашение других займов, оплату ставок на спорт и тому подобное", - говорится в докладе. Наконец, к самому микрофинансовому рынку низкое доверие, но это проблема, скорее, историческая.

Таким образом, ключевые риски в сегменте микрофинансирования ЦБ видит в займах "до зарплаты", общей закредитованности клиентов МФО и низком доверии к рынку. Одна из мер, предлагаемая регулятором для снижения рисков, - разделить рынок на три категории. Это компании предпринимательского финансирования, компании целевого финансирования и микрофинансовые компании (таким образом, существующее сейчас разделение рынка на микрофинансовые и микрокредитные компании - МФК и МКК - будет упразднено). Различаться в первую очередь они будут перечнем разрешенных операций и уровнем регулирования со стороны ЦБ.

Что касается защиты прав и заемщиков, Банк России предлагает четыре нововведения. Первое - ограничение количества одновременно действующих займов "до зарплаты": один заем до полного погашения (на переходный период сроком один год - два займа). Второе - введение периода охлаждения между оформлением займов "до зарплаты" не менее трех календарных дней. Третье - снижение уровня максимальной переплаты по микрозайму с 130 до 100% от тела долга. Четвертая - запрет прекращать обязательства по долгу за счет замены на новый без фактического движения денежных средств.

Каждый третий невыплаченный микрозаем переоформляется в новый

"Помимо повышения прозрачности микрофинансового сегмента и дифференциации компаний в зависимости от уровня принимаемого риска, мы видим движение в сторону защиты заемщиков от "долговой кабалы", поддержку предпринимательского финансирования снижением нагрузки и формализацию дорожной карты регулирования. Регулирование по степени жесткости приближается к банковскому, однако вместе с этим более предсказуемой становится операционная среда на три года вперед", - отмечает старший директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Иван Уклеин. Но в текущей конфигурации реестр МФО может ожидать ускоренное сокращение, поскольку барьер входа на рынок становится почти сопоставим с базовой банковской лицензией, добавляет он.

По его мнению, ограничение предела начислений 100% тела долга назрело давно. Но при стимулировании риск-ориентированного подхода и снижения ставок важно продумать все детали, чтобы не произошло резкого снижения финансовой доступности для наименее обеспеченных слоев населения, говорит Уклеин. "Банк России не уточнил, предполагается ли ввести ограничение в каждой отдельной МФК или на уровне кредитной истории. В первом случае может наблюдаться снижение рыночных ставок (за счет второго и последующего микрозаймов под 99% годовых), но не решается глобальная проблема закредитованности. Во втором случае, если ограничение будет распространяться на все МФК одновременно, нужно предусмотреть "веерные" заявки в несколько МФК через агрегаторы. Данные в бюро кредитных историй обновляются на следующий рабочий день, поэтому могут возникнуть ситуации, когда с разницей в несколько минут одобрено и выдано несколько микрозаймов. Ограничение не более одного-двух микрозаймов представляется разумным на уровне каждой МФК. Если ЦБ планирует распространить запрет на все МФК одновременно, то создаются риски снижения финансовой доступности", - предупреждает эксперт.

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации