Для крупных маркетплейсов ограничат открытие пунктов выдачи заказов

В Совете Федерации обсуждают возможность запрета на открытие новых пунктов выдачи заказов (ПВЗ) для маркетплейсов, чья доля на рынке превышает 25 процентов. Как изменится жизнь покупателей, выяснял корреспондент "РГ".

Покупатели приходят в офлайн магазины чтобы "пощупать" товар.
Покупатели приходят в офлайн магазины чтобы "пощупать" товар. / Алексей Стригин

Рынок онлайн-торговли стремительно растет, его лидеры уже определены и по факту борьба идет только между ними. Как и в ситуации с "живой" торговлей, законодатели стремятся ограничить аппетиты главных игроков, чтобы они в свою очередь не стали диктовать свои условия рынку. Причины ясны - всем известна ситуация с таксмоторными перевозками, где один-единственный игрок сначала купил, а потом в корне изменил ценовую политику в отрасли, лишив удовольствия большого числа соотечественников.

Новая инициатива фактически приравнивает маркетплейсы к торговым сетям, развитие которых также ограничено законом. Однако насколько такое сравнение корректно?

- Маркетплейс - это и не продавец, это торговая площадка, где работают тысячи мелких и крупных продавцов. Равно как и пункт выдачи заказов, это не розничный магазин, а компания, оказывающая услуги по хранению и выдаче заказов для тысяч разных продавцов. И сравнивать ПВЗ с розничной сетью некорректно, - уверена Нина Конюшева, гендиректор MiXBS.

Можно предположить, что обойти новый закон маркетплейсам поможет опыт торговых сетей - легко открыть условно независимую сеть пунктов выдачи под другим брендом, которая будет работать с одним или несколькими игроками. Ведь закон вряд ли будет предусматривать запрет на заключение договоров сотрудничества со сторонними ПВЗ, уточняет Конюшева, а если будет, то тогда как он коснется почты, которая также выступает ПВЗ для маркетплейсов?

Главный же нюанс, на который обращают внимание все эксперты - разница стартовых условий с географической точки зрения. Крупные маркетплейсы располагают развитой межрегиональной логистической инфраструктурой, что позволяет им осуществлять доставку в самые удаленные уголки. Малые же компании не имеют такой инфраструктуры, и если будут введены ограничения на количество ПВЗ, многие районы рискуют остаться без доступа к разнообразной продукции, прогнозирует Екатерина Авдеева, первый вице-президент Союза интернет-торговли.

Так или иначе новые законодательные ограничения способствуют появлению новых подходов в текущей операционной деятельности. Например, в Поднебесной в каждом крупном жилом комплексе есть свои постаматы, по функционалу - большие почтовые ящики, благодаря которым пользователям не нужно тратить время на получение заказов. В Москве такой опыт уже есть - ПВЗ начали устанавливать в жилых комплексах еще в 2023 году, и до 2025 года планируется установить порядка 10 тысяч постаматов. Однако другие города похвастаться такими планами не могут.

Новые ограничения так или иначе способствуют появлению новых подходов в текущей операционной деятельности

Многочисленные курьеры также могли взять на себя новые функции. Однако сейчас они сильно заняты, да и рабочих рук не хватает, кроме того введение новых услуг потребует найма дополнительного персонала и бюджета. Да и чем больше ПВЗ в шаговой доступности у клиента, тем ниже у него спрос на курьерскую доставку, напоминает Алексей Бездеткин, коммерческий директор логистического сервиса Boxberry.

Что же касается самих ПВЗ, у них тоже есть много маневров для развития. В ряде стран они выполняют функцию пунктов заготовки вторичных ресурсов (что логично, при таком объеме бумажных и полиэтиленовых отходов).

Прямая речь

Альберт Федотов, основатель бренда интерактивных развивающих игрушек BertToys:

- Несмотря на то что ПВЗ сейчас, действительно, открываются часто и в больших количествах, еще есть районы мегаполисов и целые города, где жители ждут дополнительных точек. При этом не факт, что новые пункты выдачи - от других маркетплейсов - будут открываться на месте старых: грамотные предприниматели не будут вкладываться в точки с потенциально низким оборотом, так как это просто нерентабельно. Стоит иметь в виду, что рост ПВЗ косвенно ограничивается и самими маркетплейсами: например, пункты с низким рейтингом могут подлежать закрытию.

Кстати

Важно подчеркнуть и следующее: открытие такого количества пунктов выдачи заказов привело к ситуации, когда почти не осталось невостребованных нежилых помещений, будь то подвальные или полуподвальные. Это же касается и невыгодных до недавнего времени мест на первых этажах жилых зданий. Подобная тенденция заметна не только в крупных городах, она распространилась и на регионы, напоминает Денис Зоммер, член центрального совета независимого профсоюза "Новый Труд".

Специальный проект RG.RU

© ФГБУ «Редакция «Российской газеты»

Полное или частичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.

Учредители: Правительство Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации