Эксперты подсчитали, как близость метро влияет на цену квартиры в разных городах
Тем, кто собирается покупать квартиру и выбрал вариант недалеко от станции метрополитена, денег придется приготовить на треть больше от средней стоимости жилья.
Как подсчитали аналитики 2ГИС, в семи городах России, где есть метро, жилье в 10 минутах ходьбы от станций подземки стоит в среднем на 28 процентов дороже, чем в других локациях.
При этом, как выяснили корреспонденты "РГ", значимость близости жилья к местным "сабвеям" в регионах сильно зависит от развитости сети самих подземок. Так, в отличие от Москвы и Петербурга в других городах-миллионниках насчитывается всего от 9 до 15 станций метро. Метрополитен, конечно, очень востребован и при таком небольшом числе станций, но на нем одном далеко не уедешь, приходится учитывать другие варианты передвижения. А значит, и жилье возле станций ценится не так сильно, как в столицах.
Своеобразным рекордсменом рейтинга 2ГИС стал Санкт-Петербург. Здесь квартира в шаговой доступности от метро обойдется больше чем на половину (53%) дороже, чем в других микрорайонах. Причины понятны - подземный транспорт позволяет быстро и без пробок оказаться в большинстве локаций города. Ко всему, такое жилье в культурной столице с ее развитыми туристическими потоками куда проще сдавать в аренду. Хоть туристам, хоть студентам. Кроме того, часто сами станции расположены близко к центру, и это само по себе добавляет еще несколько миллионов к стоимости жилья.
Как отмечают эксперты-риелторы, самые дорогие квартиры в Питере сейчас возле станции "Адмиралтейская", за один квадратный метр просят в среднем 481,9 тысячи рублей. Потом идут "Горьковская" и "Чкаловская". Явно в тренде и станция метро "Крестовский остров". Этот район застраивается элитным жильем, при этом здесь осталось еще много зеленых зон и парков, развитая инфраструктура. Как сообщили в сообществе "Зона риелторов", квадрат стоит здесь 278 тысяч рублей.
Самые доступные квартиры в Северной столице у станций метро "Площадь Ленина", "Девяткино" - со средней ценой в пределах 149 тысяч рублей за квадратный метр. Причина понятна - район уже большой, а станция метро здесь всего одна. Но и при этом близость к ней дает увеличение стоимости сразу на 10 процентов.
Как говорят эксперты, разница в цене квартир, расположенных рядом с метро и в значительном от него отдалении, достигает нескольких миллионов рублей. За близость к метро приходится раскошеливаться. Кстати, одни сутки проживания в престижном жилье возле станции подземки в Питере могут составлять 10 тысяч рублей. А это значит, дорогую квартиру довольно быстро можно будет "отбить".
К слову, Питеру уступает даже Москва. Здесь, как следует из данных аналитиков, разница в цене жилья у станций метро и в среднем по городу составляет 45%. Один квадратный метр стоит в столице 350,8 тысячи рублей, а в 10 минутах ходьбы от подземки - 509,5.
Самые дешевые квартиры в Москве, расположенные недалеко от метро, конечно, находятся далеко от центра. Например, возле станций "Тульская", "Автозаводская", "Ломоносовский проспект". А самые дорогие - у станций "Воронцовская", "Калужская", "Кунцевская", "Октябрьское Поле".
Между тем, чем дальше от столиц, тем близость метро при выборе жилья теряет свое "сакральное" значение. Просто потому, что во всех других городах станций метро мало, и далеко не во все районы подземной железной дорогой можно добраться. Так, в Новосибирске, где сегодня действует 13 станций "сабвея", пешая доступность метро - фактор не определяющий. Хотя и здесь цена "квадрата" у метро стоит на 42 процента дороже.
Эксперты по рынку недвижимости, говоря о ценообразовании, употребляют термин "локация", включающий в себя и транспорт, и социальную инфраструктуру, и даже исторически сложившуюся привлекательность, имидж того или иного района. Так вот, одна из самых дорогих локаций в Новосибирске, где цены на квадратный метр начинаются от 250 тысяч рублей, - это Академгородок, который расположен в 25 километрах от ближайшей к нему станции метро "Речной вокзал" и куда метрополитен в обозримом будущем явно не дотянется. Объяснить дороговизну жилья в Академгородке вряд ли можно наличием там Новосибирского госуниверситета, как в принципе нельзя говорить о каком-то одном определяющем цену критерии - их всегда несколько, это комплекс.
Как говорит эксперт по недвижимости Дмитрий Афанасьев, в случае с Академгородком работают рыночные механизмы спроса и предложения: жилья в Академгородке было мало, до конца "нулевых" там практически не велось жилое строительство, а желающих жить в исторической лесопарковой зоне хватало - высокий спрос и низкое предложение, отсюда и "золотые" квадратные метры.
По мнению независимого аналитика рынка недвижимости Сергея Николаева, сравнивать цены на недвижимость, выделяя только один фактор - например, метро, - в принципе некорректно, бог знает, какие результаты можно получить таким образом. Как быть, например, с тем фактом, что большая часть - 11 из 13 станций - новосибирского метрополитена расположена на правом берегу Оби, где квартиры всегда были дороже, чем в левобережной части города. Как подчеркивает Сергей Николаев, метро фактически проходит по центральной части Новосибирска, а чем "центрее", тем дороже квартиры. Кроме того, в этой части города больше новых ЖК повышенной комфортности - так, самое дорогое жилье в Новосибирске аналитики "2ГИС" нашли возле станции "Октябрьская", которую как раз и окружают новые жилые комплексы. Качество жилья плюс престижная локация - вот основные влияющие на цену критерии. Метро же как таковое способно добавить к цене квадратного метра не более 8-10 процентов, считает Сергей Николаев.
Примерно такая же ситуация и в Екатеринбурге, где местное метро долгое время считалось самым коротким в мире, сейчас здесь девять станций, причем все они на одной ветке. Покупатели и рады бы руководствоваться при покупке квартиры фактором шаговой доступности к станции, но это далеко не всегда возможно в принципе.
"Я недавно переехал из Москвы, - говорит программист Евгений Назаров, - там да, при выборе квартиры сразу смотришь, сколько минут пешком до метро, а в Екатеринбурге на это не особо обращаешь внимание. Ветка позволяет добраться только из рабочих районов Уралмаша и Ботаники до центра города. Поэтому, когда я выбирал квартиру, смотрел, как мне в принципе будет удобнее добираться до работы, плюс учитывал качество самого жилья".
"Близость к метро не всегда корректно использовать в качестве основного критерия при выборе квартиры, - подтверждает коммерческий директор "Яндекс Недвижимость" Евгений Белокуров, анализируя рынок жилья в Казани, где построено 11 станций подземки. - Важна вариативность транспортной доступности в целом. Кроме метро в крупных городах сегодня также важна доступность выезда на крупные транспортные артерии. Действительно, в столицах мы наблюдаем, что ценник на недвижимость в шаговой близости к метро выше, чем на окраинах. Однако в других городах зачастую отсутствие метро в пешей доступности компенсируется, например, близостью железнодорожной станции, электричка от которой доезжает до центра города. Ценник на квартиры в таких районах может не зависеть от близости метро, так как путь на другом виде транспорта может занимать даже меньше времени, чем в "подземке".
Самая большая доля квартир в пешей доступности от метро сеголдня отмечается в Москве - 22,7%. Следом идет Новосибирск - 13,9%, за ним - Санкт-Петербург - 12,3%.