К хорошему привыкают быстро
Рынок первичного жилья во второй половине 2024 года оказался в новых условиях, которые стали вызовом для девелоперов. Ужесточение требований ипотечных программ и рост ключевой ставки сделали кредитные средства менее доступными для покупателей квартир, но в Группе "Аквилон" не намерены из-за этого снижать качество продукта. Для стимулирования спроса вместе с банками девелопер разработал линейку инструментов, облегчающих приобретение жилья. О новых возможностях для клиентов "РГ" рассказал операционный директор Группы "Аквилон" в Петербурге и Лениниградской области Николай Дорофеев.
Какие изменения претерпела рыночная стратегия "Аквилона" в связи с завершением массовой льготной ипотеки и модификацией других ипотечных госпрограмм
Николай Дорофеев: Наша стратегия рассчитана на долгую перспективу. Мы все также приобретаем участки, готовим к старту новые проекты, завершаем текущие. Безусловно, изменения ипотечных программ коснулись и нас. Но повышенные продажи в преддверии окончания массовой ипотеки помогли компании сформировать запас прочности на турбулентный период. Мы понимали, что любые изменения так или иначе приводят к временному снижению спроса. В июле многие покупатели заняли выжидательную позицию, на новостях об изменении условий оставшихся ипотечных программ - семейной и ИT-ипотеки. Но уже по итогам августа - сентября мы видим постепенное восстановление спроса, возвращение покупателей. Даже несмотря на высокие банковские проценты, люди понимают, что недвижимость - наиболее надежный актив для сохранения сбережений. Поэтому мы видим интерес не только к квартирам, но и к коммерческим помещениям, сити-боксам, паркингам. К нам приходят инвесторы для приобретения офисных и других помещений на первых этажах. При этом доля ипотеки остается по-прежнему высокой. Сейчас в объеме ипотечных продаж лидирует семейная ипотека, но мы понимаем, что многим нужна альтернатива, и поэтому разрабатываем свои программы рассрочек.
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этих инструментах поддержки покупателей.
Николай Дорофеев: У нас недавно стартовала программа двухлетних рассрочек 15-15-70. То есть покупатель вносит первый взнос 15 процентов, спустя время - еще 15, а остаток - 70 процентов - спустя два года с момента подписания договора. Ключи при этой рассрочке он получает сразу же. Также у нас есть рассрочка 10 на 90, на шесть месяцев. Она интересна для тех, кто планирует улучшить свои жилищные условия за счет продажи старого жилья. То есть 10 процентов вносится сразу, а через полгода, когда продана предыдущая недвижимость, вносится остаток. Также у нас есть двухлетняя рассрочка для пяти платежей, по 20 процентов, каждые полгода. До сих пор действуют субсидированные программы на сданные и строящиеся проекты, траншевая ипотека.
То есть мы ищем с нашими банками-партнерами те инструменты, которые помогают решать жилищный вопрос.
Ведь в сохранении спроса заинтересованы не только девелоперы, но и кредитные организации. Кроме того, мы расширяем нашу систему лояльности для постоянных клиентов, их родственников, для компаний-партнеров, для различных категорий покупателей. Ищем то, что позволяет поддерживать спрос.
В Москве, Ленинградской области ввели ограничения по минимальному метражу квартир в новых проектах, чтобы сократить долю студий и маленьких однушек. Как вы расцениваете эти решения властей?
Николай Дорофеев: С одной стороны, это неплохо, чтобы избежать повторения негативного опыта ряда зарубежных стран, где люди живут в очень стесненных условиях. Но с другой, регламентируя площадь жилья, стимулируя приобретение квартир больших метражей, необходимо предусматривать дополнительные инструменты его приобретения, помимо семейной ипотеки. Ведь люди покупают студии и однокомнатные квартиры прежде всего из-за доступности по цене, чаще всего как первоначальное жилье либо на будущее - детям.
Но мы всегда подходили к планировкам квартир, исходя из нашего принципа разумных метров. Ставили во главу угла качество жилья, стараясь избегать длинных пустующих коридоров, других неиспользуемых площадей. В нашем портфеле продаж на сегодня студии и однушки лидируют, но мы отмечаем растущий спрос на евродвушки, евротрешки. Даже молодые пары, приобретая квартиру, сейчас задумываются о том, что семья расширится, и выбирают варианты, где есть комфортная зона для общего времяпрепровождения и спальня для отдыха.
Меняется ли в целом качество вашего предложения в новых условиях?
Николай Дорофеев: Мы всегда делали ставку на комфорт-класс, считая этот сегмент наиболее устойчивым к переменам в соотношении цена/качество. Покупатель быстро привыкает к хорошему, и, несмотря на более высокие кредитные ставки, не будет в массовом порядке возвращаться к жилью класса "эконом". Давно прошли те времена, когда были важны только сами квартиры, их локация и цена. Сегодня людям важна безопасная входная зона, комфортный двор, огороженная территория, видеонаблюдение, любимая пекарня, химчистка, отделение банка. С одной стороны, это требование покупателя и рынка, а с другой - у компании "Аквилон" есть определенные принципы, которым она не намерена изменять. Компания старается даже в объектах класса "комфорт" внести элементы "комфорт+", "бизнес-лайт". У нас сейчас реализуются проекты в Янино. Казалось бы, с точки зрения локации и чека, это ближе к "стандарту". Но мы сохраняем там наши ключевые опции - детские площадки, детский клуб. Технологии высокой энергоэффективности жилья и "умного дома" остаются во всех наших проектах.
Какой в "Аквилоне" видят целевую аудиторию своих новых проектов?
Николай Дорофеев: Обычно у нас лидировали женщины, в соотношении 55 на 45 процентов. Но по итогам августа стало больше мужчин - 55 процентов. По возрасту распределение такое: 38 процентов покупателей - в возрасте от 26 до 35 лет, это молодые люди, задумывающиеся о будущем. Но ключевая группа - люди от 36 до 45 лет, их 42 процента. Повышение спроса на "еврожилье" как раз говорит о том, что наша аудитория зрелая, устоявшаяся. Это семейные пары, успешные люди. Те, кто имеет возможность приобретать недвижимость не только для жизни, но и в качестве инвестиций в будущее своих детей, те, кто ценит комфорт и безопасность. Это наша ключевая аудитория, на которую мы и будем в дальнейшем ориентироваться.