Количество филиалов сократилось с 2019 года по октябрь 2024-го с 647 до 391. Сильнее это проявилось в Уральском федеральном округе, следует из данных ЦБ. Там число филиалов снизилось со 104 до 41. В Центральном федеральном округе динамика не такая заметная.
"Сокращение обособленных структурных подразделений на территории России - естественный процесс оптимизации расходов на ведение банковской деятельности, который согласуется с трендом цифровизации банковских услуг и популяризацией дистанционных каналов обслуживания", - рассказал управляющий директор рейтингового агентства "Эксперт РА" Юрий Беликов.
Число дополнительных офисов сократилось за полгода с 24,4 до 23,9 тыс. Сейчас банки активнее предлагают оформить карту онлайн за пару минут и довезти ее к дому. К клиенту приезжает официальный представитель, чтобы сверить документы и подписать бумаги.
Доставка карт, по словам Беликова, обходится банкам дешевле, чем содержание офисов, а для клиентов это зачастую более удобно. Некоторые участники рынка предлагают оформить таким способом и ипотеку. Выписки и справки тоже могут выдаваться онлайн. "Конечно, офисы не исчезнут, но поддержание таких сетей, как в нулевые и десятые, уже не имеет практического смысла", - отмечает он.
Ряд клиентов, особенно пожилого возраста, не привыкли совершать все операции онлайн, отмечает Татьяна Белянчикова, доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова. При этом банкам по-прежнему нужно идентифицировать новых клиентов по закону. И, как правило, очно совершаются крупные сделки. Для самих банков это также остается важным каналом продаж, несмотря на то, что 90- 95% банковских услуг может оказываться онлайн.
Остается весомая доля клиентов, предпочитающих живое общение со специалистами банка. "За последний год клиентопоток в наши отделения вырос более чем на 20%, что свидетельствует о сохранении важности отделений даже при росте онлайн-каналов", - рассказал "Российской газете Руслан Еременко, член правления ВТБ. По его словам, банк планирует расширять свое региональное присутствие, в том числе там, где ранее не был представлен.
Цифровизация - тенденция по всему миру: компании снижают затраты, а люди экономят время, говорит Анна Гондусова, директор по работе с клиентами УК "Альфа-Капитал". Если операция совершается онлайн, условия и ставки по продуктам могут быть выгоднее. В результате участники рынка теряют мотивацию идти во все регионы и города, происходит концентрация в столицах, рассказала Белянчикова. И банки делают офисы с открытыми пространствами без "окошек" и перегородок. Эти места воспринимаются, скорее, как коворкинг или кафе, где есть даже зоны отдыха и развития для детей.
"Филиалы, скорее всего, будут трансформироваться в центры консультационных услуг, где клиенты могут получить более сложные финансовые услуги или консультации", - объяснил Антон Мельцов, основатель компании "Страховой брокер AMsec24". Полное исчезновение очного присутствия в ближайшее время не ожидается, отмечает эксперт, поскольку нужно удовлетворять потребности разных клиентов.