Продажи изделий из натурального меха выросли в 2024 году, при этом увеличилась и стоимость этих товаров. Производители были вынуждены поднять цены из-за подорожавших меховых шкурок, себестоимость которых за последние годы значительно выросла. Еще одним испытанием для отрасли стала нынешняя теплая зима - меховой бизнес прежде всего страдает от погоды, рассказали "Российской газете" эксперты.

По данным владельца кировской меховой фабрики "Соболь" Алексея Лихачева, объемы продаж предприятия в 2024 году выросли примерно на 25% по отношению к 2023 году. Частично это связано с ростом розничных цен на продукцию фабрики в среднем на 15-25%. "Вынуждены были поднимать цены, так как значительную часть в структуре себестоимости продукции составляют меховые шкуры", - отмечает он. Закупочная стоимость мехового полуфабриката увеличилась от 10% до 100%, в зависимости от вида.
В России разведением пушных зверей занимается около 30 хозяйств, утверждает председатель совета Национальной ассоциации звероводов Владимир Бозов. Норка - самый популярный вид зверя как в стране, так и в мире. Около 80% всех шкурок произведены из нее. Норку разводят на 21 ферме. Лисицами занимаются на 10 фермах России, песцом - на 5, енотовидную собаку выращивают на 1 ферме. Ни одна страна, кроме России, не разводит соболя и хоря. "Соболь - это наш бриллиант. Это самый лучший, самый дорогой и престижный мех", - считает эксперт. Соболем занимаются в 11 хозяйствах, а хорем - в 3.
Как отмечает Бозов, отечественное производство покрывает только около 20% потребностей страны в мехе. Посчитать точные цифры сложно, потому что много сырья ввозится контрабандой, в основном из Китая. Официальные поставки, в свою очередь, осуществляются по параллельному импорту. По данным ФТС России, за январь-октябрь 2024 года в страну импортировали кожевенного сырья, пушнины и изделий из них на сумму около 800 млн долл. Ранее основная часть меха закупалась за рубежом: в Дании, Финляндии, США, Канаде, сообщает управляющий партнер компании "Русский мех" Василий Константинопольский. Сейчас Датский аукцион закрылся. По словам эксперта, у потребителей наибольшей популярностью пользуются изделия из норки. На втором месте по продажам и индивидуальному пошиву шубы из соболя. Замыкают тройку пушистые меха - песцы и лисы. Кроме того, люди стали активно интересоваться африканским каракулем (SWAKARA). "В последние пару сезонов мы также ощущаем возвращение интереса к меху каракуля. Спрос на него снова растет, как в былые советские времена", - подтверждает Алексей Лихачев. Востребованы и относительно бюджетные виды меха: мутон и керли (разновидности овчины).
Производители также отмечают влияние на спрос теплой зимы. "Когда холодно и снежно, продажи все равно держатся на приемлемом уровне, даже если есть негативные внешние факторы. Однако когда все хорошо с точки зрения экономики и моды, но при этом тепло, идут просадки в продажах", - сообщает Константинопольский. Сезонность спроса и бизнеса является самой главной проблемой отрасли, считает Лихачев. Весной и летом спрос в десятки раз ниже. Это накладывает свои трудности в планировании работы.
Другой сложностью, с которой сталкивается отрасль, является уменьшение кадрового резерва. По словам эксперта, меховые швеи и скорняки - это сложные и вымирающие профессии. Молодежь не идет учиться в эту сферу, да и в стране просто не осталось таких учебных заведений. Сейчас в цехах трудятся люди, которые начинали свой профессиональный путь еще в 80-90-е годы. С дефицитом кадров сталкиваются и звероводческие хозяйства. Бозов утверждает, что производство является очень сложным и его невозможно полностью механизировать.
Константинопольский отмечает увеличение расходов на доставку продукции, ее выделку и рост стоимости крючков, фурнитуры, скоб для правки. Негативное влияние на производителей также оказало снятие пошлин на сырье в 2025 году. Так, экспортеры предпочитают продавать за рубеж сырье без переработки внутри страны, а обратно уже возвращаются изделия с добавленной стоимостью или сырье реализуется полностью за границей. Сейчас, по словам эксперта, в России практически отсутствуют крупные производители изделий из натурального меха. Все перешли на ремесленнический уровень, ателье, шоурумы. Фабрики обратились к искусственному сырью, изделиям из ткани или вообще закрылись.
По прогнозам экспертов, в завершение сезона покупатели еще смогут купить меховые изделия со скидками, но в новом сезоне ожидается подорожание. По оценкам Константинопольского, оно составит от 20% до 100%. Однако популярность меха продолжит расти благодаря тренду Slavic girl (повторение образа состоятельной девушки из Восточной Европы 2000-х годов. - Прим. "РГ") и похожим на него модным течениям. "Поэтому купить настоящую натуральную качественную шубу именно сейчас, в конце зимнего сезона, - это не глупость, а наоборот - мудрое решение. Можно сэкономить свои ресурсы и сделать правильную инвестицию", - резюмировал Лихачев.