А перед Российской академией наук, которая не без труда отстояла свое право называться главной экспертной организацией в нашей стране, в высшей степени ответственная и триединая задача. Встать над спорами и чиновничьей конъюнктурой. Развести государственные, общенародные интересы и чьи-то частные устремления. Оценить долгосрочные последствия предлагаемых сегодня решений и вынести твердый, научно обоснованный вердикт: что и как следует сделать на уровне законодателей, федерального правительства и региональных властей.
Именно с этой целью в историческом здании президиума РАН, которому вернули прежнее название "Александрийский дворец", состоялось совместное заседание сразу пяти профильных научных советов: по глобальным экологическим проблемам, по лесу, по проблемам экологии биологических систем, по "Водным ресурсам суши" и научный совет Сибирского отделения РАН по проблемам озера Байкал.
Предметом для анализа стал проект поправок в действующий Федеральный закон N 94 "Об охране озера Байкал". Такой законопроект был рассмотрен в первом чтении 11 июля 2023 года. А в октябре того же 2023 года было проведено заседание трех научных советов РАН с однозначной резолюцией: законопроект требует доработки с активным привлечением науки.
Спустя год тревог не убавилось, а беспокойства стало еще больше, когда на свет появилась новая редакция поправок. Посвященные в тему и не ангажированные ученые констатировали: подготовка законопроекта ко второму чтению велась келейно, а формулировки в тексте не согласовывалась с профильными научными центрами. Как результат такого противостояния, в ноябре 2024 года родилось обращение 73 видных деятелей науки и охраны природы с критикой навязываемых поправок в Закон "Об охране озера Байкал" и настоятельной просьбой не выносить такой законопроект на второе чтение.
В начале 2025 года в этом деле, хочется верить, случился качественный поворот. После обращения главы Республики Бурятия Алексея Цыденова к президенту России главой государства было дано поручение выработать согласованные предложения в отношении Байкала и развития окружающих его территорий с участием правительства России, Генеральной прокуратуры, Российской академии наук, руководства Бурятии, Иркутской области и депутатов Государственной Думы.
Прямой и открытый для СМИ разговор состоялся 28 февраля в Российской академии наук. "Есть целый ряд документов, который говорит о том, что нужно более внимательно рассматривать этот закон", - сказал, открывая заседание, президент РАН Геннадий Красников.
В диалоге с соратниками и оппонентами имели возможность аргументировать свою позицию глава Республики Бурятия Алексей Цыденов и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, один из авторов исходного законопроекта о поправках в Закон N 94 "Об охране озера Байкал". По словам Цыденова, в рамках ныне действующего закона невозможно обеспечить социальную справедливость для населения, проживающего на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории. А это 138 тысяч граждан и 160 населенных пунктов. При этом большинство накопившихся проблем, акцентировал глава Республики Бурятия, обусловлены не строгими постулатами Закона "Об охране озера Байкал" от 1999 года, а являются следствием несогласованности последующих изменений законодательства, включая Лесной, Земельный кодексы и другие нормативные акты.
Аргументы за и против предлагаемых решений высказали академик Арнольд Тулохонов (Сибирское отделение РАН), член-корреспондент РАН Наталья Лукина (председатель Научного совета РАН по лесу), директор Лимнологического института СО РАН Андрей Федотов, академик Валерий Стенников и его коллега из Сибирского же отделения доктор географических наук Леонид Корытный, а также другие ученые и специалисты.
По видео-конференц-связи в заседании принимал участие и руководитель всего Сибирского отделения РАН академик Валентин Пармон. Но слова не попросил, вопросов не задал. А по итогам всего обсуждения на официальном сайте СО РАН ограничились сокращенным до одного абзаца пересказом того, что разместил на своей странице в Telegram другой участник заседания.
И звучит это так: "Глава Бурятии Алексей Цыденов рассказал о проблемах, которые решает новая редакция закона о Байкале. Ученые высказали свои предложения и комментарии по многим аспектам законопроекта. Участники заседания пришли к единой позиции, что для жителей республики, проживающих на берегах Байкала, надо создавать достойные условия, обеспечить социальную справедливость. Это строительство водоводов, расширение кладбищ, обустройство очистных и селезащитных сооружений, строительство и ремонт дорог..."
Вице-президент РАН Степан Калмыков, который на правах председательствующего завершал заседание, обратился ко всем участникам с просьбой передать в рабочую группу свои предложения, касающиеся поправок в закон об охране Байкала. Академик Калмыков не исключил, что для окончательной доработки законопроекта ученым и представителям власти может потребоваться еще одна встреча.
Виктор Данилов-Данильян, председатель Научного совета "Водные ресурсы суши", член-корреспондент РАН:
- Что главное в ситуации, которая сложилась вокруг предлагаемого законопроекта? Главное то, что общество раскололось. Одни говорят, что подавляющая часть - за корректировку закона, а другие утверждают обратное. При этом сторонники законопроекта о поправках вовсе не составляют подавляющей части местного населения.
В чем заключается основная проблема? В том, чтобы обеспечить населению Прибайкалья нормальный уровень благосостояния и условия для полноценного развития, сохранив при этом Байкал. Решением может быть только выполнение научно обоснованной федеральной целевой программы долгосрочного социально-экономического развития Байкальской природной территории с обязательным учетом всех ограничений, соблюдение которых гарантирует сохранение природной жемчужины.
Создание такой ФЦП - весьма наукоемкая задача. Важнейшее значение имеет выявление экологических ограничений. Не менее важен социальный блок программы. Наука и здесь должна выполнить ключевую функцию - прогнозирование последствий предполагаемых мер.