Как изменились цены на стройматериалы и услуги профессиональных ремонтных бригад
За прошлый год цены на услуги ремонтных бригад выросли на 35-40%, при этом больше половины россиян готовы потратить на ремонт сумму до 200 тыс. рублей. Cпрос на товары для ремонта все больше формирует демография, рассказали эксперты.

Только 34% россиян, согласно опросу сайта "ВсеИнструменты.ру", полностью делегируют ремонт бригадам профессионалов. Еще 56% пользуются их услугами лишь в тех зонах, где у них нет опыта самостоятельной работы. А 10% планируют провести весь ремонт своими руками.
Весной или летом 82% опрошенных предполагают провести косметический ремонт. Больше всего россиян волнует состояние санузлов (22% планируют ремонт в ванной и туалете) и балконов (10%). Обновить спальню, детскую и прихожую собираются по 9% респондентов.
Более половины опрошенных (54%) хотят потратить на весь ремонт сумму до 200 тыс. рублей, а 18% россиян - от 200 до 400 тыс. руб. Каждый десятый считает, что ему будет достаточно суммы от 400 до 600 тыс. рублей.
Порядка 37% участников опроса закладывает на ремонт не более двух недель, 24% хотят уложиться в срок до месяца, а 27% считают, что понадобится от одного до двух месяцев на все работы.
Почти треть соотечественников опасаются, что им не хватит денег на товары для ремонта, при этом только 13% покупают все заранее, а 25% формируют подушку безопасности на случай непредвиденных трат. Также россияне боятся, что работы продлятся дольше запланированного (24%), для избежания этой проблемы 17% россиян составляют детальный план проведения работ. А 23% россиян боятся, что могут столкнуться с непрофессиональной бригадой. Потому каждый шестой (15%) ищет работников через своих знакомых, которые довольны услугами.
Как отметил на конференции "Яндекса" гендиректор "INFOLine Аналитика" Михаил Бурмистров, цены на услуги ремонтных бригад в 2024 году выросли на 35-40%. Это связано с ужесточением миграционной политики - в основном в этой сфере работали гастарбайтеры. При этом товары для ремонта подорожали лишь на 12-17%.
Продажи материалов для строительства, ремонта и сада уходят в маркетплейсы, отметил эксперт. Доля маркетплейсов в этой сфере выросла за год с 18% до 29%.
В первом полугодии 2024 года рынок DIY-товаров (строительные, отделочные материалы) быстро рос, отметил Бурмистров. Во втором полугодии рост снизился: во-первых, завершилась льготная ипотека, во-вторых, были введены счета эскроу на загородном рынке, к чему рынок был не готов.
В то же время рынок поддерживают тенденции в сфере демографии, отметил Бурмистров. Происходит атомизация домохозяйств - все больше людей живут одни, позже вступают в брак, позже заводят детей. Это меняет специфику потребления целого ряда товаров и приводит к тому, что растут продажи отдельных единиц. Например, вместо одного унитаза для квартиры, где живет семья из четырех человек, нужен унитаз в каждую квартиру-студию, где живет одиночка. Эта тенденция касается также некоторых видов мебели и отделочных материалов.
Большинство россиян (68%) готовы платить больше за "зеленый" ремонт, показало исследование "Лемана ПРО". При этом 32% согласны переплачивать на 5% больше, а 23% - на 10%. Спрос на экологичные материалы устойчиво растет, отмечают эксперты. По данным "Лемана ПРО", доля продаж таких товаров выросла с 6,5% в 2022 году до 34,1% к концу 2024 года.
Руководитель отдела поддержки коммерческой деятельности СТД "Петрович" Василий Федоров приводит данные, согласно которым за последние три года спрос на экологичные материалы вырос более чем в два раза. В первую очередь покупателей интересуют товары для отделки стен, пола и потолка, отмечает эксперт.
Как правило, экологичные материалы дороже традиционных аналогов - по данным Федорова, в среднем более чем на 20%. Эксперт отмечает, что в экономсегменте экологичных материалов практически нет, чаще такие товары можно найти в среднем ценовом сегменте и выше.
В Аналитическом центре НАФИ обращают внимание на рационализацию потребления - покупатели все чаще делают выбор в пользу износостойких материалов и энергоэффективных технологий. На рынке экологичных материалов выделяют два основных сегмента: премиальный и рынок переработанных товаров. В первом случае традиционно используются экологически чистые и экологически допустимые продукты, такие как натуральная древесина, камень и керамика, поясняет Назиря Ибрагимова, к.т.н., доцент кафедры товарной экспертизы и таможенного дела РЭУ им. Г.В. Плеханова. При этом весомой остается доля ручного труда, что обуславливает высокую добавленную стоимость. В то же время "зеленые" материалы могут быть результатом вторичной переработки. Тогда экологичными они называются прежде всего по нейтральности по отношению к окружающей среде при своем производстве. "Премиум-сегмент растет вне зависимости от внешних условий. Переработанные же товары получают долю рынка вместе с поддержкой клиентом принципов экологичности и заботой о собственном здоровье", - считает эксперт.
Подготовила Софья Ефремова