Увы, дружить против кого-то - самый простой способ объединиться, начиная с группы детского сада до уровня государств. Разговоры о том, что раньше травли или, как сегодня говорят, буллинга, не было, - ложь. Вспомните хотя бы фильм Ролана Быкова "Чучело" или роман Уильяма Голдинга "Повелитель мух". Это, к сожалению, заложено в природе человеческой. Сейчас у травли другие формы - она в основном перешла в интернет по той простой причине, что там все можно сделать максимально анонимно, а "эффект" все равно будет.
Причиной, источником травли может стать что угодно: брекеты, "не тот" разрез глаз, голос, одежда, взгляды, национальность и т.п. Меня в школе тоже травили - оскорбляли по национальному признаку, я ответил, потому что терпеть было невыносимо. И меня же исключили из школы. Дети живут не на Луне, они видят и знают обо всем, что происходит в мире. В школьном чате шестиклассники вовсю обсуждают специальную военную операцию, они же слышат домашние разговоры. Но в этих условиях надо постоянно думать не о том, что разъединяет, а о том, что объединяет. Какой ошибкой было в свое время разделить детей "по религиям" для изучения курса "Основы религиозных культур и светской этики"! Школа - это единственное место, где дети разных народов объединяются, и она, конечно, должна оставаться светской. Это техника безопасности в многонациональном сообществе, другого здесь не дано.
Скажу жестко: часто в том, что ребенок попадает в ситуацию травли, виноваты родители. Сын или дочь не хотят идти в школу, "зависают" у экранов компьютеров и телефонов, бледнеют, замыкаются в себе… Спросите, что происходит, не ограничиваясь дежурным "Как дела в школе?". Патриотический порыв второклассника понятен. Как и то, что любые военные конфликты рано или поздно заканчиваются. Беспокоит другое: дети сегодня играют в "наших" и украинцев, как мы в свое время играли в "наших" и немцев. Эти раны придется зализывать еще не одному поколению.