А был ли советский человек? Да, это обаятельный Юрий Никулин из "Бриллиантовой руки"
Алексей Варламов - об образе советского человека и его ментальности
Алексей Варламов, ректор Литературного института имени А.М. Горького, писатель, автор биографий классиков литературы XX века.
Алексей Варламов, ректор Литературного института имени А.М. Горького, писатель, автор биографий классиков литературы XX века. / Михаил Джапаридзе/ТАСС
Мы обречены спорить, кто такой советский человек, был ли он вообще или это какой-то фантом.

Мне, например, важно понять, как сочетались в советском человеке его советскость и его национальность. К моменту поступления в университет я вообще не задумывался, кто я в этом смысле. В школе все мы были советские дети. Потом уже услышал: вот он армянин, этот - грузин, а там - еврей, но никто не говорил - я русский. Без оценки, хорошо это или плохо, но попытка создать общность "советский народ" все же была совершена. И в какой-то момент я думал, что так будет всегда. Поэтому то, что последовало в 90-е годы, когда Советский Союз развалился, привело многих в шок. Впрочем, я не очень верю в то, что это были происки каких-то внешних сил. Это наша внутренняя история. Советский проект по каким-то причинам не удался.

Но вот был ли советский человек? Думаю, что да. Это была очень сложная, интересная и противоречивая личность, в которой коллективное превалировало над личным и индивидуальным. И идея коллективизма, которая лежала в основе советского проекта, в какой-то период работала. Но баланс между "я" и "мы" соблюсти не получилось: был перебор в подавлении национального, люди устали от завышенных ожиданий, ведь невозможно жить только с мыслью о том, какое прекрасное у нас будет будущее - долго так не протянешь.

Идеальными для советского проекта, по-моему, были 60-70-е годы: мы это видим по нашему кино, наверное, даже больше, чем по литературе. Блистательный фильм, где показаны советские люди в их лучших проявлениях, - это "9 дней одного года" Михаила Ромма. Были ли они такими, или все приукрашено? Думаю, были. В моем романе "Душа моя, Павел" главный герой - из закрытого города, из той самой среды физиков-атомщиков, которые строили отрасль. Они горели своим предназначением.

Почему же все это стало рушиться? Помню, как наша пионервожатая требовала от председателей советов отрядов школы ежедневный план-сетку: отчет о мероприятиях. Когда ей указали, что каждый день что-то делать невозможно, она заявила, что и не нужно делать, главное, правильно отчитаться. И это очковтирательство и фальшь навсегда отложились в моих детских мозгах когнитивным диссонансом: я слышал, что мы живем в самой лучшей в мире стране, но и видел, сколько в этой стране бардака, неустройства и лжи. Маленькая ложь, которая собирается-собирается, а потом, как прорванная плотина, ухает, была слабым местом советского проекта и человека. Это желание казаться лучше, чем мы были на самом деле.

Коллективный образ советского человека, по-моему, выглядел так: с одной стороны, великодушный коллективист, увлеченный какой-то идеей. Но рядом с ним был тот, кто толкал его в бок и говорил: "Как бы чего не вышло, не лезь, не высовывайся". И эта "конструкция" была очень уязвимой. Для советского общества составляло опасность и то, что несмотря на все правильные идеи равенства и социальной справедливости, всем бросалось в глаза наличие партийной элиты - людей, которые живут за заборами и явно по каким-то другим стандартам.

На лекциях по истории КПСС или марксистско-ленинской философии не было атмосферы мысли: записал конспекты работ Ленина, выучил и пересказал. Если ответишь неправильно, будешь иметь большие проблемы. Все это подтачивало доверие советского человека к государству и самому проекту - вот что важно знать сегодня, когда нам опять пытаются навязывать одну точку зрения, одно мнение.

Советский человек любил рассказывать анекдоты. Они были очень народным явлением и попыткой, пусть через юмор, но рассказать правду. Обаятельный Юрий Никулин из "Бриллиантовой руки": одновременно смешной и серьезный, - просто квинтэссенция советского человека. Когда жена подозревает его в том, что он работает на иностранную разведку, он кричит: "Ты, мать моих детей, могла такое подумать!" И это звучит очень правдиво: любовь к родине у советских такова, что даже подумать о предательстве страшно. Искренность и готовность пожертвовать собой, послужить общему делу - правда были.

А если совсем серьезно, у Андрея Платонова в его великой пьесе "14 красных избушек" крестьяне во время голода начала 30-х годов смотрят в небо на советские самолеты и говорят: в каждом - капля колхозной крови. В ракете, на которой полетел Юрий Гагарин, тоже были ведра, бочки, вагоны народной энергии, и это вызывало гордость и ликование за свой труд и его величайшие результаты. Но мне кажется, что настоящий герой страны был все-таки не Гагарин, а Королев. Советский заключенный сталинских лагерей, который едва в них не погиб, но через "шарашку" вышел на волю и сумел сделать свою страну первой. В его судьбе отразились все узусы советского человека, все бездны и все величайшие взлеты.

Алексей Варламов
ректор Литературного института
Поделиться