Успешные мировые экономики стоят на прочном фундаменте, созданном семейными компаниями
Вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова - о том, зачем надо закрепить в законодательстве понятие семейного предпринимательства
ТПП России
Давайте поговорим о семейном бизнесе, который у нас есть. И для начала справка: сейчас в России уже около 4,5 миллиона семейных компаний, а это 74% всего малого и среднего бизнеса страны. Однако с правовой точки зрения эта специфика никак не учитывается, и специального закона для семейных компаний нет.

Мне могут возразить: "Зачем нам еще один закон, тем более не во всех странах он есть!" Действительно, не во всех. Но давайте все-таки ориентироваться на лучший мировой опыт. Взять, например, ОАЭ, страну для многих желанную. В январе этого года там начал действовать закон "О семейном предпринимательстве", и местные эксперты ожидают от него самого положительного влияния на экономику. К слову, в ОАЭ семейными являются уже 90% всех частных компаний.

Этот закон вполне может стать ориентиром и моделью для российских законодателей.

Что должно быть в таком законе? В первую очередь, механизм долговременной устойчивости семейных компаний. Это и возможность плавной передачи управления от старшего поколения к младшему, и урегулирование прав собственности внутри семейного предприятия, и распределение долей и годовой прибыли. В законе ОАЭ, например, также есть инструменты урегулирования споров между членами семьи и учет прав партнеров в случае банкротства фирмы. И что особенно ценно: по этому закону, семейный бизнес не прекращает свое существование из-за смерти, банкротства или неплатежеспособности одного из партнеров.

Поэтому ТПП России стремится, чтобы соответствующие поправки были внесены в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" и само понятие "семейное предпринимательство" было, наконец, закреплено в национальном законодательстве со всеми необходимыми для его развития нормами и правилами.

Ведь эта история - не только про бизнес. Это, если хотите, залог существования наших семей и государства. Вспомним, что сказал недавно в своем Послании Федеральному Собранию наш президент: он отметил, что государство должно сделать все необходимое, чтобы "в семейных бюджетах было больше средств, а семьи могли решать самые важные, насущные проблемы". И один из путей к этому - развитие семейного бизнеса.

Я уж не говорю, что даже самое сильное и организованное государство начнет слабеть по мере разрушения нравственных устоев семейной жизни и воспитания. Это и так понятно. Как и то, что сейчас институт семьи переживает непростые времена. И, как свидетельствует международный опыт, укрепить семейные узы, сделать авторитетными семейные ценности и максимально обеспечивать себя и своих детей как раз помогает развитие семейного предпринимательства, горизонт планирования которого направлен на десятилетия вперед.

Скажу больше, успешные мировые экономики стоят на прочном фундаменте, созданном семейными компаниями, в течение многих поколений ведущих свой бизнес. Еще раз приведу статистику: в Индии семейных бизнесов - около 95% процентов от общего количества предприятий, и они формируют 79 процентов ВВП страны. Вот уже 20 лет показатели семейных компаний Индии лучше, чем у компаний госсектора и даже международных. В Китае частные предприятия обеспечивают более 60 процентов ВВП страны и 75 процентов технологических инноваций. Так вот: по экспертным оценкам, более 80 процентов частных компаний в КНР являются семейными предприятиями.

Вот и нам пора посмотреть на семейный бизнес как на основу эффективной экономики, от которой зависит общее благополучие и безопасность.

Елена Дыбова
вице-президент ТПП РФ
Поделиться