Если раньше, к примеру, чтобы посеять панику на фронте или в тылу, противник разбрасывал листовки, то сейчас эту роль выполняют информационные технологии - интернет-сайты, социальные сети и другие информационные ресурсы, через которые в головах наших сограждан сеют зерна сомнения. С этими технологиями бороться достаточно сложно, потому что противник хитер, коварен и постоянно ищет новые информационные ходы, чтобы создать негативный фон вокруг проведения специальной военной операции.
После начала СВО противник создал миллионы ложных аккаунтов в популярных соцсетях, через которые и пытается воздействовать как на жителей России, так и на тех граждан иностранных государств, которые поддерживают нашу спецоперацию. Этими аккаунтами управляют системы искусственного интеллекта, которые на Западе тестируют достаточно давно. До того, как началась специальная военная операция, вокруг России были созданы так называемые центры кибербезопасности, откуда в основном и ведутся информационные атаки на Россию. Специальная военная операция стала квинтэссенцией их деятельности. Это связано с тем, что в военном плане противник выиграть у нас не может. Поэтому главным инструментом становится как раз информационная война.
Большая часть этих аккаунтов находится на территории Украины, и ими управляют центры информационно-психологических операций или сокращенно ЦИПсО. Другая часть аккаунтов находится непосредственно на территории России. За ними кроется целая сетка различных псевдопатриотических ресурсов. Они выдают себя за патриотов, которые якобы пытаются показать проблемные стороны СВО, а на самом деле занимаются тем, что запускают различную недостоверную информацию, которая вызывает беспокойство среди населения. Работать с таким морем информации достаточно сложно, потому что для этого нужна, во-первых, мощная техническая структура и так называемый суверенный интернет. Во-вторых, нужно большое количество специалистов, которые могли бы отслеживать эти ложные аккаунты, блокировать их, а собственников этих аккаунтов привлекать к уголовной ответственности.
Работа эта масштабная, сложная и, будем откровенны, не всегда результативная. Поэтому противнику удается через свои информационные ресурсы поднимать негативную волну в общественном мнении, распространять ложные сведения. К примеру, о том, что у нас кончились снаряды, не хватает беспилотников, плохо обеспечены бойцы в зоне СВО, гибнут мобилизованные. Пытаются рассказывать, что в российской армии плохие генералы, из-за которых происходят необоснованные потери. Все эти информационные атаки направлены на одно - взбудоражить общество, спровоцировать всплеск протестных настроений в России. Повторить некий аналог февральской революции 1917 года, когда через листовки и подкупленных агентов народу и армии сообщали, что тыл сгнил, генералы все пропили, царь не настоящий. Мы знаем, чем все это закончилось.
Сейчас эти информационные атаки также носят системный характер. Информационные операции всегда заранее планируются. Наше правительство пытается противодействовать этому. Через телевидение или другие СМИ нашим согражданам доводят официальную информацию о ситуации в зоне СВО, разоблачают украинские фейки. Возможно, эти меры нельзя признать достаточными. Можно подавать правдивую информацию, громить множество аккаунтов, ловить владельцев этих аккаунтов, которые за какие-то 30 серебреников распространяют ложь, но это к глобальным изменениям не приведет. Правдивая информация в силу специфики всегда подается дозированно, после проверки. Левых аккаунтов слишком много.
Поэтому нужно бороться с центрами, которые финансируют и регулируют эту деятельность. И начинать необходимо с центров, которые находятся на территории России. Это те центры, которые выдают себя за патриотические ресурсы, но распространяют заведомо ложную информацию. Среди кураторов таких ресурсов можно увидеть людей разного ранга, которых объединяет одно. Они не хотят жить в той России, которая сейчас формируется. Они хотят жить в той стране, где бизнес-элита ориентирована на Запад, где в системе основных ценностей - яхты и Куршевель. Именно они пытаются поссорить армию с добровольческими отрядами, пытаются убедить население, что армия боса, не накормлена и ей нечем воевать, а армию убеждают, что генералитет погряз в коррупции и ведет солдат на убой. Это нужно искоренять и искоренять единой силой, единым центром. А мы пока боремся с ними методом убеждения. Вместо удара кулаком хлопаем ладошкой.
Информационная война является серьезным мероприятием, Никита Сергеевич Михалков в очередном выпуске "Бесогона" об этом сказал очень точно. И при этом заострил внимание, что именно такие люди и воруют нашу победу. Воруют ее на местах, воруют через информационное пространство. Поселяя в людях тревогу, они способствуют тому же, чего хочет наш враг. А он хочет нас победить.
Подготовил Александр Степанов