Представьте себе: времена до нашей эры. Есть некоторое сообщество жрецов, которые именуются друидами. Друиды сии воюют с Римом, который еще не знает, что он - Древний, но уверен, что он - великий. Римский проконсул Поллион живет среди друидов. У него начинается роман с верховной жрицей по имени Норма. Роман, с одной стороны, тайный: друиды и римляне - враги. С другой - долгий: у Норма от Поллиона рождается двое пацанов. А потом Поллион влюбляется в молодую жрицу Адальжизу, и Норма об этом узнает... Две жрицы и римский проконсул - как вам такой треугольник? Кончается все печально: Норма сама себя ведет на костер, а Поллион, потрясенный ее мужеством и вообще всем происходящим, - шествует на огонь рядом с покинутой влюбленной.
Режиссера-постановщика спектакля Адольфа Шапиро предлагаемые обстоятельства не заманили вовсе. Ему не важно: жрецы - не жрецы, до нашей эры - не до нашей эры... Его режиссерский интерес: любовный треугольник. Шапиро ставит не столько чувственную историю - сколько красивую. В этом он обрел прекрасного единомышленника в лице Марии Трегубовой - одного из самых ярких сегодня сценографов, - которая сделала стильную декорацию и костюмы. Где есть Трегубова - там непременно будет стиль.
Имел ли право Шапиро на такой подход? Безусловно. Во-первых, это Шапиро - знаменитый и опытный театральный режиссер, который всегда знает, что он делает. Во-вторых, в данном случае Шапиро имеет дело с невероятными исполнителями.
Оркестр театра, на этот раз во главе с Кристианом Кнаппом, дарит нам абсолютно божественную музыку Беллини. Это не метафора. Воистину великая музыка, уносящая нас Бог знает куда.
В роли Нормы живет (я бы так сформулировал) Хибла Герзмава. Это оперный гений. Она не только великая певица, но и очень чувственная актриса. В спектакле есть момент, когда Норма хочет убить своих детей, но потом принимает иное решение. То, как делает это Герзмава, заставляет комок стоять в горле. Вообще, слушать Герзмаву всегда наслаждение. Герзмава умеет делать то, что под силу не всякому драматическому артисту: играть любовь.
У жриц - то есть у женщин, которые находятся в постоянном контакте с потусторонними силами - иная любовь, чем у простых смертных? Думаю, да. Интересно было бы посмотреть на нее? Думаю, да. Короче говоря: хотелось бы, чтобы это были не мы, а какие-то иные люди? Мне - да. Режиссеру - нет. Он делает историю вневременную. Имеет право.
Поллион - ведущий солист театра Владимир Дмитрук. Настоящий мужчина, мощный, сильный, мятущийся. За ним интересно наблюдать, его здорово слушать. Вообще ни разу не возникает вопроса: почему за ним так бегают женщины?
Открытием для меня стала Полина Шароварова - Адальжиза. У нее - космической силы голос, она красива и очень артистична. Такое ощущение, что Полина создана для музыки Беллини. Хотя, подозреваю, в любой иной опере будет ощущение, что она рождена для этой оперы, таково универсальное свойство таланта.
Даже исполнители не главных партий Ф. Кудрявцев, А. Загородняя, В. Микицкий ни в коей мере не опускают планку, держат ее на уровне.
Великая музыка, исполняемая замечательным оркестром. Мощные исполнители. Очень стильная декорация, которая к тому же постоянно меняется, не столько преобразуя место действия (оно не имеет особого значения), сколько радуя глаз. Наконец, любовный треугольник, разыгранный красивыми людьми. Разве этого мало, чтобы опера состоялась?
В опере немного говорится о грядущей войне друидов и римлян. Но вот этой атмосферы ожидания войны - нет, оно не нужно создателям. Как не нужна и излишняя концентрация на божественном, храме, жертвоприношениях.
Есть две женщины и мужчина. Есть история любви и предательства. Есть история сердца и разума: любви и долга. Достаточно.
Бывает ли этот спектакль скучен? Нет. Не может быть. Уж больно гениальна музыка. Не может случиться такого, чтобы ее скучно было слушать.
Всегда ли интересно наблюдать за героями? Да. Потому что это мощные артисты, которым режиссер очень точно объяснял задачу, и они ее выполняют. Тут работает школа театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, школа Александра Тителя, если угодно: оперный певец всегда должен понимать свою актерскую задачу. Мало просто красиво петь, надо еще создать образ живого, неординарного человека.
Пушкин писал, что художника надо судить по законам, им самим над собой признанными. Да, мне бы хотелось, чтобы треугольник с участием жриц отличался от треугольника с участием... не знаю... ученых или инженеров. Мне кажется, что жрица - другой человек, у нее - иные отношения с миром.
А Адольф Шапиро так не считает. И он прав, поскольку опера имеет явный зрительский успех. И еще потому, что он - мастер и заслужил право на свой взгляд.
В конце концов серьезные артисты ему поверили, пошли за ним и в его концепции сделали максимум.
Все остальное, как говорится, от лукавого: можно придумывать свои концепции и свои взгляды. Но смотреть будем то, что поставил Шапиро. В этом спектакле есть много такого, от чего можно получать истинное удовольствие.