Люди не спешат расставаться с деньгами и предпочитают экономить
Валерий Выжутович - о потребительских настроениях и ожиданиях россиян
Сергей Куксин/РГ
28.06.2023 17:36
28.06.2023 17:36
Поделиться
Потребительские настроения и ожидания российских граждан улучшаются. По данным опроса, проведенного Росстатом во всех субъектах РФ с 1 по 10 мая, индекс потребительской уверенности во втором квартале 2023 года вырос на 3 процентных пункта. Улучшения наблюдались во всех возрастных группах. Однако, по данным "Сбериндекса", расходы домохозяйств на товары и услуги во втором квартале стали расти медленнее, чем в первом. С 12 по 18 июня они в номинале в годовом выражении увеличились на 7,5 процента против роста на 7,2 процента и 7,7 процента в предыдущие две недели. По данным опубликованного на днях Центробанком июньского мониторинга предприятий, краткосрочные ожидания компаний розничной торговли и производителей потребительских товаров также ухудшались второй месяц подряд.

Что касается инфляционных ожиданий населения, то они заметно возросли. По опросам инФОМ, в мае 2023 года ожидаемая медианная инфляция поднялась до 10,8 процента с 10,4 процента в апреле. Рост зафиксирован только у людей без сбережений. У тех же, кто имеет сбережения, ожидания не изменились. Респонденты сообщали о сильном росте цен на услуги ЖКХ, лекарства, чай, кофе и яйца. Чаще, чем в апреле, они стали сообщать о значительном росте цен на сыры и колбасы, одежду, обувь и кожгалантерею. Согласно опросам инФОМ, в 2023 году граждане ожидают инфляцию 12,2 процента, в то время как верхняя граница прогнозного коридора ЦБ на 2023 год не превышает 8 процентов, а ориентир на 2024-й предполагает замедление показателя до 4 процентов.

После некоторого роста потребительских настроений, зафиксированного в начале 2023 года, россияне снова начали экономить. Согласно исследованию, проведенному компанией NielsenIQ, по сравнению с 2022 годом больше половины населения страны снизили расходы на питание и развлечения. Кроме того, 67 процентов граждан стали отказываться от новой одежды, 48 процентов - от еды навынос, 46 процентов ограничивают траты на отпуск. Опрос показал также, что 61 процент покупателей ходят в магазины с низкими ценами, 41 процент ищут на полках товары со скидками, а 37 процентов снижают расходы на еду, покупая только необходимое. "Инфляция по прошлому году у нас 12 процентов, это официальные данные, в реальности она гораздо больше. Из этого вытекает падение реальных доходов населения, - говорит директор Института социально-экономических исследований при Финансовом университете Алексей Зубец. - Кроме того, важным тормозом потребительской активности являются страхи людей. СМИ полны всякой тревожной информации - из зоны военных действий, по поводу новых пакетов санкций…"

Индекс потребительской уверенности во втором квартале 2023 года вырос на 3 процентных пункта

Если население более склонно копить, нежели тратить, то его сбережения являются, по сути, отложенным спросом и могут способствовать разгону инфляции.

Цены в России начали расти еще в 2020 году. В 2021-м инфляция была уже вдвое выше целевого уровня. В 2023 году она, по прогнозам, тоже вряд ли будет низкой. Отсюда изменения в экономическом поведении граждан.

Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. Они отмечают устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян пока застыли на максимуме 2018 года. То же и в отношении сберегательных настроений. По опросам инФОМ, проведенным по заказу ЦБ, в июле 2022 года более 70 процентов респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов заявили лишь 7 процентов (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется появлением параллельного импорта.

Люди не спешат расставаться с деньгами и предпочитают экономить

Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте 2022 года, и в первом квартале наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада, подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.

Конечно, у каждой семьи свои потребительские стандарты. Структура потребления каждого человека может отличаться от среднестатистической. Вопрос лишь в том, приведут ли инфляционные ожидания к фактическому росту потребительских цен.

Страна живет сейчас в условиях турбулентности. В этих условиях люди не спешат расставаться с деньгами и предпочитают экономить. Поэтому нет серьезных оснований для того, чтобы модель их поведения поменялась со сберегательной на активную потребительскую.

Валерий Выжутович
политический обозреватель
Поделиться