Тенденция заботы государства о малообеспеченных слоях населения запущена
Экономист Никита Кричевский - о просьбах банков дать им доступ к данным малоимущих россиян
Михаил Терещенко/ТАСС
Нужны ли вклады для малоимущих? Да, это, безусловно, нужная инициатива. Просто чтобы дать возможность создавать льготные вклады тем, у кого есть какие-то дополнительные сбережения. Хотя само слово "малоимущие" по определению предполагает отсутствие сбережений. Но действительно, возможно найдется энное количество низкооплачиваемых слоев населения, которых это заинтересует? Это в любом случае интересно. Даже на психологическом уровне людям приятно, что государство о них помнит и заботится. Безусловно, это повышает уровень доверия к власти.

Тем не менее, реальность такова, что у бедных совершенно другие доходы и траты. Эти люди считают каждую копейку и даже не помышляют о том, чтобы что-то откладывать. А если и откладывают, то в наличной форме. И зачастую это делают пенсионеры, "на похороны", как они это определяют.

Почему это делается в наличной форме и вклады их не интересуют? Потому что, если человек уходит в мир иной, то наследники смогут получить его вклад только через шесть месяцев. Тогда как хоронить надо здесь и сейчас, поэтому в основном сбережения - это наличность. Вклад в данном случае - редкость. База умерших обновляется в банковской сфере в режиме онлайн, и все счета усопшего блокируются буквально на следующий день. Такая практика существует уже лет двадцать. Вот здесь бы нашим банкам отойти от традиции и правил ради привлечения вкладчиков, которым важен не лишний процент, а возможность быстро передать вклад наследникам.

Что касается компенсации банкам их дополнительных расходов, то у меня возникает вопрос по поводу этих расходов. В чем они заключаются? Может, в СМСках, рассылках по электронной почте или в изготовлении бумажных буклетов, которые курьером будут разбрасываться по почтовым ящикам?

Банки, конечно, могут требовать компенсации за все что угодно, но один процентный пункт будет компенсировать федеральный бюджет, а не сами банки.

И тут возникает следующий большой вопрос - стоит ли все это делать вообще? Это вопрос из цикла, нужно ли брать зонт, когда на улице уже идет дождь.

Все эти базы данных давно уже есть, они расфасованы по банковской сфере, регулярно обновляются, и стоит это недорого. Абсолютно все сведения находятся в распоряжении у банкиров и прочих заинтересованных сторон. Никаких проблем с получением этой базы ни у кого нет, тоже лет двадцать как.

Поэтому, исходя из того, как видят процесс банки, эффективность предложенной ими меры именно для малоимущих будет не слишком высока. Скажем больше, имидж у российских банкиров таков, что когда они демонстрируют заботу о малоимущих, это вызывает настороженность и подозрения. Просто потому, что альтруизм и социальная ответственность - это совсем не про банковский бизнес.

Куда как эффективней, если говорить о помощи малоимущим, будет изменение законодательства так, чтобы часть средств от налогов на сверхприбыль из бюджета направлялась каждому из ныне живущих пенсионеров. То есть тем, кто создавал вот эти сомнительным образом приватизированные активы, которые нынче эту сверхприбыль приносят. Тогда инициатива банков наполнится смыслом. И тенденция заботы государства о малообеспеченных слоях станет необратимой.

Но пока все те господа, которые когда-то забрали у государства по дикому сценарию производственные активы, выступают категорически против того, чтобы налог на сверхприбыль становился регулярным. Они считают, что мы, конечно, все в одной лодке, но одни - в лодке, а другие - на яхте. Поэтому вы не мешайте нам плыть на яхте и толкайте свои лодки дальше. Только дело в том, что шторм поглотит все лодки, и узкое суденышко, где мы все находимся, и яхту. Тут вопросов у шторма не будет.

Никита Кричевский
экономист
Поделиться