Никогда больше ни при каких обстоятельствах нельзя раздавать то, чем владеем
Яков Миркин - о том, почему так важно защищать семейную собственность и помнить, что она неприкосновенна
Эксперты изучают коллекции драгоценностей Романовых и Юсуповых, Москва, 1925 год.
Эксперты изучают коллекции драгоценностей Романовых и Юсуповых, Москва, 1925 год. / Гохран России
Грабьте сколько хотите. Именно в этом смысл аукционов в Германии конца 1920-х гг., на которых с молотка уходили картины - "предметы экспорта" из СССР. Картины эти были из реквизированных в 1918-1922 гг. частных коллекций. Никакие иски, никакие суды в Германии не поставили под сомнение законность этих продаж. Все решения только "за". Не наше германское дело. Грабьте! Плюс аукционы в Швеции, Швейцарии, Австрии, переизбыток советского антиквариата и низкие цены, ибо на дворе был мировой кризис 1930-х (Е. Соломаха). Плюс секретные, без аукционов, продажи отобранным коллекционерам на Западе.

Масштабы содеянного? В 1928-1933 гг. за рубеж ушли 1,2 млн картин и других предметов искусства. Суммы? 76 млн рублей, в разные годы - от 0,3 до 0,8% экспорта из СССР (Статобзор Минвнешторга СССР, 1960 г.). Самые большие продажи - в 1929-1931 гг., пик - в 1930 г. В расчете на штуку - 63 рубля, с ума можно сойти.

Что такое 76 млн рублей в долларах по курсу на начало 1930-х гг.? Это 39 млн долларов (ЦБР). Какой сумме в долларах они эквивалентны сейчас (с учетом инфляции в США за 90 лет)? Примерно 700 млн долларов. По нынешним меркам - самая малость. Шедевры, проданные из СССР, сейчас стоят многократно больше. Это денежная оценка, а потери культурные, моральные невосполнимы.

Что значит моральные? Картины, драгоценности, антиквариат - все они кому-то принадлежали, они потоком шли из частных коллекций, из дворцов, зажиточных квартир, поместий, церквей. Конфискованы. Национализированы. Изъяты. "Количество бриллиантов, которые поступили в государственные хранилища ценностей, равнялось пятилетней потребности мирового рынка". Это слова директора Эрмитажа в начале 1920-х С. Тройницкого. "Через мои руки прошло 20 тыс. серебряных и 12 тыс. золотых предметов". "Когда у нас было огромное количество предметов в несколько тысяч, приходилось брать вещи, чтобы не терять время, разбирать на месте. Помню юсуповскую коллекцию, когда я был вызван неожиданно в ГПУ. В течение 3 месяцев составляли опись, выбирайте, что нужно и что не нужно" (Эрмитаж. Музейные распродажи (1930-1931).

Только из Эрмитажа для продаж на Западе "с 10 марта 1928 г. по 10 октября 1933 г. было выдано 2730 картин, 3763 рисунка и гравюр, 16 489 предметов западноевропейского прикладного искусства (мебель, бронза, фарфор, хрусталь, ткани, изделия из серебра, золота и драгоценных камней), 415 золотых античных украшений, 613 миниатюр и т.д." (Е. Соломаха).

Эти ценности выбрасывались на рынок, когда Берлин, Париж, Прага были еще полны их прошлых владельцев. Все были живы, все были свидетелями обысков и реквизиций, с документами на руках. Князь Феликс Юсупов: "В Берлине Советы организовали продажу произведений искусства. В каталоге я узнал некоторые наши вещи. Обратился к адвокату и просил его предупредить судебные власти и приостановить продажу до разбирательства дела в суде. Другие русские эмигранты, оказавшиеся в подобном положении, приехали также в Берлин и присоединились ко мне. Со мной случился буквально шок, когда увидал я мебель, картины и редкостные вещицы из матушкиной гостиной нашего дома в Санкт-Петербурге.

В день торгов полиция вошла в зал и конфисковала все указанные нами предметы, что вызвало некоторую панику у покупателей и продавцов. Мы не сомневались, что собственность нашу нам возвратят. По немецким законам всякая собственность, краденая или взятая насильно и продаваемая в Германии, подлежит возвращению владельцу вне зависимости от политической ситуации в стране. Но большевики заявили, что декретом советское правительство силой своих полномочий конфисковало все имущество эмигрировавших и немецкие власти не вправе вмешиваться. Увы, большевики выиграли дело. Из Берлина уехал я в сильнейшем расстройстве" (Ф. Юсупов. Мемуары).

Еще бы не расстраиваться! Подобные истории повторялись по всему миру. Национализация? По декрету? СССР признан? Значит, законно! Юсуповская коллекция - это 266 картин, из которых по меньшей мере 78 были отданы на экспорт (Эрмитаж. Музейные распродажи. 1929. Ч. I).

Конечно, всегда найдутся те, кто заявит: "Так им и надо! Грабь награбленное! Хватит, кровушки попили! А денежки пошли на станки". Но чьи еще коллекции были отняты? Кто еще "пил кровь у народа"? Вот собрание Николая Рериха, 141 картина, отнято в 1921 г. (Эрмитаж. Музейные распродажи. 1929). Тот самый Рерих, человек мира, один из любимейших российских живописцев! Он кто? Князь? Крепостник? Отец - нотариус, мать из купцов. Обыкновенные разночинцы. 141 картина! И многие из них - за границу.

Или 20 картин Петра Вейнера. Кто такой? Из купцов, создал чудесный журнал "Старые годы" (искусство, памятники старины), архитектурный "Музей Старого Петербурга", член Академии художеств, благотворитель. Увечен с детства, с трудом передвигался. Все отобрано. Арестовывался (участие в заговорах), в 1931 г. расстрелян. Реабилитирован, все обвинения сняты.

Должны мы это помнить? Конечно. Как требование к самим себе - никогда больше ни при каких обстоятельствах не раздавать то, чем владеем. Защищать семейную собственность, как можем

97 картин художника-портретиста Осипа Браза. Какой там дворянин! Ноль, зато большой талант. Коллекцию отняли в 1928 г., больше 30 картин на "экспорт". Еле выбрался и выжил. Выдающийся пианист Зилоти, двоюродный брат Рахманинова. Арестован в 1918 г., бежал за границу. Туда же на продажу отправились его картины из маленького, в 6 полотен, собрания. Коллекция Набокова, отца писателя. Он столько сделал, чтобы в России властвовали конституция, истинная демократия! Депутат 1-й Госдумы, журналист, юрист, управделами Временного правительства. Застрелен монархистами в 1922 г. Его коллекция? На вывоз! Агафон Фаберже, сын того самого Фаберже, больше 100 картин. Семья с огромными заслугами перед Россией, "ювелирное лицо" страны. На Запад, на продажу (Эрмитаж. Музейные распродажи. 1929).

Должны мы это помнить? Конечно. Как занимательные истории? Нет, не только. А как? Как требование к самим себе - никогда больше ни при каких обстоятельствах не раздавать то, чем владеем. Защищать семейную собственность, как только можем. Помнить, что она неприкосновенна, что "революционная законность" неизбежно обернется для каждого из нас бедой. И только накапливать: людей, ценности, имущество, все - к себе, а не от себя, все самое лучшее, самое дорогое. Картины? Хорошо, пусть будут картины. Лучшие мозги? Тем более! Капиталы? Все - к нам. Но только не силой, а умом, теплом, поддержкой, когда им хочется быть именно у нас, дома, в России.

Думаете, это просто слова? Нет, это идеология, основа жизни, которая полностью определяет ее течение. Если ты правильно занял позицию, то идешь на подъем. Если нет - Бог тебе судья.