ВСУ начали подтягивать к линии боевого соприкосновения западные средства ПВО
Алексей Леонков - об усовершенствовании крылатых ракет класса "воздух-земля"
Ракета "воздух - земля" Х-69 изготовлена по технологии "стелс" и несет боевую часть весом около 400 кг.
Ракета "воздух - земля" Х-69 изготовлена по технологии "стелс" и несет боевую часть весом около 400 кг. / Егор Бадьянов
Поделиться
На днях министр обороны России Сергей Шойгу проинспектировал машиностроительное конструкторское бюро "Радуга" в Московской области. Главе военного ведомства были показаны крылатые ракеты класса "воздух-земля", противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, а также перспективные образцы управляемого ракетного вооружения.

Даже из довольно небольшого официального отчета минобороны из этой поездки можно сделать несколько выводов. Конечно, первое, на чем акцентировал внимание Сергей Шойгу, это увеличение дальности ракет. Он подчеркнул, что для ракет "воздух-земля" необходимо увеличение поражения объектов на расстояние свыше 300 километров. Это связано с тем, что дальность боевой работы самолетов сейчас увеличилась. То есть ВСУ начали подтягивать к линии боевого соприкосновения западные средства ПВО, которые могут поражать наши самолеты на дальности до 250 км. Чтобы избежать такого удара, конечно, необходимо увеличивать радиус действия наших ракет "воздух-земля".

Кроме того, в ходе визита поднимались вопросы об увеличении мощности ракет и удешевлении их производства.

Разработчики понимают эти требования министерства обороны и стараются как нарастить темпы производства ракет, так и увеличить их дальность и мощность. Понятно, что сейчас боевые вылеты идут ежедневно, авиация каждый день поражает объекты противника как на линии боевого соприкосновения, так и в тылу. Поэтому регулярное пополнение боеприпасов необходимо армии как воздух, и наши производители делают все возможное и даже невозможное, чтобы эти запросы военных обеспечить в полной мере.

Могу предположить, что, говоря о ракетах, дальность которых была увеличена, производитель имел в виду в том числе изделия Х-59МК2 "Овод" и Х-69. "Овод" - это ракета оперативно-тактического класса с дальностью полета до 290 км. Она имеет проникающую или кассетную боевую часть весом до 310 кг. Эта ракета в последней версии МК2 визуально отличается от большинства классических ракет "воздух-земля" квадратной формой корпуса. Это позволяет размещать ее в закрытых отсеках нашего истребителя пятого поколения Су-57. Кроме того, подобное техническое решение позволяет иметь более мощную боевую часть.

Ракета Х-69 - это продолжение линейки ракет Х-59. Она также имеет квадратный корпус. В классическом варианте она несет боевую часть весом около 400 килограммов. Вероятно, после модификации она уже будет способна нести боевую часть весом до 800 килограммов. Дальность этой ракеты в экспортном исполнении заявлена в 290 км. Наверняка для наших ВКС ее увеличили, и сейчас она может поражать цели, находящиеся на расстоянии свыше 300 км.

Помимо Су-57 носителями новой ракеты может стать перспективный истребитель Су-75 Checkmate. С внешней подвески Х-69 сможет использовать любой современный ударный самолет ВКС России: Су-30, Су-35, Су-34.

Эта ракета отличается пониженной радиолокационной заметностью.

После запуска она идет к цели на высотах от 50 до 300 метров, при этом она может выполнять маневры для ухода от средств ПВО. Ракета Х-69 в основном предназначена для поражения стационарных целей - строений, складов или стоящей на месте бронетехники. Удары такими ракетами наносятся по критической инфраструктуре и коммуникациям, по железнодорожным узловым станциям, заглубленным командным пунктам. Также они могут атаковать склады с боеприпасами, аэродромы с находящимися на них самолетами.

Ракета летит к цели на скорости, превышающей 7 тысяч км/ч. Уйти от такой быстрой ракеты современному истребителю физически невозможно

Кроме того, министру также была показана модернизированная ракета класса "воздух-воздух" Р-33. Это ракета, которая летит на дальность выше 300 километров, и от которой противнику уйти невозможно.

Объясняется это просто: ракета летит к цели на гиперзвуке, превышающем 6 чисел Маха, то есть ее скорость может составлять свыше 7 тысяч км/ч. Выполнить противоракетный маневр против такой быстрой ракеты физически невозможно.

Эти ракеты на сегодняшний день применялись в зоне военной спецоперации по различным украинским воздушным целям с российских многофункциональных истребителей Су-35С, истребителей-перехватчиков МиГ-31БМ, а также истребителей 5-го поколения Су-57. По рапортам военных, точность поражения целей близка к единице. То есть один пуск - одна цель.

Алексей Леонков
военный эксперт, редактор журнала "Арсенал Отечества"
Поделиться