Ранее МВД подготовило законопроект, которым предлагается расширить выдворение в отношении мигрантов-нарушителей еще по 20 статьям КоАП. По словам Володина, речь идет о правонарушениях "в области общественного порядка и общественной безопасности". В их числе представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета, пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской символики, мелкое хулиганство, стрельба из оружия с нарушением установленных правил или в не отведенных для этого местах.
Сейчас административное выдворение в качестве меры ответственности предусмотрено в 22 статьях КоАП. Этот вид наказания применяется за нарушение иностранцами законодательства о свободе совести, ряд противоправных действий, посягающих на здоровье и нравственность, в том числе касающихся незаконного оборота наркотиков и пропаганды нетрадиционных ценностей, за отдельные правонарушения в области защиты государственной границы и в сфере миграции, а также за некоторые другие деяния.
Кардинально обновить подходы к миграционной политике призвал Владимир Путин, выступая 2 апреля на коллегии МВД. Он сказал: "Нам нужно глубоко, кардинально обновить подходы к миграционной политике. Прошу министерство внутренних дел, другие наши правоохранительные органы и специальные службы совместно с правительством и с администрацией президента все эти вопросы комплексно и детально проработать". По словам президента, "необходимы современные цифровые электронные базы биометрических данных". Те, что сейчас работают, - их, судя по всему, недостаточно, заявил президент. "Они не позволяют в полном объеме купировать риски и рецидивы незаконной миграции", - отметил Путин. А накануне выступления президента, 1 апреля, МВД завершило работу над законопроектом об ужесточении государственного контроля в сфере миграции. Закон обяжет иностранцев сдавать биометрию, а также сократит срок их пребывания в стране до 90 дней в год. Законопроект был разработан после теракта в "Крокус Сити Холле", в подготовке которого подозревают граждан Таджикистана.
Чрезмерная либерализация миграционной политики часто создает угрозу общественной безопасности. Об этом хорошо знают страны Европы. Русский писатель Анатолий Гладилин, живший в Париже, в дни погромов, устроенных мигрантами осенью 2005 года, сказал: "Это болезнь, которая развивалась во Франции в течение 30 лет. Все это время нельзя было называть воров и убийц неграми или арабами, хотя убивали именно они. А человека, который совершил преступление, можно было называть только бедным, несчастным ребенком, страдающим из-за социальной несправедливости. Сейчас это взорвалось... Давно надо было закрыть границы, но это неполиткорректно. Они должны спалить половину Франции, прежде чем кто-то почешется". Французское правительство прислушалось к общественному гласу. Страна ввела квоты на въезд мигрантов. Автоматическое получение вида на жительство для нелегалов, проживших во Франции более 10 лет, подверглось упразднению, десятки тысяч из них были выдворены.
Теперь и Россия столкнулась с необходимостью вырабатывать новые подходы к миграционной политике.
На региональном уровне федеральные инициативы поддерживают. "Внесенный на рассмотрение законопроект, по нашему мнению, не является ужесточением миграционных потоков, а направлен на совершенствование миграционного законодательства в целом. Новые инструменты, заложенные в данном законопроекте, направлены в первую очередь на упорядочение легальной трудовой миграции и придание ей большей прозрачности", - заявила председатель комитета по труду и занятости населения Ленинградской области Алла Астратова. При всем при том Россия по-прежнему испытывает потребность в притоке рабочей силы. Дефицит кадров, возникший в последние два года, сделал эту потребность особенно острой. Рабочая сила экспортируется в Россию из Таджикистана, Узбекистана, Молдавии. А также из стран ЕАЭС, создавших единый рынок труда. Он начал формироваться с момента образования союза, в 2014-2015 годах. Уже тогда был узаконен порядок, позволяющий гражданам стран ЕАЭС работать без оформления патента или разрешения на работу. На них не распространяются квоты минтруда на допустимую долю иностранцев в отраслях экономики. К 2019 году были урегулированы вопросы пенсионного, медицинского и социального страхования приезжающих работников. Большинство из них заняты в строительстве и розничной торговле.
По данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), большинство россиян (78 процентов) не испытывают никакого беспокойства или недовольства по поводу мигрантов из Центральной Азии. А на вопрос ВЦИОМ, как изменились межнациональные отношения в России, 39 процентов респондентов ответили, что они "стали более напряженными", 38 процентов считают, что эти отношения "какими были, такими и остались", 15 процентов - что они "стали менее напряженными". Расширение перечня правонарушений, влекущих выдворение мигрантов из России, едва ли изменит этот баланс настроений.