Доля россиян, которые хотя бы один раз за год сделали пожертвование на благое дело, выросла до 57%
Выжутович: Российские благотворители - это чаще люди, проживающие в миллионниках
Валерий Выжутович, политический обозреватель.
Валерий Выжутович, политический обозреватель. / РГ
В России подвели итоги проекта "Лидеры корпоративной благотворительности" в 2024 году.

"Лидеры корпоративной благотворительности" - проект "Форума доноров", ассоциации крупнейших фондов и компаний, системно занимающихся благотворительной деятельностью. Эксперты оценивают, как компании управляют благотворительностью, взаимодействуют с обществом и развивают свои социальные программы.

В исследовании этого года приняли участие 48 компаний - на пять больше, чем в 2023 году. Названы лучшие социально ориентированные компании. Высшую категорию А+ рейтинга "Лидеры корпоративной благотворительности" получили девять организаций: АФК "Система", "Металлоинвест", "Норникель", РУСАЛ, СИБУР, СУЭК, ТМК, "ФосАгро" и МТС, которая стала единственным представителем высокотехнологичного сектора в топ-листе. Лидером корпоративной благотворительности признали компанию "Металлоинвест". Его программа "Вместе!" признана "лучшей корпоративной программой социальных инвестиций в территориях в контексте устойчивого развития и стратегии бизнеса". Проект "Арт-окно", который "Металлоинвест" реализует совместно с благотворительным фондом "Искусство, наука и спорт", признан лучшим среди инициатив, поддерживающих культуру, искусство и креативные индустрии.

В России подвели итоги проекта "Лидеры корпоративной благотворительности" в 2024 году

Российские компании значительно увеличили масштаб своей благотворительной деятельности. Как явствует из доклада минэкономразвития о развитии социально ориентированных некоммерческих организаций, в 2023 году размер пожертвований со стороны бизнеса увеличился в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом и достиг 90,8 млрд рублей. К социально ориентированным относят НКО, специализирующиеся в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры, искусства и любительского массового спорта.

"Вклад некоммерческого сектора в ВВП страны за последние пять лет увеличился вдвое. В сравнении с 2022 годом выросло число социально ориентированных НКО, увеличилось количество штатных работников и добровольцев. Выросла и поддержка со стороны бизнеса, поскольку благотворительность сегодня является одной из основных составляющих стратегии устойчивого развития компаний. Размер пожертвований в адрес СОНКО вырос в 3,5 раза по сравнению с 2021 годом", - говорит заместитель министра экономического развития Татьяна Илюшникова.

В докладе также приводится информация о количестве юрлиц, которые совершили пожертвования: в 2022-м таких компаний было 111, и они пожертвовали на сумму 41,1 млрд рублей, в 2023-м 190 компаний совершили пожертвования на сумму 90,8 млрд рублей. При этом для юрлиц-жертвователей есть налоговые преференции. В частности, плательщики налога на прибыль могут признать расходы в виде суммы пожертвования, безвозмездно переданного НКО, в качестве внереализационных расходов, таким образом сократив налогооблагаемую базу на величину пожертвования.

Благотворительность в России остается популярным занятием. По данным опроса, проведенного фондом "Нужна помощь" совместно с агентством онлайн-исследований Tiburon Research, охотнее всего россияне поддерживают организации, которые помогают детям с инвалидностью и нуждающимся в лечении (39 процентов). Отмечается рост поддержки организаций, помогающих беженцам и мигрантам (3,7 процента). Число же респондентов, готовых публично поддерживать организации, получившие статус иноагентов, снизилось с 23 процентов до 15.

Доля россиян, которые хотя бы раз в год пожертвовали какую-либо сумму на благое дело, за последние десять лет выросла с 44 до 57 процентов. Таков результат опроса, проведенного Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ "Высшая школа экономики". В ходе опроса (в нем участвовали 2000 человек) выяснилось также, что российские граждане стали щедрее: число жертвующих на благотворительность от 1000 до 2000 рублей выросло в 7 раз, а свыше 2000 рублей - в два раза. При этом с 20 до 13 процентов снизилась доля тех, кто дал на доброе дело менее 100 рублей.

Чаще всего россияне жертвуют на здоровье и медицину (29 процентов), религию и религиозные объединения (25), помощь пострадавшим от стихийных бедствий (22), помощь детским домам и домам престарелых (18). А поддержать рублем защиту окружающей среды, искусство и образование были готовы только по 1 проценту населения.

Российские благотворители - это в основном люди, проживающие в миллионниках

Исследование, проведенное фондом "Общественное мнение" совместно с порталом "Добро.Mail.Ru", позволило составить собирательный портрет российского благотворителя. Это и мужчины, и женщины в равной степени. И это люди, у которых первичные потребности удовлетворены. Они помогают не только деньгами, но и делом. Занимаются волонтерством. Проявляют гражданские инициативы. Регулярно или хотя бы время от времени принимают участие в решении социальных проблем. Кроме того, российские благотворители - это в большинстве своем люди, проживающие в городах-миллионниках, где сильнее развита инфраструктура, выше уровень жизни и поэтому больше возможностей заниматься благотворительностью.

Был также вопрос "Кому вы готовы помочь в первую очередь?". Имелась в виду готовность помогать детям, взрослым или пожилым людям. Половина опрошенных ответили, что возраст не имеет значения. Именно детям готовы помогать 32 процента респондентов, пожилым - 12 процентов.

Каждый пятый, когда-либо совершавший добрые дела, уже считает эту деятельность важной частью своей жизни, а половина тех, кто никогда не участвовал в благотворительности, не исключают такой возможности.

Валерий Выжутович
политический обозреватель
Поделиться