04 февраля, 07:00
размер шрифта 1.0x

Банки заявили о росте мошенничества через мессенджеры

С начала 2025 года банки стали фиксировать рост попыток мошенничества с использованием сообщений и звонков в мессенджерах, говорят участники рынка. В некоторых случаях такой способ превалирует над привычными звонками.

Среди распространенных угроз - переход по ссылкам в мессенджерах и звонки через них.
Среди распространенных угроз - переход по ссылкам в мессенджерах и звонки через них. / Сергей Михеев/РГ

С января банк стал фиксировать большее количество попыток мошенничества с использованием сообщений и звонков в мессенджерах, чем по телефону, рассказал "Российской газете" заместитель председателя правления банка "Новиком" Андрей Макоско. Он подчеркнул, что такой "тренд" обусловлен использованием ряда мер по противодействию "классическому" телефонному мошенничеству со стороны банков и операторов связи. В отношении же мессенджеров противодействие сильно затруднено, и этим пользуются мошенники.

"Среди самых актуальных случаев - переходы по фейковым ссылкам в мессенджерах, посещение фейковых сайтов, звонки через мессенджер. Факты телефонного мошенничества без использования мессенджеров сейчас фиксируются редко, не больше нескольких раз в неделю", - сказал он.

Доля мессенджеров увеличилась на 7 процентных пунктов к предыдущему месяцу, поделились в пресс-службе ВТБ. По данным банка на основе обращений клиентов, мошенники все-таки чаще общаются с жертвами по телефону, чем в мессенджерах. В январе доля телефонных звонков составила 70%, мессенджеры, соответственно, заняли 30%.

Как сообщил Дмитрий Никишов, директор информационной безопасности банка "ДОМ.РФ", в январе они не наблюдали повышения количества мошеннических сообщений и звонков в мессенджерах. По их оценкам, мошенники чаще используют сотовую связь, на мессенджеры приходится около 35% случаев.

Поправки в Закон "О связи" о блокировке звонков и SMS-сообщений из других стран по подменным номерам вынудили злоумышленников уйти в мессенджеры, рассказали "РГ" эксперты Angara SOC.

Мошенники подбирают схему обмана с учетом возраста, социального положения клиента банка и оформленных на него банковских продуктов

"Чаще всего мошенники используют Telegram и WhatsApp - это самые популярные мессенджеры у жителей России, - указывают они. - Третий широко распространенный мессенджер - Viber - был заблокирован Роскомнадзором, поскольку не выполнял требования, необходимые для предотвращения террористических и экстремистских угроз".

В 2024 году сервис АОН (автоматического определителя номера) от "Яндекса" обработал почти 1,5 млрд телефонных звонков с незнакомых номеров, 800 млн из которых пришлись на нежелательные, то есть мошеннические. Относительно 2023 года рост составил 16%. Число звонков от имени банков выросло на 25%, приводят такие данные эксперты компании.

Мошеннические атаки направлены против россиян любого пола, возраста, социального статуса и места жительства, добавили в ВТБ. "Однако в первую очередь злоумышленников привлекают люди среднего возраста, поскольку они много работают и финансово стабильны, - отмечают в банке. - На рынке меняется портрет самих мошенников - все чаще речь идет о подготовленных и финансово грамотных профессионалах, которые хорошо разбираются в психологии людей, умеют в нужный момент оказать давление на собеседника".

На сегодняшний день всплески мошенничества наблюдаются в среднем один-два раза в год и длятся от нескольких дней до месяца, говорит зампред правления банка "Новиком". По его словам, среди других актуальных уловок злоумышленников, о которых сообщают клиенты банка, - попытки взлома "Госуслуг" и вирусы, например Mamont, которые рассылаются через мессенджеры, а также поддельные сообщения от банков, различных госструктур, руководителей, знакомых.

В этом году мошенники стали активнее манипулировать своими жертвами, например, используя персональную информацию о них, указывают в ВТБ. Схема обмана подбирается с учетом возраста, социального положения, статуса клиента и оформленных на него банковских продуктов.

Портрет жертвы мошенничества, как говорят в банке "ДОМ.РФ", в целом совпадает с описанием Центробанка: в основном это жители городов в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем дохода.

"Также мошенников интересуют люди пожилого возраста и пенсионеры из-за доверчивости и недостаточности знаний о современных технологиях", - отмечает Никишов.

Мошенники стали чаще использовать ситуативный фишинг, создают поддельные приложения компаний, обещая очень выгодные предложения. Увеличивается также число угроз, связанных с использованием современных технологий, говорят в ВТБ. В этот список входит и шпионское ПО, трояны удаленного доступа, а также способ, когда обманным путем делают клоны карт и расплачиваются в магазинах через терминалы с NFC.

"С каждым годом методы мошенников становятся все более изощренными, и они начали активно использовать доверчивость детей для достижения своих целей. Важно, чтобы родители уделяли внимание не только собственной финансовой безопасности, но и обучению детей базовым правилам цифровой гигиены", - объяснили в банке.

Цели мошенников не меняются - это деньги и чувствительная информация о жертве: пароли и доступы к Госуслугам и счетам. Злоумышленники меняют сценарии, отрабатывают тактику, используют текущую информационную повестку дня, напоминают эксперты Angara SOC.

"Почему формируется новая социальная группа жертв? Потому что взрослые активно открывают детям банковские счета и карты, через которые мошенники могут получить доступ к основному счету родителя", - отмечают в компании. Там рекомендуют не сообщать детям лишнюю информацию, установить многофакторную аутентификацию для доступа к банковским приложениям и усилить контроль за детскими счетами и расходами.

Поделиться

Тест: Сможете ли вы защитить свои деньги в интернете?

Пройти тест