Небольшие площадки более гибкие, на них проще обеспечить индивидуальный подход к клиенту
Валерий Выжутович: Наибольшую доходность показали персональные услуги
Валерий Выжутович, политический обозреватель.
Валерий Выжутович, политический обозреватель. / РГ
Малый бизнес делает ставку на персональный подход. К такому выводу пришли аналитики сервиса ЮКаssа, изучив платежи за 2024 год и сравнив их с данными за 2023-й. Исследовалось, какие сегменты бизнеса популярны в магазинах разного размера: небольших, средних и крупных. Выяснилось, что небольшие площадки чаще концентрируются на персональных услугах, в среднем сегменте доминируют развлечения и туризм, а в крупном - образование, спорт и здоровье. Небольшие площадки ставят на персональный подход.

Среди небольших интернет-магазинов (с оборотом до 1 млн рублей в месяц) наибольшую доходность показали персональные услуги. Например, в 2024 году оборот массажных салонов вырос в три раза по сравнению с 2023-м, число оплат увеличилось в 2,5 раза, а средний чек - на 21 процент, до 6353 рублей. Оборот и число платежей в парикмахерских и салонах красоты выросли в два раза, а средний чек увеличился на 3 процента, до 2978 рублей. В спа-салонах оборот и количество платежей тоже выросли вдвое, а средний чек увеличился на 6 процентов и составил 4664 рубля.

Небольшие площадки чаще концентрируются на персональных услугах, в среднем сегменте доминируют развлечения и туризм

Кроме того, в 2024 году наблюдался спрос на услуги детективных и охранных агентств. Оборот таких площадок вырос на 17 процентов, число оплат - на 9 процентов, а средний чек - на 7 процентов и достиг 2207 рублей. Оборот в категории ветеринарных услуг увеличился в два раза, число платежей - на 81 процент, а средний чек - на 13 процентов и составил 5533 рубля.

Среди товаров в малом сегменте популярны строительные материалы. В 2024 году оборот таких магазинов вырос на 93 процента, число платежей - на 75 процентов, а средний чек - на 10 процентов, достигнув 10 611 рублей. Увеличился также оборот в категории сувениров и открыток - на 41 процент год к году. Число платежей выросло на 32 процента, а средний чек - на 7 процентов, до 3191 рубля. Оборот интернет-магазинов косметики стал на 67 процентов больше, число платежей увеличилось на 65 процентов, а средний чек не изменился и составил 5275 рублей.

"Небольшие площадки более гибкие, на них проще обеспечить индивидуальный подход к клиенту, поэтому в данном сегменте так популярны персональные услуги. Развитие сегмента поддерживается низким порогом входа и ростом спроса аудитории на заботу о себе", - говорит начальник отдела электронной коммерции ЮMoney Никита Савельев.

Свои приоритеты и у среднего бизнеса (магазины с оборотом до 15 млн рублей в месяц). Средний бизнес ставит на туризм и сферу развлечений. Так, в 2024 году оборот касс, которые продают билеты в театры и кино, вырос на 45 процентов, число оплат - на 15 процентов, а средний чек - на 25 процентов, до 2222 рублей. Оборот парков развлечений увеличился на 19 процентов, число платежей - на 3 процента, а средний чек - на 15 процентов, до 8033 рублей.

В 2024 году россияне активно путешествовали. По данным Ассоциации туроператоров (АТОР), посещение гражданами зарубежных стран с туристическими целями достигло 17,4 млн поездок, что выше показателя 2023 года на 15,4 процента. Оборот в категории туристических достопримечательностей и выставок за прошедший год вырос на 96 процентов, число платежей - на 71 процент, а средний чек - на 15 процентов, до 10 906 рублей. Оборот турагентств увеличился вдвое, оплат стало на 55 процентов больше, а средний чек вырос на 41 процент, до 8301 рубля. Также популярны профессиональные курсы - за год их оборот вырос на 83 процента, число платежей - на 77 процентов, а средний чек - на 4 процента, до 2812 рублей.

Успехи малого бизнеса, делающего ставку на персональный подход, говорят о растущем потреблении

"Развлечения и туризм непрерывно растут, в том числе за счет восстановления офлайн-активностей. С каждым годом пользователи все больше покупают билеты на мероприятия через интернет, потому что это удобно и безопасно", - отмечает Никита Савельев.

Среди товаров в среднем сегменте одним из лидеров стала одежда для мужчин и женщин. Оборот таких платежей вырос на 38 процентов, их количество - на 30 процентов, а средний чек - на 6 процентов, до 12 653 рублей. Оборот магазинов автозапчастей увеличился на 48 процентов, число платежей - на 26 процентов, средний чек - на 17 процентов, до 8723 рублей.

В крупном сегменте лидируют образование и спорт. Аналитики ЮKassa фиксируют рост больших площадок (с оборотом от 15 млн рублей в месяц), которые продают обучение. За прошлый год оборот и число оплат в категории бизнес-курсов выросли в 2,5 раза, при этом средний чек остался на уровне 2023 года и составил 19 938 рублей.

В крупном сегменте выделяются также предприятия быстрого питания. В 2024 году их оборот вырос на 36 процентов, число платежей - на 22 процента, а средний чек - на 12 процентов, до 1596 рублей. Оборот ресторанов и кафе увеличился почти в 2,5 раза, как и число оплат, а средний чек не изменился и составил 3396 рублей.

Как показало исследование ЮKassa, каждый сегмент фокусируется на тех направлениях, где может максимально реализовать свои преимущества и удовлетворить запросы целевой аудитории. Эти запросы растут, а вместе с ними и уровень потребления. В 2024 году, по данным "Сбериндекса", потребительские расходы россиян достигли шестилетнего максимума. В реальном денежном выражении они превысили прошлогодние на 8,8 процента. Собственно, о том же - растущем потреблении - говорят и успехи малого бизнеса, делающего ставку на персональный подход.

Валерий Выжутович
политический обозреватель
Поделиться