Необходимо системно заниматься повышением уровня преподавателей в высших учебных заведениях
Исаев: Дефицит кадров в здравоохранении и образовании остается острой проблемой
Андрей Исаев, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе.
Андрей Исаев, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе. / Владимир Федоренко/РИА Новости
На прошлой неделе в Государственной Думе состоялся "правительственный час" о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций. В нем приняли участие вице-премьер Дмитрий Чернышенко, министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, другие представители правительства.

К сожалению, проблема дефицита кадров в сфере здравоохранения и образования остается достаточно острой. Нехватка врачей составляет 23 тысячи человек. Это меньше, чем в 2023 году (тогда не хватало 29 тысяч специалистов), но цифры все равно довольно высокие. Что касается среднего медицинского персонала, дефицит составляет около 75 тысяч человек. Прежде всего медиков не хватает в небольших городах и селах. Похожая ситуация с педагогами. Вакантны почти 19 тысяч мест, и с каждым годом это число растет из-за старения кадров. В первую очередь нужны сельские учителя.

На "правительственном часе" мы как раз искали пути решения этой проблемы.

Разумеется, нам необходим детальный прогноз кадровой потребности по направлениям подготовки и по регионам. Помимо этого, надо совершенствовать распределение и согласование контрольных цифр приема студентов, обучающихся как на платной основе, так и за счет бюджета.

Должны оперативно реагировать на новые вызовы и университеты: надо закрывать неперспективные, устаревшие программы, направлять абитуриентов на дефицитные направления, чтобы на рынок труда не выходили специалисты с невостребованным профилем.

При этом стандарты обучения должны быть едиными во всех вузах. В связи с этим по итогам "правительственного часа" Министерству образования и науки и Минздраву было поручено при корректировке образовательных стандартов и разработке типовых образовательных программ в сфере здравоохранения предусмотреть включение в них единых требований. А Министерству просвещения совместно с Минобрнауки поручили завершить работу по внедрению единой системы подготовки педагогических кадров во всех высших учебных заведениях, где ведется соответствующее обучение.

Отдельный вопрос, обсуждавшийся нами, - подготовка преподавателей вузов и колледжей. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в части среднего профессионального образования правительство совместно с регионами работает над расширением мер поддержки для мастеров производственного обучения. Речь идет о выплатах за кураторство, о премиях лучшим педагогам, о стимулирующих надбавках и повышении квалификации в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Такая работа ведется в соответствии с нашими рекомендациями органам исполнительной власти по итогам прошлогоднего "правительственного часа", посвященного СПО.

Также необходимо системно заниматься повышением уровня преподавателей в высших учебных заведениях. В частности, мы рекомендовали министерству образования и науки проработать возможность включения психологического и педагогического модуля в рамках подготовки в аспирантуре.

Наконец, мы обсудили вопрос качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Недавно нами был принят закон, ужесточающий требования к организациям, ведущим подготовку будущих медицинских работников. Также в феврале в Государственную Думу был внесен законопроект о дополнительном профессиональном образовании учителей исключительно по их профилю и только в государственных образовательных организациях, "Сириусе" и "Сколкове". В ближайшее время мы тоже планируем принять этот документ.

Андрей Исаев
заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе
Поделиться