19 сентября, 03:00

Банк России усовершенствует регулирование на рынке инкассации и перевозки денег

Банк России намерен повысить прозрачность рынка инкассации и перевозки наличных денег, который переживает не лучшие времена. Растут издержки поставщиков услуг и, соответственно, цены, что вызывает недовольство бизнеса.

Владимир Астапкович/РИА Новости

Обслуживание наличных становится дороже, говорит директор департамента наличного денежного обращения Банка России Василий Прокофьев. Банки оптимизируют свои бизнес-процессы, уходят с рынка инкассаторские компании, соответственно, растут тарифы. Нужны приемлемые решения как для потребителей, так и для поставщиков услуг, считают в ЦБ. Ведь рынок инкассации и перевозки денег является неотъемлемой частью наличного обращения.

"Сегодня этот рынок, если мягко говорить, переживает не самые лучшие времена: рентабельность падает, часть поставщиков услуг сворачивает свою деятельность, остальные вынуждены повышать тарифы и оптимизировать собственные затраты зачастую в ущерб качеству", - рассказал Прокофьев на форуме "Платежный бизнес и денежное обращение-2024". Поэтому ЦБ предлагает разработать комплекс регуляторных мер, повысить прозрачность в этой сфере деятельности.

В частности, в Банке России хотят ввести реестр компаний, стандартизировать тарифы, расширить круг участников, привлекать их в регионы, где предложение не соответствует спросу, а также регулировать всех участников рынка инкассаторских услуг, а не только банки, следует из доклада ЦБ.

Вместе с тем, услуги перевозки наличных оказывают и специализированные компании, не являющиеся кредитными организациями, а также "серые" инкассаторы - сотрудники ЧОП, которые сопровождают людей, перевозящих деньги. Есть еще и "черные", о которых в документе регулятора не упоминается. Это невооруженные курьеры, которые возят деньги на обычных машинах.

Как рассказала "РГ" председатель правления ассоциации "НДО" Елена Меланич, Банк России впервые в мировой истории центральных банков опубликовал консультативный доклад, посвященный наличным деньгам. Это говорит о значимости наличных и необходимости укрепления устойчивости этой отрасли. Показанные проблемы видны как поставщикам услуги инкассации и перевозки ценностей, так и пользователям, говорит эксперт.

Регулирование должно быть усовершенствовано, считает Меланич. Сейчас, например, ЦБ не контролирует организации, занимающиеся перевозкой ценностей. Эти же компании, по словам эксперта, могут привлекаться и для перевозки наличных денег. "Возникает конкуренция между организациями, которые подчиняются разным правилам и, соответственно, имеют разные затраты", - говорит Меланич.

Сокращение розничных платежей наличными и объемов перевозимых денег снизило маржинальность деятельности. На сужающемся рынке отдельные компании долго использовали демпинговую политику - для упрочения позиции искусственно занижали тарифы. И у клиентов формировалось ошибочное представление о справедливых ценах на услуги. "За счет десятилетия демпингования все почему-то привыкли к тому, что инкассация была вторичная. Банки продавали другие услуги и за инкассацию брали 0,1-0,2% от суммы", - рассказал "РГ" Алексей Войлуков, MBA-профессор бизнес-практики РАНХиГС. Потом тарифы пошли вверх, кто-то стал брать 0,5%. Бизнесу это, конечно, не понравилось.

Но можно посмотреть и с другой стороны. В магазине стоит тот же терминал, где принимают банковские карты. За это предприниматель может платить 1,5%, чтобы деньги зачислили на счет, а за прием наличных - 0,5%. То есть в первом случае - в электронном виде, а во втором случае - физическом. И деньги нужно довезти, а это более затратно. "Естественно, комиссия 1,5% уже давно зашита в стоимость товара", - добавил Войлуков. А инкассаторам, если отталкиваться от этого примера, нужно отдать только треть из них.

Как отмечают в Банке России, демпинг осложнил положение на рынке: крупные игроки даже сворачивали деятельность из-за убытков. "В отдельных регионах это привело к монополизации рынка инкассации, перевозки наличных денег, а где то явственно обозначился риск возникновения "пустующих" рынков", - говорится в докладе регулятора. Последняя проблема особенно касалась малых населенных пунктов, удаленных и труднодоступных территорий.

Сейчас крупнейшие игроки на рынке инкассации и перевозки наличных денег - объединение "Росинкас" (которое принадлежит ЦБ и обеспечивает деятельность регулятора по организации налично-денежного обращения), Сбербанк и ФГУП ГЦСС, или "Спецсвязь", обеспечивают примерно 85% всего объема совершаемых операций. Первые две компании занимаются инкассацией, последняя - только перевозкой денег.

Но тот же "Росинкас" присутствует не во всех городах и регионах, рассказал Войлуков. И там остается выбор: либо "серые" перевозчики, либо сам бизнес. Как отметил эксперт, проблемы с инкассацией наличных денег привели к уходу двух крупных игроков: "Финчер" (бывший "Бринкс") и "Инкахран" покинули рынок в 2021 и 2023 году соответственно.

"Значительные изменения рынка в региональном разрезе произошли после ухода двух крупных игроков с разветвленной сетью подразделений", - подтверждают в ЦБ. Оставшиеся игроки столкнулись с наплывом клиентов, что отразилось на стоимости и качестве услуг. Инкассация наличных по-прежнему необходима бизнесу, чтобы, например, зачислить наличные на расчетный счет в банке или, наоборот, получить их для выдачи зарплаты, перевезти наличные из одной торговой точки в другую или из магазинов в офис бухгалтеру. И эта услуга платная, а ценообразование вызывает вопросы у потребителей.

"Плата за одну операцию перевозки наличных денег может составлять от 300 руб. до 50 тыс. руб. По данным перевозчиков - от 500 руб. до 12 тыс. руб. Большинство клиентов платят за инкассацию или перевозку от 0,1 до 0,3% от объема наличных денег", - отмечают в ЦБ. Есть те, кто платит больше - 0,5% и выше. А эти цифры бизнес считает завышенными. Если до 0,3%, то приемлемо, следует из опроса регулятора.

"Причем в этом мнении сходятся и кредитные организации, пользующиеся сторонней инкассацией или перевозкой наличных денег, и торговые точки, и небанковские финансовые организации", - такой вывод делают в ЦБ.

То есть прозрачности тарифной политики нет: некоторые поставщики требуют за свои услуги абонентскую плату, другие - за разовые выезды. Подходы к определению абонентской платы также различаются: или процент от суммы инкассируемой выручки за месяц, или в абсолютном выражении.

Но поставщиков услуг тоже можно понять: они сталкиваются с кадровым дефицитом, дорожающими автомобилями, запчастями и даже штрафами за парковку. "Далеко не всегда удается подъехать к объектам инкассации на безопасное расстояние без нарушения правил дорожного движения", - говорят в ЦБ. В прошлом году было вынесено штрафов почти на 31 млн руб.

В ЦБ предлагают изучить возможность отмены НДС с комиссии за услуги инкассации наличных денег, что снизит себестоимость услуг. Рассматривает регулятор и внедрение дифференцированного подхода: в регионах с развитой конкуренцией устанавливать нижний порог тарифов для борьбы с демпингом, а там, где поставщик один, установить государственное регулирование тарифов либо верхний и нижний пределы для предотвращения злоупотреблений.

Вместо услуг классической инкассации можно использовать альтернативные решения: самоинкассацию (зачислять средства через банкомат) и онлайн-инкассацию (через автоматизированную депозитную машину. - Прим. ред.). Самоинкассация и онлайн-инкассация - части технологического процесса, которые будут развиваться, говорит глава ассоциации "НДО". Но специальный транспорт с инкассаторами все равно должен приезжать к автоматическим устройствам.

Поделиться

Проверьте себя: Знаете ли вы, как вести личный бюджет

Пройти тест