США с ревностью наблюдают за наращиванием российско-китайского сотрудничества в Арктике
Политолог Бовт: Потепление отношений России и США могло бы начаться с Арктики
Георгий Бовт, политолог.
Георгий Бовт, политолог. / РГ
В ходе первой встречи российской и американской делегации в Эр-Рияде обсуждалось не только урегулирование украинского кризиса. По словам главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева, Россия и США могут рассмотреть совместные энергетические и другие проекты в Арктике. Хотя пока, наверное, не стоит слишком обольщаться и заглядывать далеко вперед, нельзя не признать актуальность и перспективность такого сотрудничества.

Наша страна контролирует 53% побережья Северного Ледовитого океана. Около 2,5 млн граждан РФ живут на арктической территории, это почти половина населения, живущего в Арктике во всем мире. В российском сегменте Арктики производится не менее 20% ВВП страны и около 22% от общего объема экспорта. Стоимость разведанных и предполагаемых минеральных ресурсов превышает 15 триллионов долларов. США по длине контролируемой береговой линии уступают и РФ, и Канаде. Но они не хотят остаться в стороне от "арктической гонки за ресурсами". Не случайно президент Трамп столь настойчиво "домогается" Гренландии, предлагая купить остров, после чего США оказались бы уже второй арктической державой после России.

Опыт сотрудничества в регионе у Москвы и Вашингтона уже был. Американская компания ExxonMobil сотрудничала с "Роснефтью" в сфере разведки запасов углеводородов в высоких широтах Арктики, однако вышла из проекта в 2018 году после введения западных санкций в ответ на присоединение Крыма. Еще ранее, в 2013 году, между США и РФ было заключено важное Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением моря нефтью в Арктике, дававшее в том числе доступ к технологиям предотвращения таких утечек, опасных для хрупкой экологии Арктики.

Россия контролирует 53 процента побережья Северного Ледовитого океана

Хотя с тех пор многое изменилось, уже новые обстоятельства могут побудить американцев вернуться к сотрудничеству с Россией именно в Арктике в качестве одного из первых шагов в случае ослабления санкций, если удастся добиться продвижения в украинском урегулировании. Хотя бы из "чувства ревности", с которым Вашингтон наблюдает за наращиванием российско-китайского сотрудничества в регионе. Китай проявил серьезный интерес к Крайнему Северу в начале 2010-х годов, добиваясь места в Арктическом совете, важнейшей многосторонней организации региона. Россия содействовала получению Пекином статуса наблюдателя в 2013 году. В 2018 году Госсовет КНР опубликовал "Белую книгу" по арктической политике, где Китай описывался как "приарктическое государство", имеющее свои интересы в регионе. В том числе Китай хотел бы интеграции Арктики в мега-проект "Один пояс, один путь" - в форме "Полярного шелкового пути". Во многом это совпадает с интересами России, которая хотела бы работать с разными международными партнерами в целях развития экономического потенциала региона с упором на добычу полезных ископаемых и создание транспортного коридора. Но не поступаясь суверенными правами. Москва рассматривает Северный морской путь (СМП) как внутренний транспортный маршрут, в противовес предложениям о его интернационализации.

Москва и Пекин активизировали сотрудничество в Арктике в 2010-х, прежде всего в нефтегазовых проектах. По поручению Владимира Путина и Си Цзиньпина была создана двусторонняя Подкомиссия по сотрудничеству на СМП. В 2012 году КНР инвестировала 12 млрд долл. в российский проект "Ямал СПГ". В 2016 году государственная China Poly Group подписала меморандум о взаимопонимании с Архангельской областью о строительстве глубоководного порта в Архангельске. Однако ужесточение западных санкций помешало реализации проекта. В 2019 году две китайские нефтяные компании договорились о приобретении 20-процентной доли в проекте производства СПГ, что сделало Beijing Arctic LNG 2 крупнейшим инвестором. Однако в декабре 2023 года CNPC и CNOOC были вынуждены выйти из проекта - после очередного ужесточения санкций США. С 2022 по 2023 год "Новатэк", развивающий Arctic LNG 2, заказал у Китая газотурбинное оборудование и другие технологии. Пекин как мог сопротивлялся давлению США, продолжая выполнять заказы до января 2025 года, когда "прощальные" санкции Байдена все же заставили отступиться. Так что любое ослабление американских санкций сразу дало бы толчок развитию сотрудничества не только с компаниями США, но именно многостороннему, в котором заинтересована Россия, в том числе в плане доступа к новейшим технологиям.

США, рассматривая КНР как геополитического соперника, разумеется, обеспокоены растущим интересом Пекина к Арктике. Эта обеспокоенность отражена, например, в опубликованной в июне 2024 года обновленной Арктической стратегии Минобороны США. В том числе там обозначен курс на возможный "раздел" Арктики между двумя соперничающими политическими блоками. Однако именно такого раскола, за которым последует неизбежно милитаризация Арктики, и хотелось бы избежать. Это можно сделать только на основе многостороннего сотрудничества, включая все государства-члены Арктического совета (Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания с Гренландией и Фарерскими островами). Пока Арктика по-прежнему свободна от вооруженных конфликтов и войн, в отличие от всех других частей света.

США, рассматривая Китай как соперника, обеспокоены растущим интересом Пекина к Арктике

Даже в годы "холодной войны" Москва и Вашингтон сумели подняться над военно-политическим соперничеством, взаимодействуя в Арктике. Так, в 1972 году Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев подписал с президентом Ричардом Никсоном Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в котором "арктические и субарктические экологические системы" были названы областями особого внимания для "обмена учеными… обмена научной и технической информацией". В 1973 году появилось Соглашение о сохранении белых медведей - как пример использования науки для укрепления доверия. После "холодной войны" во многом именно отношения между учеными касательно Арктики тоже стали важным фактором укрепления доверия, которое распространилось потом на политическую и военную сферы. Надо и сейчас использовать этот опыт.

Подготовила Елена Березина

Георгий Бовт
Поделиться